г. Москва |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А40-169647/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Синяя птица" в микрорайоне N 5 Северного Бутово (НО)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2017 по делу N А40-169647/17, принятое судьей О.В. Сизовой (шифр судьи 84-1505)
по заявлению: ТСЖ "Синяя птица" в микрорайоне N 5 Северного Бутово (некоммерческая организация)
к Мосжилинспекция
о признание недействительным Предписание от 19.06.2017 г. N Р-ЮЗ-06008/1
при участии:
от заявителя: |
Широбокова К.М. по доверенности от 11.01.18; |
от заинтересованного лица: |
Голубева М.В. по доверенности от 07.12.17; |
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Синяя птица" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственное жилищной инспекции города Москвы о признании недействительны Предписание от 19.06.2017 г. N Р-ЮЗ-06008/1
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2017 г. в удовлетворении требования ТСЖ "Синяя птица" отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требованиях. Указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм и процессуального материального права.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, требования не признал, просил оставить решение первой инстанции без изменений.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 г. N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем предписания необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление, и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами установленных жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
Мосжилинспекция в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 г. N 336-ПП, является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе функции по региональному государственному надзору в сфере использования и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, соблюдения требований к работам по содержанию и ремонту внутридомового газового оборудования и его техническому состоянию, соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также соответствия жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, осуществляет контроль за соблюдением нормативов города Москвы по эксплуатации жилищного фонда.
В силу п. 4.2.9 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 г. N 336-ПП Мосжилинспекция осуществляет полномочия в том числе по выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сотрудниками Мосжилинспекции проведена проверка в отношении ТСЖ "Синяя птица".
Проверкой установлено, что ТСЖ "Синяя птица" (далее - Заявитель) создано 16.01.1998 г. N 069.974 (ОГРН 1027739016326), является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирных домах (г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 4, 6, 8, 10,12, 14, 16, 18) для совместного управления и эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
Согласно предоставленным материалам, многоквартирный жилой дом (далее - МКД), расположенный по адресу: Старокачаловская ул., д.8, оборудован ОДПУ тепловой энергии для нужд отопления, что подтверждено актом допуска в эксплуатацию УУТЭ с 03.03.2014 по 03.03.2015. Работоспособность ОДПУ тепловой энергии в период с марта 2015 года документально не подтверждена.
Ресурсоснабжающей организацией является ПАО "МОЭК", расчет размера платы за отопление произведен по тарифам, установленным для теплоснабжающей организации ПАО "МОЭК" постановлениями Правительства Москвы N 671-ПП от 27.11.2012 г. на 2013 год, N 748-ПП от 26.11.2013 г. на 2014 год, N 280-ПП от 19.05.2015 г. на 2015 год. Аварий, утечек, а также несанкционированных подключений в системе теплоснабжения МКД не выявлено, что позволяет исключить применение в расчете объемов потребления, принятых к начислению жителям, сверхнормативных потерь.
Общая площадь жилых помещений МКД без учета балконов и лоджий составляет 6461,2 кв.м (подтверждено техническим паспортом БТИ).
Согласно счетам, предъявленным к оплате ПАО "МОЭК", объем потребления тепловой энергии для нужд отопления населению в 2014 году определен в январе-феврале по "нормативу" в марте-декабре по "ПУ на доме", в 2015 год по "ПУ на доме".
Расчет платы за отопление в 2013-2014 годах производился исходя из норматива расхода, составляющего 0,016 Гкал/кв.м.
Расчет платы за отопление в 2015 году производился исходя среднемесячного объема потребления тепловой энергии, составляющего 0,013 Гкал/кв.м.
Расчет платы за отопление в 2016 году производился исходя среднемесячного объема потребления тепловой энергии, составляющего 0,0125 Гкал/кв.м.
Среднемесячный объем, принятый к расчету платы в 2014-2015 годах, превышает фактический расход, предъявленный к оплате ресурсоснабжающей организацией ПАО "МОЭК", за указанный период.
Среднемесячный объем, принятый к расчету платы в 2014-2015 годах, превышает фактический расход, предъявленный к оплате ресурсоснабжающей организацией ПАО "МОЭК", за указанный период.
Плановая смета на 2015 год утверждена 81% голосов от принявших участие в голосовании собственников, утверждены фактические расходы в общей сумме 97479,3 тыс. руб. с учетом направления остатка неизрасходованных средств по отоплению на финансирование содержания жилого комплекса по другим статьям.
Плановая смета на 2016 год утверждена 70% голосов от принявших участие в голосовании, утверждены расходы в сумме 95203,4 тыс.руб. с учетом располагаемого остатка неизрасходованных средств от начислений по отоплению. Целевое использование всех средств ежегодно подтверждается аудиторской проверкой и заключением.
В протоколах общих собраний членов ТСЖ "Синяя Птица" и собственников помещений от 15.04.2015 и от 15.04.2016 вопросы об изменении порядка расчета платы за коммунальные услуги и о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу "отопление" в резервный фонд, не рассматривались, такие пункты не отражены в плановых сметах на 2015-2016 годы. Доказательств обратного заявителем не представлено.
На основании изложенного сотрудниками Мосжилинспекции в отношении ТСЖ "Синяя птица" выдано Предписание от 19.06.2017 г. N Р-ЮЗ-06008/1, в соответствии с которым ТСЖ необходимость в срок до 20.07.2017 г. произвести корректировку размера платы за услугу "отопление" за период с 2014 года по 2015 год по квартирам 1, 14 дома 8 по улице Старокачаловская.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции указал, что предписание выдано в пределах полномочий административного органа, факт нарушения требований законодательства заявителем документально не опровергнут. Доказательств, подтверждающих отсутствие выявленных нарушений на дату принятия оспариваемого предписания в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Апелляционный суд, отклоняя доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе и соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствовался следующим.
Суд отмечает, что предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью и широкой дискрецией, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
В соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857 органам государственной власти субъектов РФ дано право принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Российской Федерации РФ от 23.05.2006 г. N 307, при оборудовании дома общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ), размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии многоквартирного дома за предыдущий год и общей площади жилых помещений, с корректировкой размера платы 1 раз в год.
При отсутствии данных о фактическом объеме тепловой энергии за предыдущий год, размер платы определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии с корректировкой размера платы 1 раз в год.
При отсутствии ОДПУ размер платы определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии. Возможность ежегодной корректировки платы за отопление для всех потребителей в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовыми приборами учета, с сентября 2012 года законодателем исключена.
В соответствии с п.25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.27 Правил, величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
В соответствии с п. 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к исключительным полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Исходя из вышеизложенного, общее собрание собственников помещений (членов ЖСК, ТСЖ) не вправе устанавливать иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (изменять методику расчета), а также принимать решение о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу отопление в резервный фонд (иные цели).
В протоколах общих собраний членов ТСЖ "Синяя Птица" и собственников помещений от 15.04.2015 и от 15.04.2016 вопросы об изменении порядка расчета платы за коммунальные услуги и о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу "отопление" в резервный фонд, не рассматривались, такие пункты не отражены в плановых сметах на 2015-2016 годы. Доказательств обратного заявителем не представлено.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2017 по делу N А40-169647/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169647/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2018 г. N Ф05-7625/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ " СИНЯЯ ПТИЦА" В МИКРОРАЙОНЕ N5 СЕВЕРНОГО БУТОВО НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ТСЖ "Синяя птица" в микрорайоне N 5 Северного Бутово НО
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