г. Пермь |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А60-22285/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В..
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от ответчика - открытого акционерного общества "Птицефабрика "Первоуральская": Сурина К.В. (паспорт, доверенность N 325 от 28.06.2017),
от истца и от третьих лиц, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 октября 2017 года
по делу N А60-22285/2016,
принятое судьей Е.Ю. Абдрахмановой,
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
к открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Первоуральская" (ОГРН 1116625005331, ИНН 6625064295)
третьи лица: Федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу", Администрация городского округа Первоуральск
о взыскании ущерба в результате загрязнения отходами земельного участка,
установил:
Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Первоуральская" о взыскании 41 433 500 руб., ущерба, причиненного почве в результате загрязнения отходами производства "Помет куриный" двух земельных участков площадью 3 560 кв. м и 1 827 кв.
В порядке ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу", Администрация городского округа Первоуральск.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что судом, в нарушение ч.2 ст.69 АПК РФ, не приняты во внимание обстоятельства, установленные решением суда по делу N А60-1851/2017. Судом не дана оценка пояснениям заместителя генерального директора фабрики. Отмечает, что выводы суда не соответствуют материалам дела, отсутствие причинения вреда ответчиком не доказано.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Птицефабрика "Первоуральская" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:58:0104001:0020, площадью 400 000 кв.м., расположенный по адресу: г. Первоуральск, ул. Пролетарская, 70, с разрешенным использованием - для производственной базы (свидетельство о государственной регистрации права собственности 66 АЖ 130990).
На основании Приказа Департамента Росприроднадзора по УрФО от 21.08.2014 N 947, в период с 25 августа 2014 года по 12 сентября 2014 года сотрудниками Департамента была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ОАО "ПТИЦЕФАБРИКА "ПЕРВОУРАЛЬСКАЯ" требований природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления, использования и охраны земель.
В ходе обследования территории ответчика (акт от 04.09.2014, акты обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований N 1 от 27.08.2014, N 2 от 27.08.2014) обнаружено: загрязнение почвы и самовольное (незаконное) перекрытие поверхности почв при несанкционированном размещении отхода производства "Помет куриный" на двух участках расположенных вокруг стационарного пометохранилища предприятия, в западной части земельного участка, отведенного под производственную базу птицефабрики, площадью 40 га. с кадастровым номером 66:58:0104001:20. Также установлено, что рассматриваемые места несанкционированного размещения отхода "Помет куриный" не оборудованы, складирование отхода производится непосредственно на почвенный покров.
В соответствии измерениями произведенными в ходе проведения проверки площадь загрязнения в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв при несанкционированном размещении отхода производства "Помет куриный" первого участка (1-е временное пометохранилище) составляет 3560 м2. Объем не санкционированно размещенного отхода производства составил 3560 м3.
Площадь загрязнения в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв при несанкционированном размещении отхода производства "Помет куриный" второго участка (3 -е временное пометохранилище) составляет 1827 м2. Объем не санкционированно размещенного отхода производства составил 913,5 м3.
Выводы истца о загрязнении почвы в результате хранения отходов производства сделаны на основании результатов анализа проб почвы и отходов, проведенного ФБУ "ЦЛАТИ по УФО", с учетом пояснительной записки к результатам анализа проб почв и отходов ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" (Приложение N 1 к протоколам NN 113 "Б" /1-3, 54 п от 12.09.2014 г.). Всего с учетом условно-фоновой пробы было отобрано 7 проб, в том числе 3 объединенные пробы почвы и 3 объединенные пробы отхода "Помет куриный" (Акты отбора проб почв от 04.09.2014 г. NN 1, 2, 3, 4, Акты отборы проб отходов NN 1, 2, 3).
Согласно результатам анализа почвы, выполненного ФБУ "ЦЛАТИ по УФО", в местах отбора в пробах почвы наблюдается превышение ПДК и условно-фоновых значений на территории 1-го временного пометохранилища по нитрат-иону в 14,5 раза; по хлорид-иону в 10,4 раза; по азоту аммонийному в 7,7 раза; по магнию в 2,3 раза; по фосфору в 2,2 раза; по калию в 1,7 раза; по железу в 1,4 раза; по цинку в 1,2 раза; по сере в 1,2 раза, на территории 3 -го временного пометохранилища - по нитрат-иону в 354 раза; по хлорид-иону в 18,5 раза; по нитрит-иону в 10,7 раза; по азоту аммонийному в 9,9 раза; по фосфору в 5,8 раза; по сере в 5,6 раза; по натрию в 5,2 раза; по нефтепродуктам в 3,4 раза; по магнию в 2,7 раза; по цинку в 2,7 раза; по хрому в 2,6 раза; по кальцию в 2,1 раза; по калию в 1,8 раза; по никелю в 1,6 раза; по меди в 1,5 раза; по железу в 1,3 раза; по свинцу в 1,2 раза.
По итогам проверки был составлен Акт N 224 от 12.09.2014, в котором зафиксировано, что ОАО "Птицефабрика "Первоуральская" допустило захламление почвы и ее перекрытия при несанкционированном размещении свежего куриного помета непосредственно на почву в первом и третьем временных пометохранилищах в период с июля по август 2014 г. Масса свежего куриного помета, размещенного на площадях 3560 кв. м и 1827 кв. м соответственно равна 356 тоннам и 91,35 тонны.
По результатам проверки ОАО "Птицефабрика "Первоуральская" были выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований со сроком исполнения 20.07.2015 N 224-1 от 12.09.2014, N 224-2 от 12.09.2014, N 224-3 от 12.09.2014, N 224-4 от 12.09.2014, 224-5 от 12.09,2014.
Постановлением о назначении административного наказания ОАО "Птицефабрика "Первоуральская" от 17.09.2014 N 378 было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
С учетом указанного, истец в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, произвел расчет вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, размер которого составил 41 433 500 руб. и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 -ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 28 названного Закона).
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объектом охраны окружающей среды являются в том числе земли, недра, почвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно п. 1 ст. 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона N 7-ФЗ).
Определение размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О указано, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона N 7-ФЗ).
Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика исчисления размера вреда, Методика).
Методикой исчисления вреда размер вреда, причиненного почвам, исчисляется в стоимостной форме, в результате:
а) химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
б) несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
в) порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с пунктами 5,6,7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Таким образом, для возложения гражданско-правовой ответственности по ст. 77 Закона N 7-ФЗ за гражданско-правовой деликт лицу, обратившемуся с соответствующим требованием, необходимо доказать совокупность следующих обстоятельств: противоправный характер действий (бездействия) причинителя вреда, вину данного лица, наличие вреда окружающей среде, факт и размер причиненных противоправными действиями этого лица убытков, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим вредом.
Отсутствие хотя бы одного элемента является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении вреда.
Размер ущерба может определяться только после установления факта причинения вреда.
В обоснование заявленного требования истец ссылается на установление по результатам проведенной проверки, в том числе анализа проб почвы, факта превышения условно-фоновых концентраций веществ в почве (по нитрат-иону, хлорид-иону; по азоту аммонийному; по магнию; по фосфору; по калию; по железу; по цинку; по сере; по натрию; по нефтепродуктам; по хрому; по кальцию; по никелю; по меди; по свинцу), что, по его мнению, свидетельствует о причинении вреда почвам.
Факт того, что ответчик размещал помет куриный в несанкционированном месте при отсутствии надлежащих документов без соблюдения экологических требований к размещению отходов производства и потребления сторонами не оспаривается.
В то же время ответчик ссылается на недоказанность размера ущерба в связи с допущенными при отборе проб нарушениями, а также на отсутствие факта причинения вреда в результате размещения помета куриного.
С учетом доводов сторон судом была назначена судебная экспертиза, и по ее результатам - дополнительная экспертиза.
