г. Челябинск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А47-4142/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 октября 2017 года по делу N А47-4142/2017 (судья Лазебная Г.Н.).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский" (далее - заявитель, ПАО "Т Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным предписания от 09.03.2017 N ПР-620, выданного Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" (далее - третье лицо, ООО "УКЖФ "Центральная").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.10.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований публичному акционерному обществу "Т Плюс" отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Т Плюс" просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции в данном случае не учтены нормы ч. ч. 2.3, 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), п. п. 21, 103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Также ПАО "Т Плюс" указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции в данном случае, к спорным правоотношениям необоснованно не применена правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2016 N 302-КГ16-3660 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2017 N 306-КГ17-8751. Помимо данного ПАО "Т Плюс" указывает на необоснованность выводов арбитражного суда первой инстанции о надлежащем содержании внутридомовых сетей, при этом заявитель также указывает на необоснованность ссылок арбитражного суда первой инстанции на акт готовности к отопительному сезону от 12.09.201, учитывая, что данный документ неотносим к периоду проведения проверки в отношении публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский"; кроме того, арбитражным судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание подтвержденные документально (акты от 06.02.2017, от 12.04.2017) доводы ПАО "Т Плюс" о том, что снижение температуры горячего водоснабжения (далее - ГВС) происходило по причине ненадлежащего содержания внутридомовых сетей; кроме того, обществом управляющей компании неоднократно указывалось на необходимость присоединения водоразборных приборов только к подающему трубопроводу (при наличии факта присоединения к обратному) и выполнения циркулярного расчета. Общество также ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не учел то обстоятельство, что оспариваемое предписание является неисполнимым, так как возложение на ПАО "Т Плюс" обязанности по обеспечению подачи нормативной температуры горячей воды в квартиру (_) в доме N 57 по ул. Чкалова в г. Оренбурге, одновременно сопряжено с необходимостью проведения ремонта во внутридомовых инженерных системах, обязанность проведения которого возложена на управляющую компанию, а не на ПАО "Т Плюс".
В представленных отзывах на апелляционную жалобу Госжилинспекция и ООО "УКЖФ "Центральная" просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось в судебном заседании на 13.02.2018.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Плаксиной Н.Г., судьей Арямовым А.А.
Рассмотрение дела начато сначала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области на основании распоряжения от 28.02.2017 N 620 (т. 1, л.д. 83) в связи с поступлением обращения гражданина (т. 1, л.д. 81), была проведена внеплановая выездная проверка публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский".
По результатам проведенной проверки заинтересованным лицом 09.03.2017 был составлен акт N А-620 (т. 1, л.д. 89), - которым зафиксировано нарушение обществом пп. "д" п. 3, пп. "а" п. 31, п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354, пп. "а" п. 33, п. 104 Правил N 354, что выразилось в необеспечении предоставления потребителю коммунальной услуги (горячее водоснабжение) надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства: необеспечениен подачи нормативной температуры в точке водозабора (квартира N (...) в доме N 57 по ул. Чкалова г. Оренбурга)) (не ниже + 60° С), поскольку на момент проверки температура горячей воды в точках водозабора (квартира N (...) в доме N 57 по ул. Чкалова г. Оренбурга)) составила: в помещении кухни + 41,8° С; в помещении ванной комнаты + 57,2° С.
Заинтересованным лицом заявителю 09.03.2017 выдано предписание N ПР-620 (т. 1, л.д. 90), которым ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский" предписано:
- обеспечить предоставление потребителю коммунальной услуги (горячее водоснабжение) надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства.
Обеспечить подачу нормативной температуры горячей воды в точку водоразбора (квартира N (...) дома N 57 по ул. Чкалова г. Оренбурга (не ниже + 60 °С). На момент проверки температура горячей воды в точках водоразбора квартиры N (...) составила в помещении кухни + 41,8° С, в помещении ванной комнаты + 57,2° С.
Срок устранения нарушений установлен в данном предписании, как 10.04.2017.
В качестве основания предписания указаны пп. "д" п. 3, пп. "а" п. 31, п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354, пп. "а" п. 33, п. 104 Правил N 354.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая ПАО "Т Плюс" в удовлетворении заявленных требований, исходил из наличия у заявителя, как у исполнителя коммунальных услуг, обязанности предоставить коммунальную услугу потребителю, надлежащего качества.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Центральная" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 57 по ул. Чкалова в г. Оренбурге (т. 1, л.д. 99 - 103).
Действительно, между ПАО "Т Плюс" и ООО "УКЖФ "Центральная" отсутствует договор на поставку коммунального ресурса в многоквартирного дома N 57 по ул. Чкалова в г. Оренбурге, в связи с чем, исходя из положений п. п. 8, 9, 14, 15, 17 Правил N 354, ПАО "Т Плюс" является исполнителем коммунальной услуги - горячее водоснабжение; оплата оказываемой услуги при этом осуществляется потребителем непосредственно исполнителю коммунальной услуги, что лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил N 354).
