г. Тула |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А68-6570/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Луниной О.А., при участии в судебном заседании представителей от заявителя: Ивановой О.В. (до перерыва, доверенность от 08.06.2017, паспорт), от заинтересованного лица: Иванова С.В. (доверенность от 30.12.2015 N 116, паспорт), в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Муниципальная управляющая компания города Алексина" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.11.2017 по делу N А68-6570/2017, принятое по заявлению акционерного общества "Муниципальная управляющая компания города Алексина" (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1077154009921, ИНН 7111500019) к администрации муниципального образования город Алексин (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1067146000558, ИНН 7111015862), третье лицо: Управление по административно- техническому надзору администрации МО г. Алексин (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1067146000558, ИНН 7111015862), о признании незаконным предписания об устранении нарушений Правил благоустройства и содержания территории N 112-ОТН/бл от 27.06.2017., установил следующее.
Акционерное общество "Муниципальная управляющая компания города Алексина" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным предписания администрации муниципального образования город Алексин (далее - администрация, ответчик) об устранении нарушений Правил благоустройства и содержания территории N 112-ОТН/бл от 27.06.2017.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.11.2017 заявленные требования были оставлены без удовлетворения, судебные расходы отнесены на истца.
Не согласившись с принятым судом решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют материалам дела.
В обоснование жалобы общество указывает, что ТСЖ "Элегия" является управляющей организацией спорного многоквартирного дома в порядке статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, тогда как апеллянту по договору была передана лишь часть полномочий. Указанные обстоятельства, по мнению апеллянта, свидетельствуют о том, что предписание выдано ненадлежащему лицу.
Кроме того, общество полагает, что обязанность по установке средств защиты пешеходов и выступающих элементов фасадов законом возложена на собственников входной группы.
Апеллянт настаивает на незаконности и неисполнимости оспариваемого предписания.
Администрация по доводам жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, изложенные ранее.
Третье лицо, о месте и времени судебного заседания извещенное надлежащим образом, явку представителей не обеспечило, в связи с чем и на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 27.06.2017 сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации МО г.Алексин произведен осмотр многоквартирных жилых домов в г. Алексине.
В ходе осмотра домов Управлением по административно-техническому надзору администрации МО г.Алексин установлено, что на многоквартирном доме на уровне 2-го этажа отсутствуют защитные сетки.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 27.06.2017 и выдано предписание N 112-ОТН/бл от 27.06.2017, которым обществу предписано в срок до 01.08.2017 осуществить установку защитных ограждений элементов со стороны движения пешеходов и специальные защитные сетки на уровне второго этажа многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тульская обл., г. Алексин, ул.Ленина, д. 7.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1.1 указанной выше статьи ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а");
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Согласно пункту 13 Правил N 491 осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе, крыши (пункт "б"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (пункт "в"); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (пункт "г").
Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, к которым, в частности, отнесены контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи (пункт 7).
Согласно договору управления многоквартирным домом от 10.12.2010 АО "Муниципальная управляющая компания города Алексина" приняло на себя обязательства по управлению много квартирным домом, находящимся по адресу: ул.Ленина, д.7 (п. 1.1. договора) (т.1,л.д.31-35).
Из информации, размещенной в сети Интернет на сайте Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru) судебной коллегией также установлено, что общество значится управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Ленина, д. 7 с 10.12.2010.
С учетом указанной информации и буквального содержания вышеуказанного договора судебная коллегия отклоняет довод общества о том, что управляющей компанией является ТСЖ "Элегия", а предписание выдано ненадлежащему лицу.