По результатам экспертизы, назначенной определением от 21.09.2016, эксперты О.М. Гуман и А.Б. Макаров в заключении от 21.11.2016 пришли к следующим выводам (ответы на вопросы):
- по результатам топографической съемки возможно уверенно определить соответствие площади и объема пометохранилищ N 1 и N 3, указанной в акте натурного обследования: его площадь, которая составляет 1718 м. Различия с установленной ранее площадью здесь очень небольшие (1827 м~). Принимая за основу среднюю высоту куриного помета 0,5 м (согласно Акту проверки Росприроднадзора) объем пометохранилища не может превышать 859 м.
- Почвы в пределах участков помётохранилищ N 1 и N 3 отсутствуют; супеси не корректно сравнивать с фоновыми значениями элементов и соединений в почвах, так как содержание тяжелых металлов в них всегда будет выше. Породообразующие элементы, к которым относятся Al, Fe, К, Са, Mg, Na, всегда будет выше в подстилающих гумусовый слой грунтах, чем в почвах (например, среднее содержание Mg в земной коре 22600 мг/кг, в почвах - 5000 мг/кг), поэтому повышенные содержания их в супесях - основании помётохранилищ, не является следствием какого - либо загрязнения.
Размещение куриного помета не привело к возникновению концентраций тяжелых металлов, указанных в протоколе N 54п от 12.09.2014. Влияние куриного помета выражается лишь в слабо повышенных содержаниях нитратиона и азота аммонийного. Воздействие локально, только в пределах помётохранилища и никак не скажется на окружающую природную среду.
- Поскольку при проходке выработок установлено, что почвы в пределах частков временных помётохранилищ N 1 и N 3 отсутствуют, сравнение концентраций химических элементов и соединений в почвах и фунтах (почвообразующих породах) не может считаться корректно. Это касается в первую очередь породообразующих элементов (Fe, К, Ca, Mg) и ряда тяжелых металлов, характерных для вулканогенных пород основного состава. Таким образом, основным последствием складирования помета можно считать наличие азотистых соединений - азот аммонийный, - нитрит- ион и нитрат - ион, а также фосфора и хлорид- иона.
Выявленное загрязнение грунтов по результатам, приведенным в протоколе N 54 п от 12.09.2014, азотистыми соединениями (относительно условно- фоновых значений) имели достаточно высокие превышения. По результатам обследования выполненного нами в октябре 2016 года этот уровень приблизился к условно-фоновому, миграции каких-либо загрязняющих веществ за пределы пометохранилищ не установлено. Последствия для ГО Первоуральск отсутствуют, вид загрязнения - слабое загрязнение азотистыми соединениями, последствия локальны, касаются только верхней части грунтов не более (0-20 см).
- Концентрации веществ, указанных в протоколе N 54п не привели к утрате почв, т.к. в пределах участков временных пометохранилищ, почвы отсутствуют, они заскладированы за границами помета.
Главная причина негативного влияния куриного помета на почвы - это то, какие превращения мочевины происходят в почве. Когда среда щелочная, карбамат аммония достаточно быстро разлагается на С02 и аммиак. В тесном контакте с ростками, наблюдается вредное влияние аммиака. Мочевина "сжигает" органику. Но если вносить мочевину заблаговременно, данный неблагоприятный эффект должен устраняться. Куриный помет, сложенный в компост, примерно через 1,5 месяца готов для использования в качестве удобрения. Время восстановления почвы - менее трех лет. Исходя из вида разрешенного использования земель, это не приведет к утрате почвы как компонента окружающей среды.
- На момент обследования территория пометохранилища N 1 и N 3 куриный помет был уже удален и вред, причинённый супесям в их основании, выражается только в слабом их загрязнении. Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления рассчитан быть не может, т.к. помет куриный относится к органическим удобрениям от жизнедеятельности птицы, имеется сертификат соответствия N РОСС RU-ПО 94.Н 01232 срок действия с 09.11.2012 по 08.11.2015 (приложение 7).
Согласно методике исчисление вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды и экологии РФ от 08.10.2010 г. N 238 может быть рассчитан только по этому параметру для подстилающей супеси относительно фоновой пробы, в результате расчета стоимость загрязнения подстилающих супесей соединениями азота составила 2 690 250 руб.
Оценив представленное экспертное заключение от 21.11.2016, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости проведения по делу дополнительной судебной экспертизы, поскольку при проведении исследования и ответе на вопросы экспертами О.М. Гуман и А.Б. Макаровым использованы документы, которые не были переданы судом - сертификат соответствия N РОСС RU.nO94.H01232 со сроком действия с 09.11.2012 по 08.11.2015.
По результатам проведения дополнительной экспертизы, назначенной определением от 13.04.2017, эксперты В.В. Тощев, Ю.Л. Байкин в своем заключении пришли к следующим выводам (стр. 4, стр. 10, ответы на вопросы):
- Почва - самостоятельное, естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
Детальное обследование территории 1-го и 3-го временных пометохранилищ с закладкой 14-ти турфов показало полное отсутствие почвенного покрова, т.е. каких-либо почв как природных образовании (естественноисторических тел), компонентов природной среды и объекта охраны окружающей среды. При этом отсутствуют не только верхние гумусовые горизонты, но и нижележащие (т.е. весь профиль почв), характерные для региональных почв.
- Результаты биотестирования показывают токсичность куриного помета в отношении живых организмов (в частности, дафний мелкого ракообразного планктона), но без определения химического состава помета. Т.е. характеристики, указанные в протоколах N 113/1 Б, 113/2 Б. 113 3 Б результатов биотестирования водной вытяжки от 12.09.2014, пояснительной записке к результатам анализа проб почв и отходов, не дают возможность установить причинно-следственную связь между возникновением концентраций веществ, указанных в протоколе N 54п от 12.09.2014 и размещением куриного помета.
Анализ химического состава помета, выполненный в лаборатории ГЦАС "Свердловский" показал, что помет явился источником повышенного содержания только аммонийного азота, фосфора и калия, но не в почвах, а в подстилающих горных породах.
- Результаты химических анализов по определению концентрации веществ, указанные в протоколе N 54п от 12.09.2014, не могут быть приняты Оля производства экспертизы из-за ряда нарушений в процедуре отбора проб почв, регламентируемых соответствующими нормативными документами.
Тем более, что в связи с отсутствием почв на территориях помётохранилищ N 1 и N 3 нельзя судить о каких либо наступивших для них последствий.
Результаты анализов проб грунтов, проведенные в ЦАС "Свердловский" показали, что каких-либо существенных изменений в содержании веществ, имеющих ограничения по ПДК и ОДК не произошло.
- Для определения деградации, истощения почвы, должны быть проведены дополнительные исследования по пригодности нарушенного плодородного слоя земли для землевания, в соответствии с ГОСТ 17.4.2.02-83. Отсутствие почвы как источника плодородия, как компонента природной среды в месте размещения помётохранилищ N 1 и N 3 не позволяет ответить на поставленный вопрос.
- Приказ Минприроды и экологии от 08.10.2010 N 238 утверждает методику исчисления вреда причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды. Поскольку эксперты пришли к выводу об отсутствии почвы в местах временных пометохранилищ N 1 и N 3, то считают невозможным применение данной методики к исчислению ущерба по отношению к выявленным грунтам, не обладающих выраженными признаками плодородия. Таким образом, учитывая, что на момент проведения экспертизы на обследованных территориях временных пометохранилищ N 1 и N 3 полностью отсутствуют почвы как компонент природной среды и объект охраны окружающей среды, эксперты считают отсутствие фактических обстоятельств, подтверждающих нанесение ущерба почве и утрате ее плодородия.
