город Омск |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А81-6637/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17036/2017) акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" на определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.11.2017 о процессуальном правопреемстве, вынесенное в рамках дела N А81-6637/2015 (судья Антонова Е.В.), по иску акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" (ИНН 8905033649, ОГРН 1048900553206)
к Управлению Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901017389, ОГРН 1058900023049)
о взыскании 38 587 руб. 36 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, - Управления Министерства внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск" (далее по тексту - истец, ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск", общество, взыскатель) обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - ответчик, миграционная служба, должник, УФМС России по ЯНАО) о взыскании задолженности по государственному контракту от 07.02.2014 N 2182/12014 за период ноябрь-декабрь 2014 года в размере 35 796 руб. 50 коп. и неустойки, начисленной за период с 03.02.2015 по 01.12.2015, в размере 2790 руб. 86 коп.
Решением от 13.04.2016 по делу N А81-6637/2015 исковые требования ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск" удовлетворены в полном объеме.
На основании вступившего в законную силу решения суда взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС N 011485475 от 20.05.2016.
19.09.2017 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск" (правопреемник ОАО "Энерго-Газ-Ноябрьск", далее также - АО "Энерго-Газ-Ноябрьск") обратилось в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, в котором просило произвести замену должника в установленном судом правоотношении по делу N А81-6637/2016 на Управление Министерства внутренних дел по Ямало- Ненецкому автономному округу (далее также - УМВД по ЯНАО, Управление).
Определением от 16.11.2017 судом первой инстанции отказано в удовлетворении означенного ходатайства истца по причине недоказанности того, что УМВД России по ЯНАО является правопреемником ответчика.
Не согласившись с принятым определением, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив ходатайство истца о процессуальном правопреемстве ответчика.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указа N 156) упразднена Федеральная миграционная служба Российской Федерации (ФМС России), ее функции и полномочия, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, переданы Министерству внутренних дел (МВД России).
При этом, как отмечает заявитель, письмом от 21.09.2016 УФМС России по ЯНАО проинформировало общество о передаче обязательств, возникших у должника перед взыскателем, в Управление.
АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что правопреемником упраздняемой ФМС России и всех ее территориальных органов по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является МВД России, а не его территориальные органы, так как такие сведения не содержатся в Указе N 156, при этом надлежащим правопреемником УФМС России по ЯНАО является именно УМВД России по ЯНАО, как территориальное подразделение МВД России.
В обоснование своей позиции податель жалобы также ссылается на судебную практику, в частности, ряд аналогичных дел по искам общества к миграционной службе, где процессуальное правопреемства должника на Управление было осуществлено.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве УМВД России по ЯНАО просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В силу части 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Необходимым условием осуществления процессуального правопреемства является наличие правопреемства в материальных правоотношениях.
Пунктами 1, 2 Указа N 156 постановлено упразднить ФМС России и передать ее функции МВД России.
Согласно пункту 3 названного Указа МВД России является правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт "б").
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о МВД России, согласно которому МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере; внутренних дел (пункт 1 Положения). В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (пункт 13 Положения). В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России (пункт 14 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 также утверждено Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации (далее также - Типовое положение).
В частности, Типовым положением установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (пункт 1 Типового положения). Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России (пункт 2 Типового положения). Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (пункт 5 Типового положения). Территориальный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (подпункт 19 пункта 13 Типового положения).
Таким образом, поскольку в результате ликвидации УФМС России по ЯНАО выбыло из спорных правоотношений и Указом N 156 полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в настоящее время возложены на МВД России, являющееся правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, постольку процессуальным правопреемником УФМС России по ЯНАО, территориального подразделения ФМС России, будет являться УМВД России по ЯНАО как территориальное подразделение МВД России.
Изложенное также подтверждается письмом УФМС России по ЯНАО обществу от 21.09.2016 N 111-л, согласно которому обязательства УФМС России по ЯНАО по заключенному с истцом контракту переданы в УМВД России по ЯНАО.
При данных обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств перехода спорных обязательств по контракту и, соответственно, по исполнению судебного акта в части уплаты задолженности по такому контракту иному лицу, ошибочным признается вывод суда первой инстанции о недоказанности того, что Управление является правопреемником миграционной службы в рамках сложившихся материальных правоотношений.
В этой связи, а также принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств исполнения должником исполнительного листа серии ФС N 011485475 от 20.05.2016, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для не осуществления процессуального правопреемства УФМС России по ЯНАО на УМВД России по ЯНАО.
С учётом изложенного определение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела), а заявление АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" о процессуальном правопреемстве - удовлетворению.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на определения арбитражного суда об отказе в процессуальном правопреемстве государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 272, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.11.2017 о процессуальном правопреемстве по делу N А81-6637/2015 отменить, разрешить вопрос по существу.
Заявление акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск" удовлетворить.
В порядке процессуального правопреемства произвести замену должника -Управление Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901017389, ОГРН 1058900023049) на его правопреемника - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Матросова, д. 7; дата регистрации 21.10.2002; ИНН 8901003107; ОГРН 1028900508746).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.