г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2018 г. |
Дело N А56-116290/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Пугачева Н.Н. по доверенности от 07.11.2017
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13077/2018) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2018 по делу N А56-116290/2017(судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Компакт-Плюс"
об оспаривании решения и предписания
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, ГУП Водоканал) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС) о нарушении законодательства о контрактной системе от 15.09.2017 по делу N 44-3664/17.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компакт-Плюс" (далее - Общество).
Решением от 10.04.2018 в удовлетворении заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие, ссылаясь на несоответствие вывода суда первой инстанции о нарушении комиссией заказчика положений части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе фактическим обстоятельствам данного дела, а также на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Предприятия доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Управление и Общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.07.2017 Предприятием на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0572500000117000246 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фонтана "Водовоз", г. Кронштадт, Ленинградская ул., д. 2, сооружение 3, литера Д (далее - аукцион).
Решением, оформленным протоколом N 0572500000117000246-1-2 от 31.08.2017, аукционная комиссия отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия его заявки требованиям документации.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в УФАС с жалобой на действия государственного заказчика по электронному аукциону N 0572500000117000246.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией УФАС вынесено решение от 15.09.2017 по делу N 44-3664/17, согласно которому жалоба Общества признана обоснованной. В действиях Заказчика признаны нарушения части 6 статьи 66 и части 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
На основании данного решения Предприятию выдано предписание от 15.09.2017 по делу N 44-3664/17.
Посчитав решение и предписание Комиссии УФАС от 15.12.2017 недействительными, ГУП "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые акты соответствуют Закону о контрактной системе, не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу данной нормы права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе, которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ, не допускается.
Согласно частям 6 и 7 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с показанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 3.1.3 раздела 3 части I и части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемых товаров (материалов, оборудования), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к Техническому заданию и пункт 10 раздела 2 Технического задания).
В Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 40 "Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03" установлены следующие требования: "Краска в виде суспензии/пасты" (Группа конкретных показателей "Внешний вид"), "Пленкообразующее вещество в краске олифа комбинированная К-3; К-5" (Группа конкретных показателей "Материал изготовления/Состав").
В соответствии с пунктом 10 раздела 2 Технического задания, позиция Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03 в приложении N 2 должна соответствовать ГОСТ 8292-85; позиция Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03 в приложении N 2 должна соответствовать ГОСТ 10503-71.
В заявке участник закупки представил по позиции N 40 "Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03", в том числе, следующие сведения: "Краска в виде пасты", "Пленкообразующее вещество в краске олифа комбинированная К-5", "ГОСТ 8292-85".
Признавая заявку Общества не соответствующей требованиям документации аукциона, Предприятие исходило из того, что указание показателя пленкообразующего вещества К5 возможно только в случае предоставления краски в виде суспензии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемых товаров (материалов, оборудования), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 2 к Техническому заданию и пункт 10 раздела 2 Технического задания), товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (материала, оборудования).
При указании конкретных показателей товара, использующихся при выполнении работ, участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", являющейся Приложением N 3 к Техническому заданию.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена в Разделе 5 Части III "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации по позиции N 40 "Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03" установлены, в том числе, следующие требования: "Краска в виде суспензии/пасты" (Группа конкретных показателей "Внешний вид"), "Пленкообразующее вещество в краске олифа комбинированная К-3; К-5" (Группа конкретных показателей "Материал изготовления/Состав"). Также, в соответствии с пунктом 10 раздела 2 Технического задания, позиция Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03 в приложении N 2 должна соответствовать ГОСТ 8292-85; позиция Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03 в приложении N 2 должна соответствовать ГОСТ 10503-71.
Как усматривается из материалов дела, в заявке участник закупки представил по позиции N 40 "Краска в соответствии с пунктом 13 локального сметного расчета N 02-03-03", в том числе, следующие сведения: "Краска в виде пасты", "Пленкообразующее вещество в краске олифа комбинированная К-5", "ГОСТ 8292-85".
Согласно ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия", указанный стандарт распространяется на густотертые масляные цветные краски, представляющие собой пасту, состоящую из пигментов и наполнителей или соответствующего пигмента (сурик железный по ГОСТ 8135-74, мумия, охра), затертых на олифе с введением сиккатива или без него.
Краски после разведения олифой до малярной консистенции предназначаются для отделочных работ и для окрашивания металлических и деревянных изделий, эксплуатируемых внутри помещений и в атмосферных условиях в районах с умеренным климатом.
Пунктом 1.3 ГОСТ 8292-85 предусмотрено, что густотертые масляные краски перед применением разводят олифами в количестве 20-30% (для марок МА-015 и МА-025) и 30-40% (для марок МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, МА-015 охра) от массы густотертой краски.
Краски марок МА-015, МА-015 сурик железный, МА-015 мумия, МА-015 охра разводят олифами натуральной (ГОСТ 7931-76) или комбинированными К-3, К-5.
Краски марки МА-025 разводят олифами натуральной, "Оксоль" (ГОСТ 190-78) или комбинированными К-2, К-3, К-5.
Пунктом 1.7 ГОСТ 8292-85 (Таблица 2) регулируются такие показатели пленки краски, как:
1. Цвет пленки краски
2. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее
3. Массовая доля летучих веществ, %, не более
4. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более
5. Твердость пленки, по маятниковому прибору
6. Условная светостойкость пленки, ч, не менее
7. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С, ч, не менее.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия", олифа: пленкообразующее вещество, представляющее собой продукты переработки растительных масел с введением сиккативов для ускорения процесса высыхания.
В соответствии с позицией N 40 заявки Общества, олифа комбинированная К-5 является пленкообразующим веществом для товара "Краска".
В результате сопоставления сведений из аукционной документации, первой части заявки Общества, протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, суд обоснованно заключил, что представленные характеристики товара по позиции N 40, указанные в заявке Общества, соответствуют требованиям документации об аукционе.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами Управления и суда первой инстанции о том, что у заказчика не имелось оснований для отказа Обществу в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с пунктами 1, 2 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что аукционная комиссия не имела возможности допустить участника аукциона, подавшего заявку, до участия в аукционе, так как предложение не соответствует требованиям позиции N 40 приложения N 2 к техническому заданию, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона.
В силу положений его статьи 33 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться установленными правилами, согласно которым в описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики. Документация о закупке должна также содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из обжалуемого решения, одним из допущенных предприятием нарушений было указание на нарушение заявителем части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, к товару по позиции 22 Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм более 96 и не более 100 % по массе. Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 2,5 мм не менее 95,5 и не более 100 % по массе".
Согласно ГОСТ Р 54748-2011 полный остаток на сите: Сумма частных остатков на данном сите и всех ситах с большими размерами отверстий, определяемая в процентах массы пробы. Согласно указанному ГОСТ частный остаток на каждом сите, определяется по результатам просеивания по формуле.
Проведенные испытания и расчет частных остатков на ситах не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Кроме того, предусмотренные ГОСТ испытания по определению частных остатков на ситах осуществляются на определенные партии товара. Причем, в паспортах на качество товара сведения о проведенных испытаниях по определению частных остатков на ситах заводами-изготовителями не указываются.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок содержания веществ ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, и являются нарушением требований части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, решение и выданное на его основании предписание Управления правомерно и обоснованно признаны судом первой инстанции законными и не подлежащими признанию недействительными. Нарушения прав и законных интересов Предприятия данным актами суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.04.2018 по делу N А56-116290/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.