г. Красноярск |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А33-19143/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" февраля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Таракановой О.М.
при участии:
от заявителя (краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 5"): Шмелева Е.В., представителя по доверенности от 10.01.2018 N 02/Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" октября 2017 года по делу N А33-19143/2017, принятое судьёй Смольниковой Е.Р.,
установил:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 5" (ИНН 2457045484, ОГРН 1022401623551, г. Норильск; далее - заявитель, страхователь, диспансер) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края (ИНН 2457049930, ОГРН 1022401631746, г. Норильск; далее - ответчик, управление, пенсионный фонд) о признании решения от 19.07.2017 N 205S19170011133 недействительным.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "09" октября 2017 года заявление удовлетворено, решение пенсионного фонда от 19.07.2017 N 205S19170011133 признано недействительным. Суд обязал ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным судебным актом, пенсионный фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на следующие обстоятельства:
- исходная форма отчета СЗВ-М за август 2016 года является недостоверной, поскольку изначально не содержала сведения по одному из работающих у страхователя застрахованному лицу;
- с учетом пункта 5 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) и Инструкции от 21.12.2016 N766н, дополняющая форма подается страхователем в случае, если изначально сведения на застрахованное лицо были поданы, но требуют дополнительных уточнений либо исправлений (ошибка в СНИЛС, фамилии и т.д.).
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на несостоятельность доводов ответчика, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Ответчик (государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края) в судебное заседание не направил своих представителей, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Из пояснений представителей сторон и материалов дела следует, что управлением по результатам проверки ежемесячных сведений по форме СЗВ-М за август 2016 года и ежеквартальной отчетности по форме РСВ-1 установлены расхождения между двумя этими формами отчетов: в отчете за август 2016 года страхователь не отразил Ющенко Н.О. как застрахованное лицо, в то время, как в РСВ-1 за 9 месяцев 2016 года диспансер указал информацию об этом застрахованном лице вместе с суммой выплат и вознаграждений, начисленных в пользу этого лица. Управлением эта информация была доведена до сведения страхователя 10 мая 2017 года в виде документа "Сверка данных 6 раздела РСВ-1 и SZV-V" с отражением сведений по указанному застрахованному лицу со ссылкой на его СНИЛС, направленного по телекоммуникационным сетям связи согласно представленному скриншоту. В информационном окне, сопутствующем пересылаемому сообщению, были отражены сведения о необходимости отработать расхождения в пятидневный срок.
11.05.2017 страхователем в Управление Пенсионного Фонда была представлена дополняющая форма за август месяц 2016 года, в которой были отражены индивидуальные сведения на Ющенко Н.О.
По результатам проверки этой дополняющей формы управлением 27.06.2017 составлен акт N 205S18170010104, в котором зафиксирована неполнота и недостоверность сведений за август 2016 года: непредставление сведений на Ющенко Н.О.
Страхователь с представленным актом проверки N 205 S18170010104 от 27.06.2017 не согласился, представил в учреждение возражения на акт, указав на факт получения страхователем письма от учреждения о расхождениях СЗВ-М за август 2016 года и РСВ за 9 месяцев и устранение им выявленных нарушений в течение 5 дней.
19.07.2017 состоялось рассмотрение материалов проверки в отсутствие страхователя, извещенного о месте и времени рассмотрения акта, по результатам которого вынесено решение от 19.07.2017 N 205S19170011133 о применении финансовой санкции в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 500 рублей за предоставление неполных и недостоверных сведений. Указанное решение направлено в адрес ответчика по каналам телекоммуникационной связи 19.07.2017.
01.08.2017 выставлено требование N 205S01170400123 об уплате финансовой санкции, которое направлено в адрес страхователя 01.08.2017 по каналам телекоммуникационной связи.
Не согласившись с решением пенсионного фонда от 19.07.2017, считая его нарушающими права и законные интересы страхователя, учреждение обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Соблюдение заявителем срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения фонда проверено судом первой инстанции, нарушений не установлено.
Арбитражным судом Красноярского края существенных нарушений процедуры вынесения оспариваемого решения не установлено, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что Управление Пенсионного Фонда не доказало законность оспариваемого решения в соответствии с требованиями статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
страховой номер индивидуального лицевого счета,
фамилию, имя и отчество,
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "сведения о застрахованных лицах" в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" согласно приложению к настоящему постановлению. Согласно данному постановлению страхователь обязан отразить в данной форме свой регистрационный номер, наименование, идентификационный номер налогоплательщика, отчетный период, тип формы (исходная, дополняющая, отменяющая), а также индивидуальные сведения на застрахованных лиц в виде таблицы с отражением информации, указанной в пункте 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона,
представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Поэтому для вывода о наличии в деянии страхователя признаков правонарушения, предусмотренного абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, необходимо достоверно установить, что отчетность по форме СЗВ-М за соответствующий период представлена страховщику позднее отведенного установленного срока, либо содержала неполные (или) недостоверные сведения; при этом в случае обнаружения ошибок в представленных страховщику формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователю для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Судом апелляционной инстанции установлено, что страхователем в отчете за август 2016 года не отражены индивидуальные сведения на Ющенко Н.О., указанные сведения представлены в Управление Пенсионного Фонда только 11 мая 2017 года.
При указанных обстоятельствах, с учетом приведенного нормативного правового регулирования, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что выявленное фондом нарушение свидетельствует о совершении учреждением такого состава правонарушения, как нарушение срока представления индивидуальных сведений в отношении указанного застрахованного лица. Следовательно, квалификация пенсионным фондом указанного деяния в качестве представления неполных или недостоверных сведений является необоснованной.
Законодатель установил ответственность не за недостоверность формы, в которой предоставляются сведения, а за недостоверность индивидуальных сведений (страхового номера индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчества, а также идентификационного номера налогоплательщика).
Поскольку пенсионным фондом не было установлено недостоверности сведений в отношении индивидуальных сведений на Ющенко Н.О., то привлечение страхователя к ответственности на основании пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не соответствует требованиям законодательства.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в фонд.
В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как установлено судом первой инстанции из пояснений сторон и представленного в материалы дела документа "Сверка данных 6 раздела РСВ-1 и SZV-V", 10 мая 2017 года Управление Пенсионного Фонда довело до сведения страхователя наличие расхождений в ежемесячных и ежеквартальных индивидуальных сведениях страхователя в отношении Ющенко Н.О.; 11 мая 2017 года учреждением данная ошибка устранена: сведения в отношении данного застрахованного лица представлены ответчику.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений пенсионным фондом установлено пунктом 39 ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
Следовательно, у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Установление всех элементов состава любого правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Таким образом, привлекая Учреждение к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пенсионный фонд должен не только констатировать факт представления неполных и недостоверных сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями.
Между тем, в акте проверки от 27.06.2017 и в решении пенсионного фонда от 19.07.2017 не установлены основные элементы состава вменяемого правонарушения, в том числе событие и виновность Учреждения, в чем именно выразилось несоответствие (недостоверность) представленных страхователем индивидуальных сведений.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Красноярского края пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не доказано событие вменяемого правонарушения, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений. Следовательно, Управление Пенсионного фонда не доказало наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за август 2016 года.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Норильске Красноярского края на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, в том числе, за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" октября 2017 года по делу N А33-19143/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19143/2017
Истец: краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 5"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. НОРИЛЬСКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