г. Пермь |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А60-47780/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Макарова Т.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
(лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 декабря 2017 года
по делу N А60-47780/2017,
принятое судьей Филипповой Н.Г.,
по заявлению закрытого акционерного общества "АМОС-Групп" (ОГРН 1086670023615, ИНН 6670220299)
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
о признании незаконными отказов в предоставлении в собственность земельных участков,
установил:
закрытое акционерное общество "АМОС-Групп" (далее - ЗАО "АМОС-Групп", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными и не соответствующими закону отказов ТУ Росимущества в Свердловской области в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 66:41:0614022:238 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 104701 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-262/1022 от 25.06.2014.
- с кадастровым номером 66:41:0614022:240 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 105559 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-235/1022 от 24.06.2014.
- с кадастровым номером 66:41:0614022:246 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 167632 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-264/1022 от 25.06.2014.
- с кадастровым номером 66:41:0614022:247 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 273258 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-256/1022 от 25.06.2014.
- с кадастровым номером 66:41:0614022:258 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 223764 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-908/1022 от 30.12.2013.
- с кадастровым номером 66:41:0614022:259 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 43776 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-921/1022 от 30.12.2013.
- с кадастровым номером 66:41:0614022:279 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 146456 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-942/1022 от 30.12.2013.
- с кадастровым номером 66:41:0614022:281 с местоположением: Свердловская область, г. Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 107017 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-909/1022 от 30.12.2013.
Просит обязать ТУ Росимущества в Свердловской области в порядке, установленном в п.5. ст. 39.17 ЗК РФ, подготовить проекты договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков по цене 15% от кадастровой стоимости (в соответствии с п. 3.2. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ") в трех экземплярах, обеспечить их подписание, и направить проекты договоров для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что ТУ Росимущества в Свердловской области не наделено полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков площадью превышающей 10 га, и принятие решений об образовании земельных участков площадью, превышающей 10 га, выходит за рамки компетенции заинтересованного лица. Кроме того указывает, что у уполномоченного органа для принятия соответствующего решения отсутствовали сведения о наличии / отсутствии на испрашиваемом земельном участке зданий и сооружений. Указанные сведения не были представлены заинтересованному лицу, несмотря на то, что такие сведения были запрошены государственным органом. Невнесения соответствующих сведений в ЕГРН, ГКН не подтверждают отсутствие зданий, сооружений на спорном земельном участке.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
От заявителя поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы мотивированное различной судебной практикой, обжалованием судебного акта по делу N А60-19367/2017 в Верховный Суд РФ.
Рассмотрев указанное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 158 АПК РФ оснований для отложения судебного разбирательства и удовлетворения ходатайства заявителя.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО "АМОС-групп"" является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 66:41:0614022:238 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 104701 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-262/1022 от 25.06.2014;
- с кадастровым номером 66:41:0614022:240 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 105559 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-235/1022 от 24.06.2014;
- с кадастровым номером 66:41:0614022:246 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 167632 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-264/1022 от 25.06.2014;
- с кадастровым номером 66:41:0614022:247 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 273258 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-256/1022 от 25.06.2014;
- с кадастровым номером 66:41:0614022:258 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 223764 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-908/1022 от 30.12.2013;
- с кадастровым номером 66:41:0614022:259 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 43776 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-921/1022 от 30.12.2013;
- с кадастровым номером 66:41:0614022:279 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 146456 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-942/1022 от 30.12.2013;
- с кадастровым номером 66:41:0614022:281 с местоположением: Свердловская область г.Екатеринбург, с целевым использованием для сельскохозяйственного использования, общей площадью 107017 кв.м на основании договора аренды N АЗФ-909/1022 от 30.12.2013.
ЗАО "АМОС-групп" 07.07.2017 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области с заявлениями о принятии решения о передаче вышеуказанных земельных участков в собственность заявителя за плату по стоимости, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка на основании п. 3.1, 3.2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ (N ИС-1751 - N ИС-1758).
Управление письмами от 07.08.2017 отказало обществу в предоставлении земельных участков в собственность за плату в связи с тем, что для принятия положительного решения о представлении в собственность испрашиваемого участка необходимо предоставить дополнительные документы, подтверждающие отсутствие на земельном участке зданий и сооружений, после предоставления запрашиваемых документов ТУ Росимущества по Свердловской области направит пакет документов в Росимущество для рассмотрения вопроса, так как принять решение о распоряжении земельными участками, площадь которых более 10 Га, ТУ Росимущества по Свердловской области самостоятельно не может и необходимо получить поручение Федерального агентства по управлению госимуществом (л.д.22-29).
Полагая отказ в предоставлении земельных участков не соответствующим закону, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что заявление о предоставлении земельного участка подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти, несовершение заинтересованным лицом соответствующих действий и непринятие решения является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Требования заявителя о передаче испрашиваемых земельных участков в собственность по цене, равной 15% от кадастровой стоимости земельного участка, мотивированы положениями п. 3.1, 3.2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
В случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта (за исключением территорий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более пятнадцати процентов его кадастровой стоимости (п. 3.1.).
Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным в пункте 3.1 настоящей статьи правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды (п. 3.2.).
Таким образом, из буквального содержания данной нормы следует, что приведенным пунктом предусмотрена дополнительная льгота для лица, переоформившего право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения на право аренды, на приобретение данного участка в собственность по льготной цене.
Как следует из материалов дела, испрашиваемые заявителем земельные участки, которыми заявитель владеет на праве аренды и предоставлены на основании распоряжения ТУ Росимущества от 03.12.2013 N 671-р, 12.12.2013 N 689-р, выделены из земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0614022:0028, 66:41:0614022:0019, принадлежащих ГУП ОПХ "Исток на основании договоров аренды от 18.10.2007 NN АЗФ 105/1022, 106/1022, заключенных в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 66:41:0000000:0312.
Поскольку заявитель не является лицом, обладавшим правом постоянного (бессрочного) пользования в отношении исходного земельного участка и переоформившим такое право на право аренды, у ТУ Росимущества не имелось правовых оснований для предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков в собственность за плату по цене 15% от кадастровой стоимости на основании п. 3.1., 3.2. ст. 3 Закона N 137-ФЗ.
То обстоятельство, что заявитель мог реализовать право на выкуп земельных участков по иным основаниям, предусмотренным в частности подп. 9 п. 2 ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, не имеет правового значения для целей рассмотрения вопроса обоснованности обжалуемых отказов, так как заявителю отказано в приобретении земельных участков в собственность по основаниям, предусмотренным п. 3.1., 3.2. ст. 3 Закона N 137-ФЗ, и по цене 15% от кадастровой стоимости, что не исключает возможность реализации права на выкуп по иным основаниям с представлением соответствующего обоснования.
Относительно правоприменительной практики необходимо отметить, что аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23.01.2018 N Ф09-8226/17, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 N 17АП-205/2018-ГК.
При названных обстоятельствах отказ уполномоченного органа в данной ситуации соответствует требованиям действующего законодательства, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о признании не соответствующим закону отказа в предоставлении в собственность спорных земельных участков по льготной цене отсутствуют.
С учетом изложенного апелляционная жалоба заинтересованного лица признана обоснованной, решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 декабря 2017 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 декабря 2017 года по делу N А60-47780/2017 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "АМОС-Групп" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.