Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2018 г. N Ф03-1456/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
07 февраля 2018 г. |
А73-13973/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.
при участии в заседании:
от Акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска: Грачева Евгения Олеговна, представитель по доверенности от 13.12.2017 N 3960/02-02;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Полякова Ирина Валерьевна, представитель по доверенности от 28.02.2017 N 86-2017; Солтанов Теймур Ягубович, представитель по доверенности от 28.02.2017 N 85-2017;
от Администрации города Хабаровска: Подолякина Олеся Сергеевна, представитель по доверенности от 13.12.2017 N 3960/02-02;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: Леонтьева Ольга Вячеславовна, представитель по доверенности от 11.10.2017 N 27юр-106-8712.1-08;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска", Администрации города Хабаровска
на решение от 17.11.2017
по делу N А73-13973/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Паниной А.А.
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска"
о признании права собственности, признании права хозяйственного ведения
третьи лица Администрация города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, место нахождения: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37; далее-ФГУП "Почта России", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (ОГРН 1042700170061, ИНН 2721121661, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, пер. Топографический, д. 9, далее-АО "ЦИТ", общество, ответчик) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение I (10-17; 43), общей площадью 269,7 кв. м, расположенное на первом этаже здания по адресу г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, д. 27 (далее-спорное недвижимое имущество).
Определением от 11.09.2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Хабаровска (далее - Администрация), Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТС Росимущества).
По ходатайству МТС Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, последнее привлечено к участию в деле соистцом по требованию о признании права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости. ФГУП "Почта России" заявлен отказ от требования о признании права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости, который принят судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.11.017 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Хабаровска и АО "ЦИТ" обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалоб приводят доводы о том, что до принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1, спорные помещения были переданы в муниципальную собственность. На имущество, которое решением Хабаровского краевого Совета народных депутатов VI сессии 21 созыва от 10.10.1991 года передано в муниципальную собственность, нормы Постановления N 3020-1 не распространяются. Отсутствуют доказательства, подтверждающие закрепление за ФГУП " Почта России" на вещном праве спорного имущества, которое на момент разграничения государственной собственности входило в состав государственного предприятия связи, либо было закреплено за ним. Спорное имущество используется истцом по договору аренды. ФГУП "Почта России", созданное 13.02.2003 не является правопреемником учреждений почтовой связи, при создании истцу спорный объект не передавался, вывод суда об использовании спорных помещений с 1973 года документально не подтвержден.
АО "ЦИТ" в апелляционной жалобе также приводит доводы о том, что ФГУП "Почта России" не является предприятием почтовой связи, созданным до 08.12.1994 года, указанное предприятие создано 13.02.2003.
Исходя правовой опенки Распоряжения Правительства от 05.09.2002 года N 1227-р не любое имущество, которым ранее пользовались отделения почтовой связи закрепляется на праве хозяйственного ведения за вновь созданным ФГУП "Почта России". Состав такого имущества должен быть определен Минимуществом РФ по согласованию с Минсвязи РФ. В материалах дела отсутствуют доказательства, что соответствующий распорядительный акт был принят и в состав имущества, подлежащего закреплению на праве хозяйственного ведения, вошло спорное нежилое помещение.
Определениями Шестого апелляционного арбитражного суда от 22.12.2017 и от 26.12.2017 апелляционные жалобы приняты к производству, судебное разбирательство назначено на 01.02.2018 на 11 часов 30 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Представителем Администрации в судебном заседании заявлено ходатайство, которое поддержано представителем АО "ЦИТ", об отложении судебного разбирательства с целью заключения мирового соглашения.
Представители ФГУП "Почта России" и МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО возражали против заключения мирового соглашения, мотивировав свою позицию отсутствием у ответчика намерений урегулировать спор мирным путем. Представили в материалы дела письмо Департамента муниципальной собственности от 07.09.2017 исх. N 07-13/9033 об отсутствии свободных нежилых помещений соответствующих технологическим нормам для размещения отделения почтовой связи.
