г. Москва |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А41-46096/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Про100Актив": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от управления земельных отношений Раменского муниципального района: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от администрации Раменского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства строительного комплекса Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Раменского муниципального района Московской области и управления земельных отношений Раменского муниципального района
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 ноября 2017 года по делу N А41-46096/17,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Про100Актив"
к управлению земельных отношений Раменского муниципального района и администрации Раменского муниципального района Московской области
при участии в деле третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области, главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области
о признании незаконным отказ в установлении вида разрешенного использования земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Про100Актив" (далее - заявитель, общество, ООО "Про100Актив", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к управлению земельных отношений Раменского муниципального района (далее - управление), администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация), в котором (с учетом уточнений принятых судом) просило суд о нижеследующем:
1) признать незаконным отказ управления, выраженный в письме от 18.04.2017 N 1733, в установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанного в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в отношении данного земельного участка расположенного по адресу: Московская обл., Раменский р-н, городское поселение Раменское, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала и обязанию совершить необходимые действия по установлению соответствия между разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 площадью 23 966 кв. м.
2) возложить на управление обязанность по устранению в полном объеме нарушенных прав путем подготовки, направлению на подпись и согласование решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов использования в администрацию муниципального образования Раменского муниципального района, в Минмособлимущество, при необходимости в соответствующие комиссии, ведомства, министерства Московской области.
3) обязать администрацию принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении общества (для многоэтажной застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения), и видом разрешенного использования земельного участка, установленного классификатором видов разрешенного использования земельных участков (для многоэтажной жилой застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения), в отношении указанного выше земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, главное управление архитектуры и градостроительства Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2017 года по делу N А41-46096/17 заявление удовлетворено частично: признан незаконным отказ управления в изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка с "для многоэтажной застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения" на "для многоэтажной жилой застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно- деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения". Администрация обязана судом принять решение об изменении вида разрешенного использования вышеназванного с "для многоэтажной застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения" на вид разрешенного использования "для многоэтажной жилой застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения". В остальной части заявленных требований отказано (т. 1 л. д. 84-87).
Не согласившись с данным судебным актом администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Управление земельных отношений Раменского муниципального района также обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 площадью 23 966 кв.м., разрешенное использование: для многоэтажной застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения, расположенного по адресу: Московская обл., Раменский р-н, городское поселение Раменское, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель пояснил, что участок приобретался в целях осуществления строительства в соответствии с его разрешенным использованием.
09.12.2016 общество обратилось к управлению с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для многоэтажной застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения" на "для многоэтажной жилой застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения".
Письмом от 26.12.2016 N 5510 управление известило общество об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, сославшись на необходимость представления концепции предстоящей застройки, согласованной1 в соответствующем порядке.
В письме также указано на то обстоятельство, что заявленный вид разрешенного использования не соответствует классификатору видов разрешенного использования.
28.03.2017 заявитель обратился в адрес главы Раменского муниципального района с повторным заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка. К заявлению приложены дополнительные документы.
Письмом от 18.04.2017 N 1733 управление ответило отказом, снова указав на необходимость согласованной концепции предстоящей застройки.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Про100Актив" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления в связи со следующим.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 2 статьи 39 Градостроительного кодекса установлено, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191- ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01.07.2016 правила землепользования и застройки не утверждены, до 01.07.2017 и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе земельных участков, в отношении которых единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" выполняет функции агента Российской Федерации (далее - земельные участки единого института развития в жилищной сфере), земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31.12.2017, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.
Пунктом 5 статьи 85 Земельного кодекса определено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с заключением Глава архитектуры Московской области, планируемый вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка" соответствует коду классификатора (2.6), соответствует Генеральному плану, но противоречит проекту генерального плана г.п. Раменское.
Исходя из изложенного, и установив, что действующим генеральным планом спорный участок расположен в зоне многоквартирной жилой застройки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изменение его вида разрешенного использования на "для многоэтажной жилой застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения" соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства.
Ссылка управления о несоответствии вида разрешенного использования классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 обоснованно отклонена судом первой инстанции в связи со следующим.
Пунктом 11 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Поскольку вид разрешенного использования вышеназванного земельного участка установлен 03.09.2010, то оснований для применения к спорным отношениям положений Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 не имеется.
Суд также обоснованно указал, что при рассмотрении вопроса об изменении вида разрешенного использования в рассматриваемом случае проведение публичных слушаний не требовалось.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191- ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса (далее - Градостроительный кодекс) в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Согласно материалам дела участок расположен в зоне многоквартирной секционной жилой застройки. Следовательно, проведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 не требуется.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "Про100Актив" об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным, решения, действия, бездействия незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения, и не связан конкретными формулировками требования заявителя об устранении нарушения, равно как и выбором им того или иного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов.
В рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенного права является возложение на орган муниципального управления обязанности по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020262:406 с "для многоэтажной застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения" на вид разрешенного использования "для многоэтажной жилой застройки, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения".
При этом данная обязанность возлагается не на Управление земельных отношений Раменского муниципального района, а на администрацию Раменского муниципального района.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по: принятию решения об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, расположенного на территории муниципального района, городского округа.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 3 Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-03 органы местного самоуправления обязаны при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-03 установлено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, установленными настоящим Законом, сроком на один год". Согласно статье 9 "настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Из указанных нормативно-правовых актов следует, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории Раменского муниципального района, принимает орган местного самоуправления данного района, а именно - администрация администрацию муниципального образования Раменского муниципального района Московской области.
Возражениями, изложенными в жалобах, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Администрацией Раменского муниципального района Московской области и управлением земельных отношений Раменского муниципального района не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2017 года по делу N А41-46096/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.