Результаты дополнительной экспертизы подтвердили выводы проведенной первоначально экспертизы об отсутствии почв на территории временных пометохранилищ N 1 и N 3.
Заключение экспертизы, составленное экспертами О.М. Гуман и А.Б. Макаровым с учетом результатов дополнительной экспертизы, а также заключение дополнительной экспертизы, составленное экспертами В.В. Тощевым, Ю.Л. Байкиным соответствуют требованиям ст. 82, 83, 86 АПК РФ, в заключениях отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения, является ясными и понятными, в связи с чем, названные заключения признаны надлежащим доказательством и исследованы Арбитражным судом Свердловской области наряду с другими документами и доказательствами (ст. 64, 71, ч. 3 ст. 86 АПК РФ). При этом с учетом подтверждения выводов первоначально проведенной экспертизы выводами дополнительной экспертизы, выводы обеих экспертиз судом оцениваются в совокупности
Таким образом, экспертами и при проведении первоначальной экспертизы, и при проведении дополнительной экспертизы по результатам проведения натурного осмотра исследуемых участков, в том числе с применением шурфирования, не установлено наличие почв.
В то же время, как уже было указано выше, истец требует возмещения вреда, причиненного именно почвам, при этом методика, использованная истцом, также предназначена для исчисления размера вреда, причиненного почвам, согласно методике N 238 в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, исчисляется в случае порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв. Иными словами, размер ущерба может определяться только после установления факта причинения вреда.
Поскольку наличие почв на участках, где было зафиксировано несанкционированное размещение куриного помета, в результате судебных экспертиз не обнаружено, оснований для вывода о наличии вреда не имеется, поскольку отсутствует сам объект, которому мог быть причинен вред.
Кроме того, эксперты также настаивают на том, что в любом случае куриный помет не может являться источником повышенного содержания указанных в результатах анализов проб, представленных истцом, веществ, не является источником загрязнения мышьяком, свинцом, кадмием, медью и никелем, поскольку в почву с пометом поступает количество вышеперечисленных веществ на порядок ниже предельно допустимых концентраций. По указанию экспертов, птичий помет является источником избыточного накопления общего азота, фосфора и калия, которые, в свою очередь, являются основными питательными веществами растений. В данном случае с учетом отсутствия почв на обследованных территориях куриный помет мог являться источником накопления аммонийного азота, фосфора и калия, причем не в почвах, а в подстилающих горных породах (стр. 13 заключения экспертов В.В. Тощева, Ю.Л. Байкина).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истцом не доказан факт причинения вреда почвам.
Поскольку отсутствует факт причинения вреда, отсутствуют и основания для исчисления размера ущерба. Поэтому судом не принимается произведенный экспертами О.М. Гуман и А.Б. Макаровы расчет размера вреда подстилающим супесям, поскольку последние не являются почвой, о чем говорят сами эксперты.
Тем не менее, судом также проанализирован расчет ущерба, произведенный истцом.
Поскольку исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате перечисленных нарушений законодательства об охране окружающей среды, производится по установленным формулам Методики исчисления размера вреда почвам с применением соответствующих необходимых показателей - площади загрязненного участка, фактической глубины загрязнения, степени загрязнения и прочих), причем степень загрязнения зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв (п. 6 Методики), для достоверности и объективности результата значение имеет процесс отбора проб.
Так, согласно п 4. Методики исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле: УЩ = УЩзагр + УЩотх + УЩпорч, (1), где:
УЩзагр - размер вреда при загрязнении почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики (руб.);
УЩотх - размер вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, который рассчитывается в соответствии с пунктом 9 настоящей Методики (руб.);
УЩпорч - размер вреда при порче почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами, который рассчитывается в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (руб.).
При этом составляющая формулы УЩзагр рассчитывается по формуле, указанной в п. 5. Методики: УЩзагр = СЗ x S x Kr x ^сх x Тх, (2), где:
УЩзагр - размер вреда (руб.);
СЗ - степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;
S - площадь загрязненного участка (кв. м);
Kr - показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
^сх - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).
Показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв (Kr) рассчитывается в соответствии с фактической глубиной загрязнения или порчи почв рассчитывается с учетом п. 7 Методики: при глубине загрязнения или порчи почв до 20 см (Kr) принимается равным 1; до 50 см (Kr) принимается равным 1,3; до 100 см (Kr) принимается равным 1,5; до 150 см (Kr) принимается равным 1,7; более 150 см (Kr) принимается равным 2,0.
Указанное свидетельствует о необходимости определения каждого из значений формулы именно в соответствии с методикой.
В данном случае отбор пробы почвы произведен с глубины - 0-20 см, что следует из актов отбора проб почв с 1 и 3 пометохранилищ N 1 от 04.09.014г., N3 от 04.09.2017 г., тогда как согласно акту проверки N 224 от 12.09.2014 г. примерная глубина пометохранилища N 1 составила 1 м, пометохранилища N 2 - примерно 1 м. Следовательно, отбор пробы почвы на глубине 0 -20 см при глубине пометохоранилищ около 1 м, отсутствие послойного отбора проб при заявленной глубине и проведенные исследования в отношении таких проб с учетом указанных выше требований методики не могут являться объективными, достоверными.
Кроме того, судом не может быть не принято во внимание замечание экспертов В.В. Тощева, Ю.Л. Байкина о том, что согласно "схеме расположения точек отбора проб почв и отходов от 04.09.2014" пробы почв взяты не с территории временных помётохранилищ, а по части периметра этих территорий (по северной и части восточной границы помётохранилища N 1 и по северной границе помётохранилища N 3), что является несоблюдением ГОСТ 17.4.3.01-83 и ГОСТ 17.4.4.02-84. Часть периметра участка не является репрезентативной ко всей территории участка (стр. 10 заключения экспертов В.В. Тощева, Ю.Л. Байкина).
Далее, согласно п. 6 Методики при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного химического вещества) в качестве значения Хн (фонового показателя) применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения".
Однако в данном случае согласно акту отбора проб почв N 4 от 04.09.2014 в качестве такой сопредельной территории был выбран участок удаленный более, чем на километр, при этом названный участок охарактеризован лишь как "лесной массив", при этом ни назначение, ни вид разрешенного использования участка не определены и не указаны, следовательно, использование результата анализа пробы, отобранной в соответствии с актом N 4 от 04.09.2014 для определения значения Хн, также не соответствует вышеуказанным требованиям Методики.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о недостоверности проведенного истцом расчета размера ущерба, то есть истцом не доказано причинение ответчиком ущерба в заявленном размере.
С учетом выявленных при определении размера ущерба недостатков, заключений экспертов судом при вынесении судебного акта также приняты во внимание представленные ответчиком решение исполнительного комитета Первоуральского городского совета народных депутатов от 05.06.1979 N 142-Г, чертеж "План, разрез, узлы пометохранилища"; чертеж "Разбивочный план. Вертикальная планировка" техно-рабочий проект пометохранилище на 20 тысяч тонн с подъездной автодорогой для Первоуральской птицефабрики пояснительная записка, с учетом которых можно подтвердить вывод экспертов об отсутствии почвы на исследованных территориях, поскольку из содержания указанного проекта следует, что территории временных пометохранилищ N N 1,3 образовались в результате строительства стационарного пометохранилища ОАО "Птицефабрика "Первоуральская" на 20 тыс. тонн, начатого в 1979 году.
В соответствии с архитектурно-планировочным заданием для размещения пометохранилища, выполненным Уральской гидрогеологической экспедицией при Министерстве геологии РСФСР от 11.09.1979 N 1457, на площадке 4.5 га была обнаружена развитая сланцевая толща кислянской свиты верхнего протерозоя, прикрытая четвертичными элювиально-делювиальными щебнистосуглинистыми образованиями мощностью 2-5 метров, на которой согласовано размещение пометохранилища Первоуральской птицефабрики.
