г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А26-1977/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Винниковым А. В.,
при участии:
от истца: без участия, извещен надлежащим образом;
от ответчика: Куроптев Е. А., по доверенности от 20.12.2017 (до перерыва); после перерыва- без участия;
от ГК Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок: без участия, извещено надлежащим образом;
от третьего лица: без участия, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28575/2017) ООО "Велт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.09.2017 по делу N А26- 1977/2017 (судья Старовойтова И.В.),
принятое по иску Администрации Петрозаводского городского округа (185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 2) к ООО "Велт" (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 18б) о взыскании,
третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия,
по встречному иску ООО "Велт" к ГК Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании отсутствующей задолженности
установил:
администрация Петрозаводского городского округа (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Велт" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 918 127,63 руб. долга по арендной плате, 69 150,59 руб. неустойки по договору аренды от 28.09.2015.
26.05.2017 к производству суда принято встречное исковое заявление ООО "Велт" к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отсутствующей задолженности по договору от 28.09.2015.
Определением суда от 31.07.17 Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок привлечен к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 18.09.2017 первоначальный иск удовлетворен в полном объеме. В удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Велт" просит принятое решение отменить, отказав в удовлетворении первоначального иска, удовлетворив встречный иск
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Велт" указывает, что Администрация является ненадлежащим истцом по делу.
По мнению подателя жалобы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не в праве применять другой размер арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы.
Апеллянт полагает, что объект "Подземное предприятие общественного назначения с комплексной реконструкцией сквера с фонтаном на пересечении пр. Ленина и ул. Кирова в г. Петрозаводске" отвечает необходимым признакам инвестиционного объекта, в связи с чем, в отношении указанного объекта должна быть установлена плата за землю в размере 0,1 % от кадастровой стоимости.
От Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия и от Администрации в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) поступили письменные отзывы, в которых они просят принятое решение оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Велт" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание своих представителей не направили, на основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. Министерство с письменным отзывом представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании 24.01.2018 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 31.01.2018.
30.01.2018 от Администрации и Министерства поступили письменные возражения и письменные пояснения, в которых они поддержали ранее изложенные позиции.
После перерыва в судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, от ООО "Велт" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.09.2015 между администрацией Петрозаводского городского округа (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Велт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 31862, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, имеющий кадастровый номер 10:01:0010122:124, общей площадью 1197 кв.м, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск по ул. Кирова, д. 19А.
Участок предоставлен из земель населенных пунктов для размещения объекта торговли (эксплуатация нежилого здания с двумя подземными этажами).
Договор заключен сроком по 09.04.2063 года.
Договор аренды зарегистрирован в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке 14.10.2015 за номером 10-10/001-10/001/039/2015-2279/1.
Согласно п. 2.1 договора аренды N 31862 годовая арендная плата за земельный участок рассчитывается согласно Приложению N 2 к договору аренды и составляет 346 912,50 рублей в год, ежедневная - 950, 44 руб.
В соответствии с п. 2.5 договора аренды N 31862 арендная плата вносится арендатором ежемесячно путем разового перечисления за каждый полный месяц до 5-го числа текущего месяца.
Наличие у арендатора задолженности за период с 10.04.2014 по 31.01.2017 в размере 918 127,63 руб. послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя первоначальный иск в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность уплачивать арендную плату в размере конкретно определенного процента от кадастровой стоимости земельных участков возникла у арендатора после установления ставки Правительством Республики Карелия в постановлении Правительства РК от 23 октября 2015 года N 339-П.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований согласиться с выводами арбитражного суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2.3 договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения государством порядка расчетов и ставок платы за землю.
В силу пункта 3 статьи 65 (в редакции до 1 марта 2015 года) и пунктов 1, 3 статьи 39.7 (действующих с 1 марта 2015 года) Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. В связи с тем, что стороны связали изменение арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям, арендная плата за пользование земельным участком по договору аренды N 26 от 14.12.1993 должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством методики расчета ставки арендной платы (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ), а в настоящее время подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Карелия порядок определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Законом Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" (далее - Закон N 1712-ЗРК), который вступил в силу 24.06.2013.