Принимая во внимание, что заключение мирового соглашения по делу в силу норм, предусмотренных главой 15 АПК РФ, предполагает мирное урегулирование спора, а истцы против заключения мирового соглашения возражают по мотиву отсутствия реальных намерений предоставить нежилое помещение, в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
ФГУП "Почта России" и МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО не согласились с жалобами, просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения по основаниям, указанным в представленных отзывах. Согласно позиции истцов, ФГУП "Почта России" является правопреемником организации почтовой связи, которой для размещения отделения почтовой связи N 9 предоставлено спорное нежилое помещение с целью использования в уставной деятельности по оказанию услуг почтовой связи. Предприятие почтовой связи использовало помещение в уставной деятельности, оно относилось к его имущественному комплексу на 1991 год и в последующем из владения предприятия почтовой связи не выбывало.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 ААК РФ.
Как следует их материалов дела и установлено судом, в нежилых помещениях N 1 (10-17,43) общей площадью 269,7 кв.м., по адресу: г. Хабаровск, ул. Демьяна Бедного, 27 расположено отделение почтовой связи N 9 филиала ФГУП "Почта России".
Право собственности на указанный объект на основании акта о приеме передаче здания N 00005375 от 01.12.2004, Постановления мэра города Хабаровска N 856 от 23.06.2004 зарегистрировано за ОАО "Центр инновационных технологий города Хабаровска".
Ранее на спорное помещение было зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округа "Город Хабаровск" и право хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Центр инновационных технологий города Хабаровска".
Право собственности муниципального образования Город Хабаровск на спорное помещение зарегистрировано на основании решения VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" от 10.10.1991, в силу которого в состав муниципальной собственности подлежит включению жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда и отдельно стоящие здания и сооружения, находящиеся на балансе местных советов, либо предприятий и организаций, подведомственных им.
Впоследствии, в результате приватизации Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Центр инновационных технологий города Хабаровска" путем преобразования в открытое акционерное общество права на спорное помещение зарегистрированы за АО "ЦИТ г. Хабаровска".
АО "ЦИТ" спорное недвижимое имущество сдает ФГУП "Почта России" в аренду, что подтверждается соответствующими договорами, заключенными с предприятием начиная с 2004 года: N 770/04 от 29.09.2004, N 65/06 от 04.12.2006, N 228/08 от 18.03.2009, N 14/12/1 от 13.02.2012.
ФГУП "Почта России" и МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, ссылаясь на то, что спорное имущество необходимо для осуществления ФГУП "Почта России уставной деятельности, до государственной регистрации за муниципальным образованием права собственности на спорное помещение в отношении него в силу закона возникло право федеральной собственности и ограниченное вещное право предприятия почтовой связи, обратились в Арбитражный суд Хабаровского края с рассматриваемым иском.
Изучив материалы дела, выслушав позицию участников процесса, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах и отзывах, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно разъяснений, данных в пунктах 58,59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Пунктом 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В части 4 той же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294 и 296 ГК РФ).
Заявляя требования, предприятие и МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО ссылаются на постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и возникновение на спорное помещение права собственности Российской Федерации в силу закона, помещение никогда никому не передавалось, с момента ввода здания в эксплуатацию в 1987 году и по настоящее время непрерывно используется отделением почтовой связи.
В соответствии со статьями 2 и 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
Средствами почтовой связи являются здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи. К объектам почтовой связи относятся обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).
Предприятие почтовой связи, созданное до 08.12.1994, является обладателем права хозяйственного ведения на используемое в его деятельности имущество, что следует из разъяснений, изложенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что право на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом.
В силу положений пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, а также раздела IV приложения N 1 к нему, предприятия связи, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В Приложении N 3 Постановления N3020-1 в качестве объектов, подлежащих включению в муниципальную собственность, учреждения связи и занимаемые ими помещения не поименованы.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи была запрещена (пункт 2,1.24).
Таким образом, в предмет доказывания по рассматриваемому иску входит установление оснований возникновения права собственности и права хозяйственного ведения истцов, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, а именно, использовалось ли спорное недвижимое имущество предприятием связи на момент разграничения государственной собственности.
Как установлено по материалам дела, технические паспорта на спорное помещение, изготовленные до 1991 года и после 1991 года содержат сведения, о том, что с момента первичной инвентаризации объекта в нем располагалось отделение почтовой связи, о чем свидетельствует назначение помещений указанное в экспликации (операционный зал, сортировочная).
