г. Томск |
|
06 февраля 2018 г. |
N А03-12494/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: М. Ю. Кайгородовой,
Судей: Д. Г. Ярцева,
А. В. Назарова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В. без использования средств аудиозаписи,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Каменского района Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 октября 2017 года по делу N А03-12494/2017 (судья О.А. Федотова)
по иску ООО "Транссвет" (ИНН 2224110010, ОГРН 1072224001057), г. Барнаул, к муниципальному образованию города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края (ОГРН 1022200754575, ИНН 2247001530), г. Камень-на-Оби о взыскании 177 500 рублей в субсидиарном порядке,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по ЖКХ и строительству администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края в лице ликвидационной комиссии (ИНН 2207005640, ОГРН 1032201730780), г. Камень-на-Оби,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссвет" (далее - ООО "Транссвет", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному образованию города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края о взыскании 177 500 рублей в субсидиарном порядке задолженности по муниципальному контракту от 09.03.2016 года N 27, 6 325 рублей расходов по оплате государственной пошлине, понесенных по делу N А03-16033/2016.
Исковые требования со ссылками на статьи 16, 314, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы ненадлежащим исполнением Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации города Камен-на-Оби Алтайского края обязательства по оплате поставленного товара по муниципальному контракту от 09.03.2016 N 27.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 24 октября 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что администрация Каменского района не является стороной сделки; публично-правовое образование городское поселение Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края является преемником в вопросах местного значения публично-правового образования город Камень-на-Оби Алтайского края; данная сделка не была совершена в интересах муниципального образования, выгодоприобретателем по ней не являлся неопределенный круг лиц населения муниципального образования, а являлось конкретное юридическое лицо.
Подателем жалобы указано также на то, что исходя из сути иска и учитывая, что Комитет по ЖКХ и строительству администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края в стадии ликвидации, задолженность ООО "Транссвет" должна осуществляться самим должником - Комитетом по ЖКХ и строительству администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края. Расчет по задолженности должен быть произведен в порядке удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, предусмотренного статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит принятый судебный акт оставить без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.11.2016 по делу N А03-16033/2016, вступившему в законную силу, с Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края в пользу ООО "Транссвет" взыскано 177 500 рублей задолженности по муниципальному контракту от 09.03.2016 N 27, 6 325 рублей расходов по государственной пошлине.
25.11.2016 на принудительное взыскание указанной суммы выдан исполнительный лист серии ФС N 016008330, который был предъявлен истцом для исполнения в отдел N 60 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.
11.01.2017 года отдел N 60 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю уведомлением N УНЛ-17-4266 сообщил о невозможности исполнения судебного акта в связи с ликвидацией учреждения и закрытием лицевого счета клиента.
18.01.2017 года направлено требование в ликвидационную комиссию о внесении долга в реестр требований кредиторов. Однако до настоящего времени сумма долга не оплачена.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Поскольку собственником имущества, принадлежащего комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, как муниципального казенного учреждения, является муниципальное образование город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, правопреемник города Камень-на-Оби Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края, то муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по его обязательствам, в связи с чем ООО "Транссвет" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, посчитал исковые требования подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 41 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Из пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (пункт 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 21 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании части 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации по обязательствам созданных ею учреждений, от имени указанного публично-правового образования выступает главный распорядитель средств бюджета, который определяется по правилам части 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (статья 6 БК РФ).
Законом Алтайского края N 70-ЗС от 02.09.2015 "О преобразовании муниципального и административно-территориального образования город Камень-на- Оби Алтайского края" муниципальное образование город Камень-на-Оби Алтайского края лишено статуса городского округа, наделено статусом городского поселения и включено в состав муниципального образования Каменский район Алтайского края (статьи 1, 2).
Статьей 9 названного закона предусмотрено, что муниципальное образование Каменский район Алтайского края является правопреемником городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края в части решения вопросов местного значения муниципального района.
Согласно уставу муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края администрация города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края не образуется.
Исполнение полномочий администрации города в соответствии с Законом о местном самоуправлении, Уставом муниципального образования Каменский район Алтайского края и настоящим Уставом возлагается на Администрацию муниципального образования Каменского района Алтайского края (статья 17).
Таким образом, полномочия администрации г. Камень-на-Оби Каменского района были переданы администрации Каменского района.
При этом передача полномочий осуществлена в рамках муниципального образования, а, значит, и правопреемником муниципального образования г. Камень-на-Оби в лице администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края является муниципальное образование г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что собственником Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительства администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, как муниципального казенного учреждения, является муниципальное образование город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы местного самоуправления муниципального образования Каменский район Алтайского края являются правопреемниками органов местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района. Указанное положение распространяется на полномочия собственника муниципального имущества, а также на иные права и обязанности, осуществлявшиеся органами местного самоуправления городского округа город Камень-на-Оби Алтайского края (часть 2).
Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются законодательством Российской Федерации и Алтайского края, а в части, не урегулированной им, подлежат регулированию договорами и соглашениями (часть 3).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Устава муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, принятого решением Каменской городской думы Алтайского края от 29.12.2015 N 132, администрация города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края не образуется.
В соответствии со статьей 49 Устава муниципального образования Каменский район Алтайского края, принятого решением Каменского районного Собрания депутатов Алтайского края от 09.12.2015 года N 44 (далее - Устав района), администрация района в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о местном самоуправлении, настоящим Уставом и Уставом муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края исполняет полномочия администрации муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (часть 1).
Полномочия администрации района в части исполнения полномочий администрации города определяются Уставом города и принятыми в соответствии с ним решениями представительного органа города Камень-на-Оби (часть 2).
Администрация района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения - город Камень-на-Оби, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления - город Камень-на-Оби федеральными законами и законами Алтайского края (часть 3).
Финансовое обеспечение деятельности администрации района в части исполнения полномочий администрации города, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета.
Администрация района несет ответственность за исполнение полномочий администрации города в пределах выделенных в бюджете города Камень-на-Оби финансовых средств, а также находящихся в муниципальной собственности города Камень-на-Оби имущества и имущественных прав (часть 4).
В силу части 4 статьи 46 Устава города исполнение бюджета поселения обеспечивается администрацией района.
В соответствии со статьей 72 Устава района, ответственность администрации района перед юридическими и физическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
На основании вышеизложенного собственником Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края, как муниципального казенного учреждения, который несет субсидиарную ответственность, является муниципальное образование город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края как правопреемник города Камень-на-Оби Алтайского края в лице администрации Каменского района Алтайского края.
Как установлено судом первой инстанции, решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.11.2016 по делу N А03-16033/2016 до сих пор не исполнено, в связи с чем обоснованно подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности денежная сумма в размере 183 825 рублей, в том числе 177 500 рублей долга по муниципальному контракту от 09.03.2016 N 27, 6 325 рублей расходов на оплату государственной пошлины, взысканных по делу А03-16033/2016 с муниципального образования города Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице Администрации Каменского района Алтайского края за счет казны Город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транссвет".
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24 октября 2017 года по делу N А03-12494/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М. Ю. Кайгородова |
Судьи |
Д. Г. Ярцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12494/2017
Истец: ООО "Транссвет"
Ответчик: МО г.Камень-на-Оби в лице Администрации г.Камень-на-Оби
Третье лицо: Комитет по ЖКХ и строительству администрации г. Камень-на оби