Согласно типовому проекту, разработанному институтом "Уралгипросельхозстрой", для создания емкости пометохранилища производилась выемка грунта экскаватором в отвал с созданием запаса грунта для подсыпки площадки и устройства обваловки. Согласно проектной документации, почвенный слой был убран при организации строительства стационарного пометохранилища и не восстанавливался до настоящего времени. Согласно кратким техусловиям на производство работ, строительная площадка была очищена от растущего на ней леса, произведена срезка растительного слоя почвы толщиной до 0,2 м. при помощи бульдозера. Кроме того, в месте строительства также была запроектирована автодорога. Указанное свидетельствует о том, что почвы как объект охраны окружающей среды были нарушены еще на стадии строительства стационарного пометохранилища, которое производилось на основании разрешительных документов.
Иных доказательств, подтверждающих наличие ущерба, причинение ущерба истцом не представлено (ст.65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, поскольку истцом не доказано ни причинение ответчиком ущерба в заявленном размере, ни причинение вреда почвам в принципе, поскольку наличие почв на участках, где было зафиксировано несанкционированное размещение куриного помета, в результате судебных экспертиз не обнаружено, то есть установлено отсутствие объекта, которому мог быть причинен вред, по результатам судебной экспертизы факта причинения ущерба почвам не выявлено, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В случае если сторона представляет доказательства, подтверждающие, что обстоятельствам может быть дана иная оценка, суд должен исследовать эти доказательства и доводы стороны, на что обращено внимание в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств".
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 30-П было разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для суда, рассматривающего дело, преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда. То есть данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела. Вопросы применения норм материального права преюдициального значения не имеют.
Суд апелляционной инстанции не может признать в порядке части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющими преюдициальное значение для рассмотрения данного спора обстоятельства, установленные решением по делу N А60-1851/2017, поскольку вопрос о наличии или отсутствии почв не был предметом рассмотрения по указанному делу таких доказательств не было представлено.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 17580/08 по делу N А40-65399/07 и от 24.03.2009 N 14786/08 по делу N А03-5725/07-34 определена правовая позиция о том, что суд должен указать причины, по которым тождественные обстоятельства получают диаметрально противоположное толкование. В противном случае такая оценка доказательств не может быть признана объективной.
В соответствии с названной позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации суд первой инстанции указал надлежащее обоснование.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства, представленные в каждом конкретном деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В данном случае из содержания решения суда первой инстанции усматриваются мотивы, которые давали суду законные основания для иной оценки фактических обстоятельств по делу. По существу, судом не было нарушено требование части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об объективной оценке доказательств.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка пояснениям заместителя генерального директора фабрики, также отклоняется судом апелляционной инстанции, в связи со следующим.
Частью 1 ст.162 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу: ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, а также огласить такие объяснения, показания, заключения, представленные в письменной форме.
Согласно части 1 ст.168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4). Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5 статьи 71 АПК РФ).
Арбитражный суд первой инстанции, согласно п. 2 ст. 71 АПК РФ, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, имеющегося в материалах дела, в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности и пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
При этом, не совершение заявителем процессуальных действий относительно доказательств по делу в арбитражном суде первой инстанции (ст. ст. 9, 65 АПК РФ) не должно влиять на результаты рассмотрения его апелляционной жалобы с учетом компетенции арбитражного суда апелляционной инстанции по пересмотру судебного акта суда нижестоящей инстанции (ст. 268 АПК РФ) и надлежащим образом установленных по делу обстоятельств, подтвержденных достаточной в своей совокупности доказательственной базой.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2017 года по делу N А60-22285/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-22285/2016
Истец: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу
Ответчик: ОАО "Птицефабрика "Первоуральская"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК, Гуман Ольга Михайловна, Макаров Анатолий Борисович, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА И ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ"