Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2018 г. N Ф03-1669/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
15 февраля 2018 г. |
А73-14184/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.,
при участии в заседании:
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области : представитель не явился,
от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276): Солтанов Т.Я., представитель по доверенности от 28.02.2017 N 85-2017,
от акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (ОГРН 1042700170061): Грачева Е.О., представитель по доверенности от 13.12.2017 N 39607/02-02,
от администрации города Хабаровска: Подолякина О.С., предстаитель по доверенности от 23.10.2017 N 1.129-310,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска", администрации города Хабаровска
на решение от 08.11.2017
по делу N А73-14184/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Ульяновой М.Ю.,
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска"
третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация города Хабаровска
о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения на нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к акционерному обществу "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (далее - АО "ЦИТ г. Хабаровска", общество, ответчик) с иском о признании права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 107 (с учетом отказа от иска в части признания права собственности Российской Федерации на названное помещение в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечена администрация города Хабаровска.
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельное требование о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 107, в порядке статьи 50 АПК РФ к участию в деле привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее - МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО и ФГУП "Почта России").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.11.2017 принят отказ ФГУП "Почта России" от иска о признании права федеральной собственности, производство по делу в указанной части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ. Признано право собственности Российской Федерации на нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 107. За ФГУП "Почта России" признано право хозяйственного ведения на названное нежилое помещение.
АО "ЦИТ г. Хабаровска" и администрация города Хабаровска в апелляционных жалобах просят решение от 08.11.2017 отменить. Указывают, что ФГУП "Почта России" не является предприятием почтовой связи, созданным до 08.12.1994, не является правопреемником ранее существовавших предприятий связи, истцом не представлены доказательства закрепления за государственным учреждением "Управление Федеральной почтовой связи" спорных помещений на праве оперативного управления. Ссылаются на то, что АО "ЦИТ г. Хабаровска" стало собственником объекта в результате приватизации муниципальной собственности; объект недвижимости отнесен к муниципальной собственности в силу решения VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" от 10.10.1991. Полагают, что постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) регулирует отношения по разграничению государственной собственности, но не является основанием для признания права на объект частной собственности; объект не находится в реестре федерального имущества; при удовлетворении иска о признании права федеральной собственности уполномоченный орган во внесудебном порядке может распорядительным актом закрепить имущество на праве хозяйственного ведения за предприятием, судебный акт о признании права хозяйственного ведения подменяет распорядительные акты Министерства имущественных отношений о закреплении имущества за предприятием, суд распорядился федеральным имуществом.
ФГУП "Почта России", МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО в отзывах на апелляционные жалобы АО "ЦИТ г. Хабаровска" и администрации города Хабаровска просят оставить решение от 08.11.2017 без изменения, жалобы - без удовлетворения.
АО "ЦИТ г. Хабаровска" в отзыве на жалобу администрации города Хабаровска поддерживает позицию, изложенную в указанной жалобе.
Определением от 23.01.2018 по ходатайству администрации города Хабаровска судебное разбирательство откладывалось для урегулирования спора.
В судебном заседании представители АО "ЦИТ г. Хабаровска", администрации города Хабаровска настаивали на удовлетворении апелляционных жалоб, представитель ФГУП "Почта России" поддержал доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы.
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО извещалось о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 27-АВ N 598471 от 17.10.2011 на объект недвижимости - функциональное помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 107, зарегистрировано право собственности открытого акционерного общества "Центр инновационных технологий города Хабаровска" (правопредшественник - АО "ЦИТ г. Хабаровска").
Как следует из указанного свидетельства, ранее на спорное помещение было зарегистрировано право собственности муниципального образования город Хабаровск и право хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Центр инновационных технологий города Хабаровска".
Право собственности муниципального образования Город Хабаровск на спорное помещение зарегистрировано на основании решения VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" от 10.10.1991, в силу которого в состав муниципальной собственности подлежит включению жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда и отдельно стоящие здания и сооружения, находящиеся на балансе местных советов, либо предприятий и организаций, подведомственных им.
АО "ЦИТ г. Хабаровска" стало собственником спорного нежилого помещения в результате приватизации путем преобразования в открытое акционерное общество МУП г. Хабаровска "Центр инновационных технологий города Хабаровска".
Между АО "ЦИТ г. Хабаровска" (арендодатель) и ФГУП "Почта России" (арендатор) заключен договор аренды объектов нежилого фонда от 14.02.2012 N 14/12, согласно условиям которого нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 107, предоставлено ФГУП "Почта России" для размещения почтового отделения.
Из технических паспортов по состоянию до 1991 года и на 02.12.2008 следует, что здание возведено в 1957 году, названное нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м предназначено для размещения в нем почтового отделения.
Кроме того из трудовых договоров, представленных в материалы дела следует, что отделение почтовой связи N 6 располагалось в спорном помещении до 1991 года.
Указывая, что нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м относится исключительно к федеральной собственности, не выбывало из владения ФГУП "Почта России" с момента ввода здания в эксплуатацию по настоящее время, ФГУП "Почта России" обратилось в арбитражный суд. Названные обстоятельства обусловили вступление в дело МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО с самостоятельным требованием о признании права федеральной собственности на поименованное помещение.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами материального права.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Как следует из разъяснений, приведенных в пунктах 58,59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В части 4 той же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294 и 296 ГК РФ).
На основании статей 2 и 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
Средствами почтовой связи являются здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи. К объектам почтовой связи относятся обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).
Предприятие почтовой связи, созданное до 08.12.1994, является обладателем права хозяйственного ведения на используемое в его деятельности имущество, что следует из разъяснений, изложенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) право на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным законом.
В силу положений пункта 1 Постановления N 3020-1, а также раздела IV приложения N 1 к нему, предприятия связи, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В Приложении N 3 Постановления N 3020-1 в качестве объектов, подлежащих включению в муниципальную собственность, учреждения связи и занимаемые ими помещения не поименованы.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи была запрещена (пункт 2,1.24).
Таким образом, в предмет доказывания по рассматриваемому иску входит установление оснований возникновения права собственности и права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России", МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации, а именно, использовалось ли спорное недвижимое имущество предприятием связи на момент разграничения государственной собственности.
Исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств, в том числе: технических паспортов, трудовых договоров, суд первой инстанции установил, что нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 107, на момент разграничения законодателем государственной собственности находилось во владении и пользовании отделения почтовой связи.
При этом суд установил, что ФГУП "Почта России" является правопреемником государственного предприятия почтовой связи, на основании следующего.
В соответствии с пунктом 8 приложения N 21 к решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов 6-й сессии 21-го созыва от 10.10.1991 в состав государственной (краевой) собственности включено Государственное предприятие связи и информации Хабаровского края "Россвязьинформ" в состав которого входили и предприятия почтовой связи, в том числе Хабаровский почтамт.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края N 206 от 11.05.1993 учреждено управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края как правопреемник государственного предприятия связи информатики "Россвязьинформ" Хабаровского края в части почтовой отрасли, закреплено государственное имущество в соответствии с разделительным балансом на 01.01.1993 на праве оперативного управления за управлением федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Приказом Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Хабаровского края от 26.05.1993 N 114 Хабаровский почтамт передан в распоряжение управления Федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Приказом от 15.09.1994 N 45 Хабаровский почтамт и Управление Федеральной почтовой связи объединены в единую структурную единицу -Управление Федеральной почтовой связи Хабаровского края.
Согласно приказу Комитета по управлению госимуществом Хабаровского края от 22.01.1997 N 21 за госучреждением Управление Федеральной почтовой связи Российской Федерации на праве оперативное управления закреплено имущество в объемах и на условиях в соответствии с заключенным договором (приложение N 1). В частности, в соответствии с пунктами 1,2 указанного договора за учреждением закрепляется имущество, которым оно наделено на момент создания, а для действующего - отраженное в балансе но состоянию на 01.01.1996. Имущество учреждения находится в государственной собственности Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р создано федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", основанное на праве хозяйственного ведения.
Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 01.03.2004 N 106-р/ЛР-П5-1511 утвержден перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежало передаче ФГУП "Почта России", в том числе - имущество ГУ-УФПС Хабаровского края.
Впоследствии в 2005 году Правительством Российской Федерации принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и Управления Федеральной, почтовой связи Хабаровского края (распоряжение от 08.09.2005 N 1362-р). Пунктом 3 данного распоряжения было установлено, что имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России".
Таким образом, поскольку на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение находилось во владении и пользовании отделения почтовой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оно в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности и должно быть закреплено за ФГУП "Почта России" на праве хозяйственного ведения.
Принимая во внимание, что право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на спорное имущество и право собственности Российской Федерации возникли до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Исходя из обстоятельств дела, доводы апелляционных жалоб, что ФГУП "Почта России" не является правопреемником ранее существовавших предприятий связи, отклоняются апелляционной коллегией, как противоречащие материалам дела и установленным судом обстоятельствам.
Отклонены доводы апелляционных жалоб об отнесении спорного объекта недвижимости к муниципальной собственности, со ссылкой на решение VI сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов "О муниципальной и государственной (краевой) собственности" от 10.10.1991 и неверном применения судом первой инстанции положений Постановления N 3020-1, на основании следующего.
Пунктом 16 Постановления N 3020-1 установлено, что порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям"; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.
В статье 2 Закона РСФСР от 21.11.1990 N 343-1 "О дополнительных полномочиях Местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" было предусмотрено, что в области формирования муниципальной собственности краевые, областные, районные, городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов, а по их поручению также городские районного подчинения, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов осуществляют инвентаризацию, оценку и составляют перечни предприятий, организаций и имущества для передачи в муниципальную собственность и протоколы их согласования соответственно с вышестоящими и нижестоящими Советами, вносят предложения в вышестоящие Советы, органы государственного управления, предприятия, учреждения и иные организации о передаче в муниципальную собственность предприятий, организаций, учреждений, а также иных объектов, относящихся к государственной собственности и имеющих особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения, функционирования местного хозяйства.
Поскольку нежилое помещение I (1-10), общей площадью 144,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 107, к указанной категории объектов не относится, соответственно, оно не подлежит передаче в муниципальную собственность.
Доводы жалоб о том, что объект не находится в реестре федерального имущества; при удовлетворении иска о признании права федеральной собственности уполномоченный орган во внесудебном порядке может распорядительным актом закрепить имущество на праве хозяйственного ведения за предприятием, судебный акт о признании права хозяйственного ведения подменяет распорядительные акты Министерства имущественных отношений о закреплении имущества за предприятием, суд распорядился федеральным имуществом, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку за как установлено выше, на спорное имущество зарегистрировано право собственности ответчика в связи с чем истцами избран надлежащий способ защиты.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что на момент разграничения государственной собственности спорный объект недвижимости использовался предприятием связи, в силу пункта 6 раздела 4 Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, данный объект относится к федеральной собственности и не выбывал из владения собственника, доводы апелляционных жалоб не влияют на законность и обоснованность решения.
По приведенным основаниям доводы апелляционных жалоб отклонены.
Дав повторную оценку приобщенным в материалы дела доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения. Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права или нарушение норм процессуального права не установлено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы администрация города Хабаровска освобождена на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы АО "ЦИТ г. Хабаровска", отнесены в соответствии со статьей 110 АПК РФ на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.11.2017 по делу N А73-14184/2017 оставить без изменений, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14184/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2018 г. N Ф03-1669/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП УФПС Хабаровского края - филиал "Почта России"
Ответчик: АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска"
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, городской округ "Город Хабаровск" в лице Департамента мцниципальной собственности администрации г. Хабаровска, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО