Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2018 г. N Ф06-33320/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А65-16633/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 12 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Палаты имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2017 года по делу N А65-16633/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению Палаты имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района, РТ, г. Кукмор, (ИНН 1623008345, ОГРН 1061675001618), к Начальнику межмуниципального отдела по Балтасинскому и Кукморскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Р.Г. Шакирова, г. Кукмор, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, о признании незаконными отказов в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 16:23:010101:3 и 16:23:010101:6, изложенных в письмах N26-24-57/253 и N26-24-57/254 от 29.03.2017,
УСТАНОВИЛ:
Палата имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Начальнику межмуниципального отдела по Балтасинскому и Кукморскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Р.Г. Шакирова, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее - ответчики), о признании незаконными отказов в снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 16:23:010101:3 и 16:23:010101:6, изложенных в письмах N 26-24-57/253 и N 26-24-57/254 от 29.03.2017.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Палата имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 16:23:010101:6 и 16:23:010101:3 поставлены на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г., до вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости.
Полагает, что указанные участки имеют статус ранее учтенных объектов недвижимости, условия для исполнения государственным регистратором положений части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ имелись и имеются в настоящее время.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В Государственный кадастр недвижимости внесены:
- 16 июня 2003 года сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:23:010101:6, площадью 668 505 кв.м. +/-286,17 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуальной жилой застройки; местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка примерно в 30 метрах по направлению на юго - запад от водозоны Кукморского КУ МПП ЖКХ; почтовый адрес: РТ, Кукморский муниципальный район, пгт Кукмор;
- 19 декабря 2002 года сведения о земельном участке с кадастровым номером 16:23:010101:3, площадью 432 023 кв.м. +/-460,10 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: общее пользование территории; местоположение которого установлено относительно ориентира: РТ, Кукморский муниципальный район, юго - западная окраина п.Кукмор, между ул.Академика Королева и объездной дороги п.Кукмор.
С целью приведения территории в соответствие со сложившейся системой землепользования Палата имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района обратилась в межмуниципальный отдел по Балтасинскому и Кукморскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 16:23:010101:6 и 16:23:010101:3.
Письмами от 29.03.2017 N 26-24-57/253 и 26-24-57/254 межмуниципальный отдел по Балтасинскому и Кукморскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан отказал в снятии с государственного кадастрового учета указанных земельных участков со ссылкой на пункт 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с расположением на указанных земельных участках множества объектов капитального строительства.
Как указано в письмах от 29.03.2017 N 26-24-57/253 и 26-24-57/254, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, имеются записи о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за Муниципальным учреждением Кукморский поселковый Совет местного самоуправления от 30.09.2003, право прекращено 08.12.2006 и регистрации права собственности за Муниципальным образованием "Кукморский муниципальный район Республики Татарстан" от 24.02.2016, право прекращено 27.02.2017 в связи с отказом от права собственности.
В выписках из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости данные о правообладателях спорных земельных участков отсутствуют.
Из письма Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан от 04.10.2017 N 5940э-50 следует, что спорные земельные участки поделены на множество земельных участков, на которых, в свою очередь, находятся более 400 объектов капитального строительства (л.д. 81).
Заявитель, полагая, что наличие в государственном кадастре сведений об указанных земельных участках, права на которые в установленном порядке не зарегистрированы, создает правовую неопределенность и препятствует реализации публичных полномочий по распоряжению земельными участками, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учёт 2002, 2003 годах, до принятия Закона о государственном кадастровом учете, и имеет статус "ранее учтенный".
Как разъяснило Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 13.04.2010 N Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона о государственном кадастре, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).
При этом пунктом 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В силу пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН.
С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943.
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости. Из смыла указанного пункта следует, что земельные участки, сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРН, могут быть сняты с учета только при отсутствии сведений о наличии на этих земельных участках объектов недвижимости.
Однако, в данном же случае из выписки из ЕГРН следует, что на исходных земельных участках с кадастровыми номерами 16:23:010101:6 и 16:23:010101:3 имеется более 400 объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, поскольку наличие условий, предусмотренных пунктом 181 Порядка, не установлено, отсутствуют основания для признания недействительными отказов в снятии спорных земельных участков с кадастрового учета, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 ноября 2017 года по делу N А65-16633/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.