В акте проверки от 14.04.2017 N А-620 Госжилинспекцией при этом зафиксированы, не только показатели температуры горячей воды в квартире N (...) дома N 57 по ул. Чкалова в г. Оренбурге, но также зафиксированы показатели горячей воды на границе эксплуатационной ответственности (+ 66,0° С) (т. 1, л.д. 89).
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу условий подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 104 Правил N 354 предусмотрено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Приложением N 1 к Правилам N 354 являются Требования к качеству коммунальных услуг, пунктом 5 которых устанавливается обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), в соответствии с чем, допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) - не более чем на 3 °С; за каждые 3 °С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час-отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Применительно к вышеперечисленным нормам "пп. "д" п. 3, пп. "а" п. 31, п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354, пп. "а" п. 33, п. 104 Правил N 354", - упомянутых, как в акте проверки, так и в предписании заинтересованного лица, не представляется возможным установить обоснованность ссылки Госжилинспекции на п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354, - учитывая то, что из текста предписания не следует, что обществу надлежит принять меры, направленные на перерасчет финансовых обязательств потребителя соответствующей коммунальной услуги.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиениченские требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" установлено, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 151 ЖК РФ).
Согласно пункту 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества включаются в числе прочего:
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (пп. "а");
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (пп. "д").
Применительно к вышеперечисленным нормам, Госжилинспекцией в акте проверки от 09.03.2017 N А-620 (т. 1, л.д. 89) зафиксировано, что ПАО "Т Плюс" в лице фиала "Оренбургский", обеспечило поставку горячей воды на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 66,0° С, - то есть, исполнителем коммунальной услуги в данном случае соблюдены нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил N 354.
Из совокупности условий данных норм при этом следует, что поставка горячей воды с установленной нормативной температурой исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной принадлежности, должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, также с установленной нормативной температурой.
Тем не менее, данное условие может быть обеспечено лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома - инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.
Ни в компетенцию, ни в функции исполнителя (ресурсоснабжающей организации) при этом не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку в данном случае ПАО "Т Плюс" обеспечило поставку ресурса (горячей воды) на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 66,0° С, следовательно, обязанность по поставке коммунального ресурса с установленной нормативной температурой, исполнителем коммунальной услуги выполнена надлежащим образом.
Доказательств того, что поставка ресурса (горячей воды) на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 66,0° С, в дальнейшем не обеспечивала доставку потребителю данного коммунального ресурса с установленной нормативной температурой, именно по причине поставки ресурса на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 65,0° С, - заинтересованным лицом не добыто и в материалы настоящего дела не представлено.
Паспорт готовности к отопительному сезону 2016-2017 годов, выданный ООО "УКЖФ "Центральная" 12.09.2016 (т. 2, л.д. 2, 3), акт осеннего осмотра здания от 12.10.2016 (т. 2, л.д. 4, 5) не содержат сведений о надлежащем состоянии инженерных сетей общедомового имущества в целях доставки до потребителя горячей воды с установленной нормативной температурой.
Документы, составленные во временные периоды, последующие проведению Госжилинспекцией проверки, в данном случае не имеют значения, поскольку не только не устанавливают факт исправности инженерных сетей общедомового имущества, но также не отвечают признаку относитмости доказательств (ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку не содержат сведений об обстоятельствах, имевших место быть на момент проведения проверки ПАО "Т Плюс".
ПАО "Т Плюс" не несет бремени негативных последствий за содержание общего имущества многоквартирного дома в состоянии, не обеспечивающим доставку ресурса (горячей воды) до потребителя, с установленной нормативной температурой.
Соответственно в данной ситуации предписание Госжилинспекции является неисполнимым.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа публичному акционерному обществу "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский" в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" в возмещение расходов последнего по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 4500 рублей (в том числе 3000 рублей в связи с рассмотрением спора в арбитражном суде первой инстанции, 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы).
Излишне уплаченная публичным акционерным обществом "Т Плюс" государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 03.11.2017 N 074548 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 октября 2017 года по делу N А47-4142/2017 отменить.
Требования, заявленные публичным акционерным обществом "Т Плюс" в лице филиала "Оренбургский" удовлетворить.
Признать незаконным предписание от 09.03.2017 N ПР-620, выданное Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области публичному акционерному обществу "Т Плюс".
Обязать Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области устранить нарушение прав и законных интересов публичного акционерного общества "Т Плюс".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" в возмещение расходов последнего по уплате государственной пошлины 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить публичному акционерному обществу ПАО "Т Плюс" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03.11.2017 N 074548 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.