Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2018 г. N Ф08-2979/18 настоящее постановление отменено
г. Ессентуки |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А63-13573/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дунаевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.2017 по делу N А63-13573/2017 (судья Русанова В.Г.),
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ОГРН 1112651028676)
к обществу с ограниченной ответственностью "Винзавод "Надежда" (ОГРН 1022601172318, ИНН 2625025884)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу представителя - Лопатина А.С. (доверенность от 09.01.2018),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.017 отказано в удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - управление) к обществу с ограниченной ответственностью "Винзавод "Надежда" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В удовлетворении требования отказано, поскольку полученные результаты исследования не могут однозначно свидетельствовать о наличии отклонений в качестве продукции, в то время как при привлечении к ответственности вина лица во вменяемом ему правонарушении должна быть установлена конкретными, бесспорными и однозначно понимаемыми доказательствами, не допускающими сомнений в достоверности добытой информации.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и удовлетворить заявление. Апеллянт считает, что действия общества образуют состав вменяемого административного правонарушения, административным органом представлены надлежащие доказательства его вины.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, управлением на основании приказов: от 03.04.2017 N 231, от 28.04.2017 N 314, от 23.05.2017 N 369 в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 14.04.2017 управлением был произведен отбор проб и образцов готовой продукции напитков винных без добавления этилового спирта.
Отобранные образцы продукции общества сопроводительным письмом от 21.04.2017 N у8-5565/07 были направлены для проведения физико-химической экспертизы в лабораторию Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва, ул. Б. Декабрьская, д. 7 стр. 3), перед экспертами были поставлены следующие вопросы: Соответствует - ли представленная на исследование алкогольная продукция требованиям ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия"? Присутствуют - ли в представленной алкогольной продукции спирты не виноградного происхождения?
13 июня 2017 года в управление поступило заключение экспертно-аналитического отдела управления по Центральному федеральному округу от 02.06.2017 N 62/2017, согласно которому:
- образец N 2 - напиток винный оригинальный без добавления этилового спирта "Мускатный" емкостью 1л, крепость 10% производства ООО "Винзавод "Надежда", не соответствует ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" по пункту 5.2 "Требования к сырью, пищевым добавкам и технологическим вспомогательным средствам", поскольку содержит виноматериал фруктовый (плодовый), яблочный;
- испытание образцов N N 1, 3-6 на соответствие ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" не проводились, поскольку вышеобозначенные образцы не входят в область применения данного ГОСТа;
- образец N 1 - напиток винный, оригинальный, полусладкий, красный, без добавления этилового спирта "Изабельный", емкостью 1 л, крепость 10% не соответствует требованиям ТИ 9177-0073-50248610-2017, СТО 50248610-004-2016 по массовой концентрация летучих кислот;
- образец N 3 - напиток винный, оригинальный, полусладкий, без добавления этилового спирта "Рябина", емкостью 1,5 л, крепость 13% не соответствует требованиям ТИ 9177-0073-50248610-2017, СТО 50248610-004-2016 по наличию осадка, массовой концентрации летучих кислот;
- образец N 5 - напиток винный, оригинальный, полусладкий, красный, без добавления этилового спирта "Алма Миа", емкостью 1 л, крепость 10% производства не соответствует требованиям ТИ 9177-0073-50248610-2017, СТО 50248610-004-2016 по массовой концентрации летучих кислот;
- образец N 6 - напиток винный, оригинальный, полусладкий, без добавления этилового спирта "Клюква", емкостью 1,5 л, крепость 13% не соответствует требованиям ТИ 9177-0073-50248610-2017, СТО 50248610-004-2016 по массовой концентрации летучих кислот.
03 июля 2017 года в отношении общества было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, назначено административное расследование.