Из трудовых договоров, представленных в материалы дела следует, что отделение почтовой связи N 9 располагалось в спорном помещении до 1991 года.
Согласно справочнику Министерства связи РСФСР "Служебные телефоны Хабаровска 1990 год (по состоянию на май 1990 года) в спорном помещении располагалось отделение почтовой связи N 9, ему был присвоен соответствующий номер телефона, который указан в справочнике.
Как следует из письма ОАО "Территориальный проектный институт "Хабаровскпромпроект" от 09.10.2017 N 01-15/261, в жилом доме N 2 по ул. Демьяна Бедного, в соответствии с заданием были запроектированы нежилые помещения, предназначенные для размещения почтовой связи, в данном случае ОПС N 9, ул. Д. Бедного, 27.
В соответствии с пунктом 8 приложения N 21 к решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов 6-й сессии 21 -го созыва от 10.10.1991 в состав государственной (краевой) собственности было включено Государственное предприятие связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ" в состав которого входили и предприятия почтовой связи, в том числе Хабаровский почтамт.
На основании Приказа Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края N 206 от 11.05.1993 учреждено управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края как правопреемник государственного предприятия связи информатики "Россвязьинформ" Хабаровского края в части почтовой отрасли, закреплено государственное имущество в соответствии с разделительным балансом на 01.01.1993 на праве оперативного управления за управлением федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Па основании Приказа Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Хабаровского края от 26.05.1993 N 114 Хабаровский почтамт передан в распоряжение управления Федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Приказом N 45 от 15.09.1994 Хабаровский почтамт и Управление Федеральной почтовой связи объединены в единую структурную единицу-Управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Согласно приказу Комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 22.01.1997 N 21 за госучреждением Управление Федеральной почтовой связи Российской Федерации на праве оперативное управления закреплено имущество в объемах и на условиях в соответствии с заключенным договором (приложение N 1). В частности, в соответствии с пунктами 1,2 указанного договора за учреждением закрепляется имущество, которым оно наделено на момент создания, а для действующего -отраженное в балансе но состоянию на 01.01.1996. Имущество учреждения находится в государственной собственности РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р было создано федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", основанное на праве хозяйственного ведения.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 01.03.2004 N 106-р/ЛР-П5-1511 утвержден перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежало передаче ФГУП "Почта России", в том числе - имущество ГУ-УФПС Хабаровского края.
В 2005 году Правительством Российской Федерации принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и Управления Федеральной, почтовой связи Хабаровского края (распоряжение от 08.09.2005 N 1362-р). Пунктом 3 данного распоряжения было установлено, что имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
Таким образом, поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение находилось во владении и пользовании отделения почтовой связи, суд пришел к правильному выводу о том, что оно в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности и должно быть закреплено за предприятием "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
Принимая во внимание, что право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на спорное имущество, и право собственности Российской Федерации, возникли до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалоб со ссылкой на пункт 16 Постановления N 3020-1 и отнесение спорного объекта к муниципальной собственности Решением 6 сессии 21 созыва Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 10.10.1991 года подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 16 Постановления N 3020-1, порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям"; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.
В статье 2 Закона РСФСР от 21.11.1990 N 343-1 "О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" было предусмотрено, что в области формирования муниципальной собственности краевые, областные, районные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов, а по их поручению также городские районного подчинения, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов осуществляют инвентаризацию, оценку и составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность и протоколы их согласования соответственно с вышестоящими и нижестоящими Советами, вносят предложения в вышестоящие Советы, органы государственного управления, предприятия, учреждения и иные организации о передаче в муниципальную собственность предприятий, организаций, учреждений, а также иных объектов, относящихся к государственной собственности и имеющих особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционирования местного хозяйства.
Спорный объект к указанной категории объектов не относился, а потому, не мог быть передан в муниципальную собственность.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителей жалоб и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не установлено
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17.11.2017 по делу N А73-13973/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13973/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2018 г. N Ф03-1456/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП УФПС Хабаровского края - филиал "Почта России"
Ответчик: АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска"
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, РОСИМУЩЕСТВО, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом