г. Вологда |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А66-2497/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от производственного сельскохозяйственного кооператива "Заборовский" Никитиной М.В. по доверенности от 08.08.2017, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области Бусаковой С.В. по доверенности от 28.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу производственного сельскохозяйственного кооператива "Заборовский" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 сентября 2017 года по делу N А66-2497/2016 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
производственный сельскохозяйственный кооператив "Заборовский" (место нахождения: 170504, Тверская обл., Калиниский р-н, д. Заборовье;
ОГРН 1026940513533, ИНН 6924001166; далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (место нахождения: 107078, Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата) о признании незаконными действия Кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка кадастровым номером 69:10:0000018:2580 общей площадью 76 788 437 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Каблуковское сельское поселение, ГКУ "Тверское лесничество Тверской области", Первомайское участковое лесничество, лесные кварталы: 88 - 109, 113 - 139, 147 - 169 (леса, ранее находившиеся во владении СПК "Заборовский"), об обязании органа кадастрового учета снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 общей площадью 76 788 437 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Каблуковское сельское поселение, ГКУ "Тверское лесничество Тверской области", Первомайское участковое лесничество, лесные кварталы: 88 - 109, 113 - 139, 147 - 169 (леса, ранее находившиеся во владении СПК "Заборовский") (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное казенное учреждение "Тверское лесничество Тверской области" (далее - ГКУ "Тверское лесничество Тверской области"), Тверской филиал федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (далее - Тверской филиал ФГБУ "Рослесинфорг"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кооператив с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему:
- смена категории земельного участка и его собственника не является основанием для прекращения права постоянного бессрочного пользования;
- в нарушение требований, предъявляемых к условиям образования участков, документы кадастрового дела не содержат подтверждения согласования границ образуемого земельного участка всех землепользователей при разделе, следовательно, эти факты являются основанием для признания действий Кадастровой палаты незаконными;
- судом не рассмотрено ходатайство Кооператива о назначении по делу экспертизы.
Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Кадастровой палаты в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей Кооператива и Кадастровой палаты, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации Калининского района Тверской области от 01.04.1993 N 138 производственному сельскохозяйственному кооперативу "Заборовский" (далее - ПСК "Заборовский") предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования общей площадью 9280 га для ведения сельского хозяйства, о чем выдан государственный акт N ТВО-10-12-198.
В государственный кадастр недвижимости 08.07.2004 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000018:425, расположенном по адресу: Тверская область, Калининский район, с/п Каблуковское, в границах земель ПСК "Заборовский", принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования ПСК "Заборовский", площадью 101 725 826 кв.м.
В соответствии с распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 524-ра "О переводе земель из одной категории в другую", земли общей площадью 87 581 га, расположенные на территории Калининского района Тверской области переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда.
Право собственности Российской Федерации, на лесной участок, категории земель - земли лесного фонда, общей площадью 7886 га, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Каблуковское сельское поселение (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество; леса, ранее находившиеся во владении ПСК "Заборовский") зарегистрировано 11.12.2008 под условным номером 69-69-10/072/2008-297.
При переносе сведений в государственный кадастр недвижимости 01.12.2010 данному участку присвоен кадастровый номер 69:10:0000018:1326.
Тверским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" в рамках выполнения государственного контракта от 30.10.2015 N Р-9К-15/1 по теме: "Подготовка документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведений о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов РФ в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию в 2015 году" на территории Тверской области проведены кадастровые работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков ГКУ "Тверское лесничество Тверской области".
В ходе выполнения работ по установлению границ земельных участков лесного фонда подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:1326 (категория земель - земли лесного фонда) с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, с/п Каблуковское (Тверское лесничество, Первомайское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении СПК "Заборовский").
Из земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:1326 образован и 21.01.2016 поставлен на учет Кадастровой палатой земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 общей площадью 76 788 437 кв.м, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Каблуковское сельское поселение, ГКУ "Тверское лесничество Тверской области", Первомайское участковое лесничество, лесные кварталы: 88 - 109, 113 - 139, 147 - 169 (леса, ранее находившиеся во владении ПСК "Заборовский").