04 июля 2017 года управлением в рамках административного расследования был произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов, принадлежащих обществу, находящихся по адресу: 357820, Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Чугурина-Пушкина, д. 13/86, в ходе которого в соответствии с протоколом о взятии проб и образцов N 07-17/498-3 от 04.07.2017 в качестве проб алкогольной продукции - винного напитка взяты:
- образец N 1 - напиток винный, оригинальный, полусладкий, красный, без добавления этилового спирта "Изабельный", емкостью 1 л, крепостью 10%, дата розлива 21.03.2017, в количестве 6 упаковок (тетрапак), 2 из которых предназначены для направления на экспертизу, нанесены ФСМ: 103 664458172, 103 664458174, 2 из которых переданы генеральному директору общества в качестве контрольных образцов, нанесены ФСМ: 103 664458143, 103 664458152, 2 из которых предназначены для хранения у лица, проводящего внеплановую выездную проверку в качестве контрольных образцов, нанесены ФСМ: 103 664458135, 103 664458159;
- образец N 2 - напиток винный, оригинальный, без добавления этилового спирта "Мускатный", емкостью 1 л, крепостью 10%, дата розлива 10.03.2017, в количестве 6 упаковок (тетрапак), 2 из которых предназначены для направления на экспертизу, нанесены ФСМ: 103 681025016, 103 681025010, 2 из которых переданы генеральному директору общества в качестве контрольных образцов, нанесены ФСМ: 103681025022, 103 681025004, 2 из которых предназначены для хранения у лица, проводящего внеплановую выездную проверку в качестве контрольных образцов, нанесены ФСМ: 103 681025013, 103 681025021;
- образец N 3 - напиток винный, оригинальный, полусладкий, красный, без добавления этилового спирта "Алма Миа", емкостью 1 л, крепостью 10%, дата розлива 04.03.2017, в количестве 6 упаковок (тетрапак), 2 из которых предназначены для направления на экспертизу, нанесены ФСМ: 103 612130076, 103 612130073, 2 из которых переданы генеральному директору общества в качестве контрольных образцов, нанесены ФСМ: 103 612130069, 103 612130030, 2 из которых предназначены для хранения у лица, проводящего внеплановую выездную проверку в качестве контрольных образцов, нанесены ФСМ: 103 612130072,103 612130020,
04 июля 2017 года в соответствии с протоколом ареста N 07-17/498-4, по адресу: 357820, Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Чугурина-Пушкина, д. 13/86, арестована алкогольная продукция, а именно: напиток винный "Изабельный", дата розлива 21.03.2017, в количестве 9 296 упаковок (тетропак); напиток винный "Алма Миа", дата розлива 04.03.2017, в количестве 87 010 упаковок (тетрапак).
06 июля 2017 было вынесено определение N 07-17/498-6 о назначении физико-химической экспертизы вышеуказанных образцов алкогольной продукции.
В связи с отсутствием по настоящее время действующего государственного стандарта на производство напитков винных, в состав которых входит виноматериал фруктовый (плодовый), которым согласно этикеткам являются изъятые образцы, произведенные в соответствии со стандартом организации СТО 50248610-004-2016 "Напитки винные оригинальные", который не входит в область аккредитации лаборатории, перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Что представляет собой образцы алкогольной продукции N N 1,2,3?
2. Какова в представленной на исследование алкогольной продукции -проба (образец) N N 1,2,3 массовая концентрация летучих кислот в пересчёте на уксусную кислоту, г/дмЗ?
3. Присутствует ли в представленных на исследование образцах N N 1,3 синтетические красители?
Проведение экспертизы поручено экспертно-аналитическому отделу (испытательной лаборатории) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу.
Согласно экспертному исследованию от 21.07.2017 N 129 экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) управления по Южному федеральному округу представленные на исследование образцы под номерами 1 и 3 напитков винных оригинальных полусладких без добавления этилового спирта имеют показатель массовой концентрации летучих кислот в пересчете на уксусную кислоту 1,1 г/дм3, что противоречит требованиям СТО 50248610-004-2016 "Напитки винные оригинальные"; в образце N 2 данный показатель составлял 0,68 г/дм3, что не противоречит требованиям СТО 50248610-004-2016 "Напитки винные оригинальные"; в представленных на исследование образцах под номерами 1, 2, 3 синтетические красители не обнаружены.
Таким образом, управлением было установлено, что в нарушение абзаца 27 части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", требований СТО 50248610-004-2016 "Напитки винные оригинальные" общество осуществляло производство алкогольной продукции с нарушением технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции.
Усмотрев в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, 24.03.2017 управлением в отношении общества при участии генерального директора, был составлен протокол об административном правонарушении N 07-17/498-7.
В порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление направило в арбитражный суд материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая управлению в заявленных требованиях, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)).
Из названной нормы следует, что отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и также гражданские права в этой области как раз и ограничиваются на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в частности, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в конечной счете - потребителей данной продукции.
При этом государственный контроль в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлен, на защиту прав потребителей и на обеспечение качества алкогольной продукции.
Согласно статье 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Федерального закона N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся, в том числе проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья; защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) данный Закон регулирует безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; оценке соответствия; также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 2 Закона N 184-ФЗ безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона N 29-ФЗ производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой осуществляется порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" установлено, что к документам по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил; документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного Федерального закона.
Из пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" следует, что технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
Таким образом, привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ согласно названным выше нормам связано с превентивными мерами в области государственных стандартов и технического регулирования и направлено, на охрану безопасности жизни и здоровья граждан.
Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Абзацем 27 части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам.
Согласно правовой позиции управления, обусловленной экспертным заключением от 21.07.2017 N 129, представленные на исследование образцы под номерами 1 и 3 напитков винных оригинальных полусладких без добавления этилового спирта имеют показатель массовой концентрации летучих кислот в пересчете на уксусную кислоту 1,1 г/дм3, что противоречит требованиям СТО 50248610-004-2016 "Напитки винные оригинальные".
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, в протоколах испытаний даты отбора представленных на экспертизу образцов не соответствуют дате указанной в протоколе о взятии проб и образцов N 07-17/498-3 от 04.07.2017.
В протоколах испытаний отсутствуют показатели массовой концентрации общего диоксида серы и сорбиновой кислоты, предусмотренные СТО 50248610-004-2016 и которые должны учитываться при определении массовой концентрации летучих кислот, что противоречит пунктам 7.4, 7.5 ГОСТ 32001-2013.
Согласно названным пунктам ГОСТ если продукт содержит более 50 мг/дм3, а массовая концентрация летучих кислот находится на пределе допускаемой кондиции или выше ее, то в результат определения вносят поправку на перешедшую в дистиллят сернистую кислоту, свободную и связанную с альдегидами.
При определении массовой концентрации летучих кислот в продукте учитывают в нем массовую концентрацию сорбиновой кислоты при ее наличии.
Отсутствие таких исследований могло привести к недостоверным итогам.
Как следует из протоколов испытаний, значение массовой концентрации летучих кислот было округлено экспертами до первого десятичного знака, что является нарушением требований пункта 8.3 ГОСТ 32001-2013, из которого следует, что вычисления проводят до третьего десятичного знака. За окончательный результат принимают среднеарифметическое значение двух параллельных определений, округленное до второго десятичного знака.
С учетом вышеизложенного, полученные в результате испытаний Экспертно-аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО показатели массовой концентрации летучих кислот не могут являться однозначным доказательством нарушения обществом требования СТО 50248610-004-2016.
Кроме того, согласно пункту 9.2 ГОСТ 32001-2013 разность результатов двух отдельных и независимых определений, полученных двумя лаборантами, работающими в разных лабораториях с одной и той же пробой при вероятности 0,95 не должна превышать - 0,08 г/дм3, тогда как из протокола испытаний следует, что погрешность измерений составила 0,06 г/дм3.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что имеющихся у контролирующего органа доказательств недостаточно для однозначного вывода о наличии вины общества.
Административный орган, по запросу которого проводятся соответствующие экспертные исследования, в целях обеспечения достоверности получаемых сведений вправе требовать от экспертной организации проведения экспертизы и подготовки итогового заключения в соответствии с требованиями обязательных для данных организаций ГОСТов и иных нормативных документов.
Кроме того в материалах дела имеются протоколы испытаний от 22.05.2017 Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (испытательный центр), согласно которым отобранные управлением ходе административного расследования образцы, переданные управлением на экспертизу и обществу для проведения независимой экспертизы (протокол отбора от 14.04.2017), соответствуют по показателю массовой концентрации летучих кислот в пересчете на уксусную кислоту СТО 50248610-004-2016 и составляют не более 1,00.
Нарушения обществом при производстве спорной винной продукции требований СТО 50248610-004-2016 не установлены.
Согласно ГОСТ 32001-2012. Продукция алкогольная и сырье для ее производства. Метод определения массовой концентрации летучих кислот летучие кислоты - кислоты, относящиеся к уксуснокислому ряду, которые содержатся в продукте в свободном состоянии или в виде солей, грамм на кубический дециметр (грамм на литр).
Данные кислоты не относятся к числу токсичных и опасных для здоровья человека, их наличие в продукте не противоречит действующим стандартам, регулируют концентрацию продукта и не исключают их естественное присутствие в пищевой и винодельческой продукции.
Например, ГОСТ 32030-2013 Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия в пункте 4.1.3.4 предусматривает, что массовая концентрация летучих кислот в столовых винах и столовых виноматериалах в пересчете на уксусную кислоту должна быть не более, г/дм: - для белых и розовых -1,10; - для красных - 1,20.
Следовательно, данные концентрации летучих кислот в столовых винах и столовых виноматериалах не представляют опасности для потребителей, показатель массовой концентрации летучих кислот в пересчете на уксусную кислоту, указанный в протоколах испытаний, представленных управлением и составляющий 1,1 г/дм3 не противоречит по аналогии с допустимыми величинами в ГОСТ 32030-2013 Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия.
Таким образом, вменяемое обществу отклонение от стандартов организации на 0,1 г/дм3 не подтверждается достаточными доказательствами, является фактически отклонением органолептического (вкусового) показателя, который не может быть различим органами обоняния человека и не способно причинить вред его здоровью, не влияет на качество и безопасность продукции, не вводит потребителей в заблуждение.
При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу, что управлением не доказана вина общества в совершении выявленного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.12.2017 по делу N А63-13573/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.