Представленные заявителем договоры, заключенные с предпринимателями, имеющими в указанном доме нежилые помещения, возлагающие на собственников нежилых помещений обязанность по установке защитных ограждений и защитных сеток, получили надлежащую оценку суда первой инстанции, который верно отметил, что именно на управляющую организацию возлагается в силу приведенных норм обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий для проживания и на ней лежит ответственность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 21.04.2015 N 4(12).3 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Алексин.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Алексин, настоящие Правила регулируют отношения по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, элементов благоустройства и земельных участков, на которых они расположены, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве, содержании и санитарной очистке прилегающих территорий.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Алексин, настоящие Правила являются обязательными для физических и юридических лиц, пребывающих и (или) осуществляющих деятельность на территории города Алексин. Правила применяются самостоятельно или в совокупности с нормами федеральных законов, законов Тульской области и (или) нормами, изложенными в иных нормативных правовых актах с соблюдением правил предпочтения (юридической силы).
Из подпункта 5 пункта 3 статьи 1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Алексин следует, что контроль за проведением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий, содержанием элементов благоустройства осуществляется уполномоченными органами администрации города Алексин, в пределах их полномочий. Муниципальный контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют органы и должностные лица органов администрации города Алексин, уполномоченные на это в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 1 данных Правил, нарушение настоящих Правил физическими и (или) юридическими лицами влечет за собой административную, гражданскую (материальную) и иную ответственность в соответствии с нормами федеральных законов и законов Тульской области.
В соответствии со статьей 23 Правил для защиты пешеходов и выступающих элементов фасада (карнизов, решеток, стеклянных витрин и т.п.), от падения снежного настила и сосулек с края крыши, а также падения плиток облицовки со стен отдельных зданий периода застройки до 70-х годов устанавливаются защитные ограждения элементов со стороны движения пешеходов и специальные защитные сетки на уровне второго этажа. Для предотвращения образования сосулек рекомендуется применение электрического контура по внешнему периметру крыши.
16.01.2015 главой администрации муниципального образования г.Алексин утверждено Положение об Управлении по административно-техническому надзору администрации муниципального образования г.Алексин, в соответствии с которым управление по административно- техническому надзору (далее также управление) является специально уполномоченным отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Алексин специальной компетенции, осуществляющим исполнительно - распорядительную деятельность на территории города Алексина в сфере административно-технического надзора, муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля и проводящим муниципальную политику в указанных сферах (пункт 1 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения основными задачами управления является, в том числе, организация и осуществление административно-технического надзора в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства на территории города Алексина (подпункт 7.1); предупреждение (профилактика), выявление и пресечение правонарушений в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области и принятие по ним соответствующих мер административного воздействия (подпункт 7.2); проведения наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории города Алексин, независимо от их принадлежности или юридическим лицам, соответствия их требованиям законодательства в сфере обеспечения чистоты, порядка и благоустройства (подпункт 7.5); в ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории города Алексин осуществляется визуальный осмотр объекта без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов. Сотрудники Управления производят визуальный осмотр объектов, расположенных на территории города Алексина с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений норм и правил содержания объектов (подпункт 7.5.2).
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно заключил, что Управление является уполномоченным органом по осуществлению контроля, в том числе, в сфере благоустройства.
Из материалов дела установлено, что 27.06.2017 сотрудником Управления по административно-техническому надзору администрации МО г.Алексин произведен осмотр многоквартирных жилых домов в г. Алексине. В ходе осмотра домов Управлением по административно-техническому надзору Администрации МО г.Алексин установлено, что на многоквартирном доме N 7 по ул. Ленина г. Алексина на уровне 2-го этажа отсутствуют защитные сетки.
Как было указано выше, на основании пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество дома должно содержаться в том числе в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлены нарушения требований Правил благоустройства, допущенные АО "Муниципальная управляющая компания города Алексина", в связи с чем администрацией правомерно было выдано последнему предписание об устранении выявленных нарушений.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд области правомерно счел оспариваемое предписание законным и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была уплачена в размере 3 000 руб., излишне уплаченные 1 500 руб. подлежат возврату плательщику из федерального бюджета.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.11.2017 по делу N А68-6570/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Муниципальная управляющая компания города Алексина" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.