г. Чита |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А19-4946/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2017 года по делу N А19-4946/2017 (суд первой инстанции - Куклина Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом+" (ОГРН 1063801031062, ИНН 3801081536, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания службы государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877, далее - служба) N 103/17 от 13.02.2017 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2017 года по делу N А19-4946/2017 заявленные требования удовлетворены.
Предписание службы государственного жилищного надзора Иркутской области N 103/17 от 13.02.2017, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Наш дом+", признано недействительным как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал службу государственного жилищного надзора Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
В судебном заседании 06.02.2018 объявлен перерыв до 09 час. 15 мин. 13.12.2018, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 11.01.2018, 07.02.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.01.2017 года N 103 ср-п (т.1 л.д.127-128) в связи с поступившим за вх. N 86-38-26478/16 в службу обращением, содержащим информацию о нарушении прав потребителя при начислении платы за содержание жилого помещения расположенного по адресу: г. Ангарск, микрорайон 17, д. 12 (далее - МКД N 12), должностным лицом службы 31.08.2017 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества по лицензионному контролю в части правильности начисления платы за содержание жилого помещения. В ходе которой службой сделан вывод о нарушении обществом требований пункта 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: по квартире N 62 МКД N 12 общество за период с августа 2016 года неправомерно начисляет тариф по содержанию общего имущества в размере 12 рублей 83 копейки за кв.м согласно постановлению администрации Ангарского городского округа N 2069-па от 25.12.2015 года, при утвержденном на общем собрании собственников помещений тарифе с 01.09.2015 года в размере 11 рублей 84 копейки за кв.м.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 13.02.2017 года N 103/17 (т.1 л.д.123-125).
Предписанием от 13.02.2017 года N 103/17 (т.1 л.д.122) обществу предписано в срок до 10.04.2017 года устранить нарушения - привести начисление платы за жилищные услуги в соответствии с действующим законодательством, предоставить в службу подтверждающие документы.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии с частями 1-3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 данной статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения статья 17 Закона N 294-ФЗ.
Согласно пункту 1 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 года N 594-пп, служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что внеплановая проверка в отношении общества на предмет соблюдения лицензионных требований проведена службой на основании распоряжения от 16.01.2017 года N 103 ср-п в связи с поступившим обращением в пределах предоставленных полномочий.
Из предписания следует, что на общество возложена обязанность в срок до 10.04.2017 года устранить нарушение пункта 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации выразившееся в том, что общество за период с августа 2016 года неправомерно начисляет тариф по содержанию общего имущества в размере 12 рублей 83 копейки за кв.м согласно постановлению Администрации Ангарского городского округа N 2069-па от 25.12.2015 года, при утвержденном на общем собрании собственников помещений тарифе с 01.09.2015 года в размере 11 рублей 84 копейки за кв.м. обществу предписано в указанный срок, устранить нарушения, а именно: привести начисление платы за жилищные услуги в соответствии с действующим законодательством, предоставить в службу подтверждающие документы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - положение N 1110), устанавливающего порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права пункт 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом согласно пункту 4 правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года N 416, обеспечивается выполнением стандартов, в том числе организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги; начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; организация оказания услуг и выполнения работ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Наш дом+" является управляющей организацией в отношении МКД N 12 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 года (утвержден решением общего собрания собственников от 09.08.2015 года).
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные нормы изложены в правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, регулирующих отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - правила N 491).
В соответствии с пунктами 16, 17 правил N 491, при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 28 правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения, в том числе, платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений пункт 31 правил N 491.
Пункт 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при этом подпункт 5 части 2 указанной статьи устанавливает, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут относиться и другие вопросы, не указанные непосредственно в данной статье, но отнесенные к таковым настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 6.5. договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 года (МКД N 12) установлен размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 11 рублей 84 копейки в месяц за один квадратный метр помещения собственника.
Пунктом 6.9 данного договора определено, что указанный размер платы действует в течение одного года и подлежит изменению в порядке, установленном действующим законодательством и договором.
В силу пункта 6.10 договора, в случае если за 60 дней до окончания очередного года действия настоящего договора не проведено общее собрание собственников помещений, размер платы за содержание жилого помещения изменяется управляющей организацией:
а) на очередной год действия договора в порядке, предусмотренном пунктами 6.11, 6.2 с учетом видов работ, необходимых для соблюдения норм действующего законодательства,
б) путем применения размера платы за содержание жилого помещения, установленного органом местного самоуправления для нанимателей, для собственников, не утвердивших такой размер на общем собрании, для собственников, не выбравших способ управления на общем собрании, для иных категорий собственников и нанимателей.
Пунктом 6.11 договора предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения устанавливается для собственников жилых и нежилых помещений в каждом году действия договора соразмерно планово-договорной стоимости работ, услуг, предусмотренных в перечне услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствующем году действия договора, в расчете на 1 кв.м. общей площади помещения в месяц.
Размер платы за содержание жилого помещения, установленный на первый год действия договора указан в перечне услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на каждый последующий год действия договора, начиная со второго рассчитывается управляющей организацией в разделе порядок изменения размера платы на каждый год действия договора путем индексации стоимости работ в соответствующем году действия договора.
Установление размера платы в указанном порядке не требует принятия общим собранием собственников дополнительного решения о размере платы в каждом году действия договора.
Исходя из даты заключения договора, учитывая условия пунктов 6.9, 9.1 договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что размер платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 11 рублей 84 копейки в месяц за один квадратный метр помещения собственника установлен собственниками помещений МКД N 12 на первый год, то есть на период с сентября 2015 года по август 2016 года.
Постановлением администрации Ангарского городского округа N 2069-па от 25.12.2015 года размер платы за содержание жилого помещения для данного типа домов установлен в размере 12 рублей 83 копейки за один квадратный метр помещений собственника в месяц. Указанное обстоятельство службой не оспаривается.
Служба полагает, что протоколом общего собрания собственников МКД N 12 от 31.07.2016 года не был утвержден размер платы за содержание жилого помещения, так как собрание собственников признано неправомочным (отсутствовал кворум), соответственно начисление платы за содержание жилого помещения управляющая должная выполнять по ранее утвержденному тарифу 11 рублей 84 копейки в месяц за один квадратный метр.
В связи с тем, что собственники в течение календарного года не провели общее собрание, инициатором проведения собрания, на основании части 7 статьи 45 ЖК РФ, выступила управляющая организация с включением в повестку собрания (сообщение от 12.06.2016 года) вопросов, в том числе об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, с учетом предложения управляющей организации - 12 рублей 83 копейки за один квадратный метр помещений собственников в месяц. Данное собрание в очно-заочной форме проходило в период с 24.06.2016 по 25.07.2016 и согласно протоколу от 31.07.2016 было неправомочно для принятия решений в связи с отсутствием кворума.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что собственниками помещений МКД N 12 решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на второй год не принято, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что начисление обществом платы в соответствии с подпунктом "б" пункта 6.10 договора исходя из размеров платы, установленных Постановлением Администрации Ангарского городского округа N 2069-па от 25.12.2015 действующему законодательству и условиям договора не противоречит.
Судом первой инстанции установлено, что в предписании службой указано на увеличение размера платы с августа 2016 года, однако данное обстоятельство своего подтверждения не нашло.
Согласно представленным заявителем расчетов размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 12 рублей 83 копейки установлен обществом с сентября 2016 года, в связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, является ошибочным указание службы в оспариваемом предписании периода начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения, в указанном размере начиная с августа 2016 года.
Аналогичный спор с участием тех же лиц рассмотрен Четвертым арбитражным апелляционным судом по делу Арбитражного суда Иркутской области N А19-19519/2017.
Ссылка службы на имеющуюся судебную практику (дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-2183/2017, N А19- 11304/2017) судом первой инстанции обоснованно отклонена, поскольку указанные дела рассмотрены при иных фактических обстоятельствах. В частности, в настоящем деле иные условия договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015 года, регламентирующие порядок установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 декабря 2017 года по делу N А19-4946/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.