Согласно статье 3 Закона N 1712-ЗРК размер арендной платы за использование земельных участков в расчете на год определяется уполномоченными органами, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
1) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
2) по результатам торгов (аукционов);
3) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В связи с изданием постановления Правительства Республики Карелия N 339-П от 23.10.2015, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Закона Республики Карелия от 02.07.2014 N 1808-ЗРК "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Карелия "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия", арендная плата с 19.07.2014 определена как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка, равный 18%.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Из названных правовых норм вытекает, что обязательство по уплате арендной платы обусловлены наличием между сторонами обязательства договора аренды. Объектом аренды выступает земельный участок, государственная собственность на который не разграничена. Стороной - соответствующее публичное образование в лице органа, к полномочиям которого относится распоряжение соответствующим имуществом.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 08.06.2015, действовавшей на дату вступления в силу Закона N 1980- ЗРК) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (посредством издания закона субъекта Российской Федерации).
Законом Республики Карелия N 1980-ЗРК, вступившим в силу с 01.01.2016, установлено, что органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу Постановления Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 N 274-П "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок" (в редакции, действовавшей на дату вступления в силу Закона Республики Карелия N 1980-ЗРК) Комитет (в настоящее время - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 10:01:0010122:124, общей площадью 1197 кв.м, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск по ул. Кирова, д. 19А относится к землям, государственная собственности на которые не разграничена, то права арендодателя по договору аренды земельного участка перешли от Администрации к Министерству независимо от переоформления договора аренды, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 301/10 по делу N А03-736/2009, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2014 N ВАС-8658/14, определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2016 N 306-ЭС15- 18438.
Данное обстоятельство ни истцом, ни третьим лицом не оспаривается.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей и не предоставляет прав лицам, не участвующим в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрация по договору аренды N 31862 выступала лишь в качестве уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принимая во внимание перераспределение указанных полномочий и переход прав арендодателя к Министерству, суд приходит к выводу о том, что Администрация является ненадлежащим истцом по требованиям о взыскании задолженности по договору аренды N 31862.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в суд с соответствующим иском не обращалось.
Позиция Администрации о том, что она имеет право на взыскание задолженности по арендной плате и пени в силу определенных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий главного администратора доходов от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, судом апелляционной инстанции не принимается.
Отношения по предоставлению в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, между его собственником в лице уполномоченного органа и арендатором регулируются нормами гражданского законодательства, что соответствует положениям пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку иное земельным законодательством не предусмотрено. Следовательно, отношения сторон по исполнению договора подлежат регулированию нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (аренда), а к отношениям по внесению арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным по названному договору, применяется статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями установления платы за землю. Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям применению не подлежат, поскольку ни арендодатель, ни арендатор в этом случае не являются участниками бюджетных правоотношений.
Установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, не изменяет закрепленный Гражданским кодексом Российской Федерации объем прав арендодателя, в том числе права требования внесения арендной платы.
На невозможность применения норм бюджетного законодательства к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, неоднократно указывалось Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в том числе в постановлениях Президиума от 16.06.2009 N 998/09, от 02.11.2010 N 7971/10, от 14.12.2010 N 8893/10.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимания положения статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 1, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд отмечает, что нормы бюджетного законодательства не могли быть применены к правоотношениям сторон, возникшим из договора аренды, следовательно, Администрация, не являющаяся арендодателем по договору, надлежащим истцом по требованию о взыскании задолженности по арендной плате и пени, не является.
Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения пониженной ставки процента кадастровой стоимости в отношении спорного земельного участка.
В указанной части выводы арбитражного суда первой инстанции являются верными и соответствующими нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 3 Закона Республики Карелия N 1687 от 05.03.2017 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" (далее - Закон РК N 1687) установлено, что в области государственной поддержки инвестиционной деятельности уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия принимает решение о соответствии инвестиционного проекта критериям отбора инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки и о признании инвестиционного проекта приоритетным инвестиционным проектом Республики Карелия.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Решения о соответствии инвестиционного проекта критериям отбора инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки, принятого уполномоченным органом, в отношении ООО "Велт" в материалы дела не представлено.
Иных доказательств, подтверждающих данный факт истец в соответствии с требованиями ст. 65 АПК РФ в ходе рассмотрения гражданского дела не представил.
Кроме того, основанием к отказу в удовлетворении встречного иска явилось также то обстоятельство, что встречный иск заявлен к ненадлежащему ответчику, так как после вступления в силу Закона N 1980-ЗРК права арендодателя по договору аренды перешли от Администрации к Комитету независимо от переоформления договора аренды.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.09.2017 по делу N А26-1977/2017 отменить в части удовлетворения первоначального искового заявления Администрации Петрозаводского городского округа.
В удовлетворении иска Администрации Петрозаводского городского округа отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.09.2017 по делу N А26-1977/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.