город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2018 г. |
дело N А32-41574/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.12.2017 по делу N А32-41574/2017, принятое судьей Купреевым Д.В.,
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации"
к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Филиалу N 19, Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными акта выездной проверки и решений,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - заявитель, ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал N 19 о признании недействительными:
- акта выездной проверки от 07.07.2017 N 033/058/14-2017;
- решения от 07.07.2017 N 46осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- решения от 07.07.2017 N 46 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
- решения от 07.07.2017 N 46н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний..
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2017 признаны недействительными решения Филиала N 19 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования от 07.07.2017 N 46осс о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, N 46 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, N 46н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В части требований о признании недействительным акта выездной проверки от 07.07.2017 N 033/058/14-2017 - производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, полагает, что при повреждении информационных полей (даты начала болезни) оплаченных листков нетрудоспособности территориальный орган ФСС РФ вправе не принять к зачету расходы. Процедура проведения проверки, рассмотрения материалов проверки и вынесения решений по итогам рассмотрения материалов проверки филиалом соблюдена.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 03.05.2017 по 31.05.2017 ФСС проведена выездная документальная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а так же страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По итогам проверки органом социального страхования составлены акты выездной проверки от 31.05.2017 N 46, N 46осс, N 46 н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки контролирующим органом вынесены решения от 07.07.2017 N 46 осс, N 46 н/с, N 46.
Не согласившись с фактом исключения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности в сумме 2 033,25 рубля, произведенному на основании листка нетрудоспособности N 212689811526, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии со статьей 22 названного Закона, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 1 Закона N 165-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 названной статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 Закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 225-ФЗ.
Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в редакции, действовавшей в проверяемый период, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен "Порядком выдачи листков нетрудоспособности", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, а также Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности", по листам, выданным до введения инструкции от 29.06.2011 N 624н.
Следовательно, наступление такого страхового случая как временная утрата трудоспособности подтверждается в установленном порядке оформленным листом нетрудоспособности, что является основанием для назначения государственного пособия. Его начисление и выплата осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, согласно которому предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, за счет средств Фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства, пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании (не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов), к расходам фонда могут быть не приняты.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в процессе выездной документальной проверки контролирующим органом выявлены расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 033,25 рубля, произведенные Федеральным государственным казенным учреждением здравоохранения "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В обоснование произведенных доначислений орган социального страхования указывает на механические повреждения (отверстия от дырокола) на листке нетрудоспособности, которые не позволяют определить период освобождения работника от работы.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности позиции заинтересованного лица о непринятии к зачету произведенных выплат в отношении названного больничного листа, поскольку, по мнению суда, указанные нарушения являются несущественными, не влияют на существо страхового случая, и сами по себе не являются основанием для отказа в назначении и выплате средств социального страхования.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности", в строке "Находился в стационаре" в ячейках "С -" "по -" проставляются соответственно даты начала и окончания стационарного лечения гражданина, в таблице "освобождения от работы" листка нетрудоспособности делается запись о продолжительности лечения.
При исследовании больничного листа работника Жерновой Л.Н.
N 212689811526 суд установил, что сведения, указанные в графах "освобождение от работы" читаемы и их можно идентифицировать.
Даты освобождения от работы подтверждены дублирующей датой, проставленной медучреждением в строке "находился в стационаре" в листке нетрудоспособности, период наступления нетрудоспособности возможно установить из раздела листа, заполняемого работодателем, где указывается дата начала и окончания периода нетрудоспособности.
Судом первой инстанции установлено, что в ни Порядке выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н, ни в иных нормативных, ненормативных актах, не содержится норм, предусматривающих требования по порядку хранения листов нетрудоспособности, предъявляемые к работодателю, как не содержится какой либо нормы, не позволяющей принимать к зачету произведенные выплаты в отношении больничных листов, имеющих незначительные механические повреждения.
Из материалов дела следует, что по запросу заявителя о предоставлении информации, направленному в "Клинический онкологический диспансер N 1 министерства здравоохранения Краснодарского края" (ГБУЗ КОД N 1) от 15.06.2017 N 945/750, медицинское учреждение ответом от 03.07.2017 N 1566 официально подтвердило даты начала и окончания периода нетрудоспособности по указанному листку нетрудоспособности, о чем заявитель уведомил Фонд социального страхования путем направления копий ответов.
Довод апелляционной жалобы о том, что справка лечебного учреждения не была своевременно представлена на рассмотрение материалов проверки, документов обосновывающих невозможность ее своевременного представления представлено не было, отклоняется по следующим основаниям.
В решениях 07.07.2017 N 46 осс, N 46 н/с, N 46 указано, что представлено письменное возражение N 738 от 13.06.2017. Из содержания возражения следует, что учреждение просит исключить из акта проверки предложение о непринятии к зачету расходов, а также просит предоставить время для подтверждения факта выдачи оспариваемых листов нетрудоспособности лечебными учреждениями.
Ответ был получен страхователем от ГБУЗ КОД N 1 от 03.07.2017 N 1566.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации направил жалобу от 17.07.2017 N 945/932 (вх.9197 от 18.07.2017) В Государственное учреждение -Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решения 07.07.2017 N 46 осс, N 46 н/с, N 46 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации филиала N 16, к которому были приложены документы, подтверждающие факт нахождения работника санатория на лечении в ГБУЗ КОД N 1.
Следовательно, листок нетрудоспособности выдавался при наличии факта наступления страховых случаев (при наличии заболевания), что не оспаривается и самим страховщиком.
Государственное учреждение -Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации письмом от 07.08.2017 N 01-17/05-9197 отказало в удовлетворении жалобы заявителю, рекомендовало обратиться в арбитражный суд.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку выявленные фондом недостатки (механические повреждения, допущенные при хранении) листка нетрудоспособности являются не существенными, устранимыми и не свидетельствуют о необоснованной их выдаче, то страхователь обязан назначить и произвести выплаты пособий застрахованному лицу.
В части требований федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации о признании недействительным акта выездной проверки от 07.07.2017 N 033/058/14-2017, суд первой инстанции производство по делу прекратил.
Суд первой инстанции указал, что оспариваемый акт проверки от 07.07.2017 не является ненормативным правовым актом, поскольку не носит властно-распорядительного характера и не содержит отдельных обязательных предписаний, распоряжений, напрямую влекущих возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий для заявителя.
Оспариваемый акт проверки содержит сведения о результатах проверки в форме фиксации в письменном виде информации об обстоятельствах, установленных проверяющими должностными лицами в ходе проверки.
Изложенные в акте проверки сведения не порождают сами по себе каких-либо правовых последствий для заявителя и подлежат объективной оценке при принятии соответствующего последующего властного решения.
Основанием для возврата в фонд денежных средств и возникновения негативных для предприятия последствий является соответствующее властно-распорядительное решение уполномоченного органа, которое может быть обжаловано в суд как ненормативный правовой акт. В свою очередь, акт проверки является письменным средством фиксации сведений, доказательством, используемым и подлежащим оценке при принятии соответствующего властного решения.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В этой части доводов в апелляционной жалобе не изложено, Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации" также возражений не представило.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеющий повреждения больничный лист не принимается к учету, отклоняется. Суд первой инстанции правильно установил, что страховой случай имел место; больничный лист имеет всю необходимую информацию, нарушения являются не существенными и не лишают права принять такой больничный лист к учету.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2017 по делу N А32-41574/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.