Усмотрев в действиях Кадастровой палаты нарушение своих прав и законных интересов, Кооператив обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал заявленные требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 198 указанного Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствия правового акта закону и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; создания препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества являются действия по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Статьей 14 Закона о регистрации предусмотрен круг лиц, которые вправе обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, в том числе, собственник исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
Исходя из положений статьи 26 указанного Закона снятие земельного участка с государственного кадастрового учета по заявлению возможно в случае его преобразования.
Из анализа положений статей 16, 17 Закона о кадастре, статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что в случае снятия земельного участка с кадастрового учета такой земельный участок прекращает свое существование как объект права.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, Закон N 221-ФЗ) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного Закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 данного Закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 Закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 расположен в границах Тверского лесничества Тверской области, лесоустроен, определены его количественные и качественные характеристики.
В соответствии с данными государственного лесного реестра указанный участок расположен в границах земель лесного фонда Тверского лесничества Тверской области, Первомайского участкового лесничества (леса, ранее находившихся во владении СПК "Заборовский").
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и лесного законодательства.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 указанного Кодекса).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда установлено законом.
Леса, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданные им в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с ранее действующим законодательством всегда были частью государственного лесного фонда.
В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из:
1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии с Лесным кодексом РСФСР единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения и колхозных лесов, то есть лесов, находившихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 36, 130 ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельхозорганизациям на праве безвозмездного пользования.
Таким образом, распоряжение администрации Тверской области от 27.11.2006 N 542-ра "О переводе земель из одной категории в другую" привело в соответствие категорию земель - земли лесного фонда, леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (колхозные леса), всегда составляли часть государственного лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 указанной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 образовывался как новый, а не уточнялся, при постановке его на государственный кадастровый учет, согласование границ земельного участка со смежными земельными участками не требовалось.
Кроме того, по сведениям государственного кадастра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425 не установлены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением об оспаривании действий Учреждения, Кооператив не оспаривает право собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580, а оспаривает расположение спорного земельного участка.
Наличие, либо отсутствие факта расположения земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:2580, принадлежащего третьему лицу, на территории земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425, может быть установлено только при разрешении спора о праве на названные земельные участки в определенных границах.
Отсутствие у органа кадастрового учета сведений о месторасположении границ земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425, не свидетельствует о незаконности оспариваемой постановки на кадастровый учет земельного участка третьего лица.
Судом не установлено, что в рассматриваемом случае у органа кадастрового учета имелась возможность обнаружить наложение границ земельных участков третьего лица на земельный участок заявителя.
Заключение кадастрового инженера Луневой Т.В. от 30.06.2016, представленное заявителем в материалы дела в подтверждение доводов о том, что сооружения ирригационных и мелиоративных систем располагаются на спорных земельных участках, не может быть принято в качестве надлежащего доказательства, поскольку в нем отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ участков. Графический материал, подготовленный кадастровым инженером, не содержит информации, позволяющей проверить достоверность данного факта.
Сведений о нахождении в границах земельного участка объектов недвижимости в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:425 не отражено.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000018:2580 имеет статус "учтенный", учитывая пункт 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 N 42, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что он не подлежит снятию с учета в порядке, предусмотренном статьей 24 Закона N 221-ФЗ.
На основании изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
По доводу Кооператива о том, что судом не рассмотрено ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 3 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судебные экспертизы проводятся арбитражным судом в случаях, порядке и по основаниям, предусмотренным АПК РФ. Арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
В данном случае тот факт, что суд первой инстанции не рассмотрел по существу ходатайство заявителя о назначении судебной экспертизы, не привел к принятию незаконного и необоснованного судебного акта, безусловным основанием для отмены судебного акта не является.
Данный факт в силу части 2 статьи 268 АПК РФ является основанием для заявления такого ходатайства в суде апелляционной инстанции.
Однако Кооператив своим правом не воспользовался, соответствующее ходатайство о назначении экспертизы в суде апелляционной инстанции не заявил.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств по делу при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Определением от 14.12.2017 суд апелляционной инстанции запросил у подателя жалобы оригинал чека-ордера от 13.12.2017 на уплату государственной пошлины в бюджет.
Поскольку данное определение Кооперативом не исполнено, с него подлежит взысканию 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 сентября 2017 года по делу N А66-2497/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу производственного сельскохозяйственного кооператива "Заборовский" - без удовлетворения.
Взыскать с производственного сельскохозяйственного кооператива "Заборовский" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.