г. Томск |
|
6 февраля 2018 г. |
Дело N А03-13118/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 октября 2017 года по делу N А03- 13118/2017 (судья Русских Е.В.)
по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Западно- Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1135476028687, ИНН 5406738623, 630099, ул. Советская,30, г. Новосибирск)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ОГРН 1042202282132, ИНН 2225066565, 656002, ул. Советская, 16, г. Барнаул)
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Западно- Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) от 21.06.2017 N 22/001/005/2017-5441 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на объект недвижимого имущества - здание гаража с кадастровым номером 22:26:030301:2038, общей площадью 31,3 кв.м., по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, ул. Пушкина, 44, пом. 1 и обязании Управления Росреестра зарегистрировать право оперативного управления Учреждения на указанный объект недвижимого имущества.
Решением от 31.10.2017 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено, суд признал незаконным оспариваемое решение и обязал Управление Росреестра осуществить государственную регистрацию права оперативного управления Учреждения на спорный объект.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшийся судебный акт, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.04.2011 за Учреждением признано право оперативного управления на помещение гаража общей площадью 30,68 кв.м., состоящее из бокса N 3, смежное с помещениями, занимаемыми органами пограничной службы (бокс N 2) и обществом с ограниченной ответственностью "ТЕН" (боксы 4,5), и расположенное в здании гаража литера Г с кадастровым номером 22:26:030301:1941, общей площадью 395, 7 кв.м., расположенное по адресу: Алтайский край, Локтевский район, г. Горняк, ул. Пушкина, д. 44.
По данным Единого государственного реестра недвижимости площадь спорного объекта (кадастровый номер 22:26:030301:2038) составляет 31,3 кв.м. Выявив противоречие между правоустанавливающим документом (решение суда) и содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости сведениями об объекте недвижимого имущества (расхождение в площади и адресе (описание местоположения)) регистратором приостановлена государственная регистрация, а затем отказано в государственной регистрации.
Действующее законодательство не предусматривает возможности одновременного существования в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных вещных правах на здание и входящие в его состав помещения.
В настоящий момент в отношении здания с кадастровым номером 22:26:030301:1941 имеются следующие актуальные сведения в Едином государственном реестре недвижимости о правах: собственником является муниципальное образование Локтевский район Алтайского края, право аренды на весь объект зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "ЛТК" на основании договора аренды муниципального имущества от 22.07.2016 N 33.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.04.2011 по делу А03-6587/2010 признано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения на помещение агрометеорологической станции, общей площадью 57,4 кв.м. (помещения 1, 12, 13, 13а, 14), расположенные в административном здании Литера А1 с кадастровым номером 22:26:120248:04:590/684/А1:0044/А1, площадью 232,9 кв. м по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина 44, а также на помещение гаража общей площадью 30,68 кв. м, состоящее из бокса, смежного с помещениями, занимаемыми обществом с ограниченной ответственностью "ТЕН" (боксы 4,5), расположенное в здании гаража Литера Г с кадастровым номером 22:26:000000:00:554/045/А1:0044:А1 общей площадью 395, 7 кв. м по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина, 44.
В соответствии с кадастровым паспортом от 22.08.2016 и экспликацией к поэтажному плану нежилому помещению, изменившаяся в результате перемера и пересчета общая площадь которого составила 31,3 кв.м., присвоен кадастровый номер 22:26:030301:1941, 22.08.2016 поставлено на кадастровый учет.
В кадастровом паспорте имеются сведения об адресе объекта недвижимости, согласно которым помещение гаража расположено по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина 44, пом. 1.
09.03.2017 Учреждение обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на помещение гаража общей площадью 30,68 кв.м., расположенное по адресу Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина 44 А.
Решением государственного регистратора от 21.03.2017 государственная регистрация права оперативного управления на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина 44, пом. 1, приостановлена в связи с имеющимися противоречиями в площади и адресе объекта, указанным в кадастровом паспорте и правоустанавливающем документе, представленном на государственную регистрацию, рекомендовано устранить недостатки.
Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, устранены не были, решением государственного регистратора от 21.06.2017 в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества. расположенный по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина 44, пом. 1, отказано.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права оперативного управления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 18 названного Закона к заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ. Пунктом 2 статьи 17 Закона установлен запрет на истребование дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Статьей 20 Федерального закона 122-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно абзацам 9, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества; документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными и зарегистрированными правами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 указанного Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужило не устранение противоречий в сведениях о площади и адресе объекта недвижимого имущества, на который заявитель просил зарегистрировать право собственности, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и правоустанавливающемдокументе (решении суда).
Вместе с тем, отказывая в государственной регистрации прав, государственный регистратор не учел, что в качестве правоустанавливающего документа заявителем предоставлено решение суда, устанавливающее возникновение права оперативного управления заявителя на спорное помещение гаража, содержащее описание объекта, включая его площадь.
Обращение заявителя в регистрирующий орган направлено на то, чтобы в Едином государственном реестре недвижимости содержались достоверные сведения относительно признанного в судебном порядке права оперативного управления заявителя на нежилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина, 44. пом. 1.
Как видно из материалов дела, в решении Арбитражного суда Алтайского края от 29.04.2011 по делу N А03-6587/2010 указано, что государственное учреждение "Алтайский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд к администрации Локтевского района Алтайского края, к администрации г. Горняка Алтайского края о признании права оперативного управления на помещение метеостанции и гаража, расположенных по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина 44.
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, привлечено Территориального Управления Федерального агентства по управлению имуществом в Алтайском крае.
Судом признано право оперативного управления Учреждения на помещение гаража общей площадью 30,68 кв.м., расположенного по адресу: Алтайский край, г. Горняк, ул. Пушкина 44 А.
Вступившее в законную силу решение суда в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации является самостоятельным основанием для государственной регистрации объекта недвижимости.
Судом первой инстанции отклонены доводы Управления Ростреестра о возможности зарегистрировать право оперативного управления на отдельное помещение в здании только в случае утраты зданием правового режима объекта недвижимости.
Решение суда является как основанием для регистрации права на нежилое помещение, так и основанием для утраты предыдущим правообладателем (Администрацией Локтевского района) соответствующего права.
В рамках дела N А03-6587/2010 Администрация Локтевского района Алтайского края являлась ответчиком, судебный акт по результатам рассмотрения указанного дела, представленный заявителем при обращении в регистрирующий орган, является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи.
Изменение площади помещения в здании гаража с 30,68 кв. м на 31,3 кв. м связано с уточнением размеров помещений данного здания, что не повлекло возникновения нового помещения (объекта недвижимости) либо изменения его качественных характеристик, которые могли бы повлиять на сведения о государственной регистрации.
Суд не может согласиться с доводом регистрирующего органа о невозможности идентификации объекта недвижимости, подлежащего регистрации. Представленные Учреждением в Управление Росреестра документы содержат полное техническое описание заявленного к регистрации помещения и позволяют идентифицировать названный объект недвижимого имущества.
Довод Управления Росреестра о том, что заявитель в период с 2011 года по 2017 год не воспользовался правом обратиться с заявлением о регистрации права на спорный объект недвижимости необоснованный, так как Закон о регистрации не предусматривает срок для подачи заявления о регистрации права, в связи с чем заявитель был вправе подать заявление и соответствующие документы к нему в любое время.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что Управлением Росреестра в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 октября 2017 года по делу N А03-13118/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13118/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2018 г. N Ф04-1560/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК