г. Челябинск |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А76-23216/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Богдановской Г.Н., судей Соколовой И.Ю., Пирской О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Миасского городского округа и Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2017 по делу N А76-23216/2017 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного управления лесами Челябинской области - Лушников И.В. (доверенность от 15.01.2018)
Администрации Миасского городского округа - Валетов С.О. (доверенность от 10.01.2018),
Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Чмелева А.Ф. (доверенность от 26.05.2017), Кочегоров В.М. (доверенность от 09.02.2017).
Челябинского областного бюджетного учреждения "Миасское лесничество" - Забалуева Н.С. (доверенность от 13.12.2017).
Главное управление лесами Челябинской области (далее - Управление лесами, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Уральское УГМС", учреждение, далее также - ответчики) с требованиями:
- о признании недействительным постановления администрации Миасского городского округа от 22.05.2012 N 2420 "О предоставлении ФГУ "Челябинский ЦГМС" земельного участка с кадастровым номером 74:34:0113001:3 в г. Миассе, с. Новоандреевка, на р. Миасс в постоянное (бессрочное) пользование";
- о признании отсутствующим права Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среду" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0113001:3, площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: Челябинска область, г. Миасс, с. Новоандреевка, на реке Миасс;
- об изменении категории земель участка с кадастровым номером 74:34:0113001:3 с категории земель: земли населенных пунктов, на категорию земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для заготовки древесины;
- о погашении регистрационной записи в ЕГРП в виде постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером: 74:34:0113001:3, площадью 100 кв.м, от 23.10.2014, номер регистрации: 74-74-01/411/2014-431 (с учётом уточнения требований, т. 2 л.д. 6-7).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганских областях; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области и Челябинское областное бюджетное учреждение "Миасское лесничество" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2017 (резолютивная часть решения от 05.12.2017) требования удовлетворены частично. Решением суда признано отсутствующим право федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком с кадастровым номером 74:34:0113001:0003, площадью 100 кв.м, по адресу: Челябинская область, г. Миасс, с. Новоандреевка, на р. Миасс. Изменена категория земель участка с кадастровым номером 74:34:0113001:0003 с категории земель: земли населенных пунктов, на категорию земель: земли лесного фонда. Погашена внесенная в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от 23.10.2014 N 74-74-01/411/2014-431 ограничения (обременения) права в виде постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:34:0113001:0003, площадью 100 кв.м, по адресу: Челябинская область, г. Миасс, с. Новоандреевка, на р. Миасс. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Уральское УГМС" и Администрация (далее также - податели апелляционных жалоб, апеллянты) просят решение суда первой инстанции отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы ФГБУ "Уральское УГМС" ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Полагает, что судебный акт вынесен без учета норм Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) и новой редакции Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", направленных на защиту интересов добросовестных приобретателей земельных участков при конкуренции их прав и правами собственников лесных участков, а также правовой позиции, сформированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 1793-О от 21.09.2017. Наряду с этим спор рассмотрен судом на основании недействующих норм Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. 4.1., 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". В силу действующих нормативных актов сведения о границах лесных участков, в том числе в случае их противоречия с границами земельных участков иных категорий земель, определяются на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Право учреждения на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, истцом не представлено доказательств вхождения участка в земли лесного фонда, не представлено доказательств постановки участка в государственный лесной реестр до 01.01.2017. По мнению апеллянта, правовая позиция, сформированная Верховным Судом Российской Федерации в определении от 09.09.2013 N ВАС-11792/2013, на которую сослался суд первой инстанции, неприменима к спорным правоотношениям.
Ссылаясь на нормы п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и п. 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, ФГБУ "Уральское УГМС" полагает, что истец не имеет полномочий на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, такими полномочиями обладает МТУ Росимущества в Челябинской и Курганских областях, которое, будучи привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, свою правовую позицию не выразило.
Администрация в обоснование своей апелляционной жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела.
Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что исходя из сопоставления утвержденных в установленном порядке границ территориального устройства города Миасс, которые остаются неизменными с 1991 года, границы Миасского городского округа превышают пределы существующей застройки, и спорный участок был включен в состав Миасского городского округа, в силу чего суд пришел к необоснованному выводу о вхождении спорного участка в земли лесного фонда. Иные доказательства, кроме материалов межевания земель государственного лесного фонда, судом не исследовались. Судом не учтено, что спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ранее, чем проводилось межевание земель лесного фонда, в силу чего при утверждении границ Новоандреевского участкового лесничества, его границы наложились на границы Миасского городского округа. Судом не дана оценка правомерности требований истца применительно к нормам ст. 7 и ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что леса, находящиеся на территории городских поселений, не относятся к землям лесного фонда. Поскольку спорный участок относится к землям населенных пунктов путем его включения в состав Миасского городского округа, в установленном порядке в иную категорию земель не переведен, отнесение участка к землям лесного фонда противоречит указанным нормам.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители иных третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб поддержал доводы апелляционных жалоб, представитель истца и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционных жалоб.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В силу того, что истцом заявлены возражения относительно пересмотра решения суда первой инстанции только в части, обжалуемой ответчиками, на основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ судебный акт пересматривается апелляционным судом в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 22.05.2012 Администрацией издано постановление N 2420 о предоставлении ФГУ "Челябинский ЦГМС" (правопредшественник ФГБУ "Уральское УГМС") в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:34:0113001:3, общей площадью 100 кв.м, для размещения временного некапитального сооружения - гидрологического поста в г. Миассе, с. Новоандреевка, на р. Миасс (т.1 л.д. 49).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.01.2012.
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 74 АД 008308 от 31.07.2012 (т.1 л.д. 13, 24-26).
За ФГБУ "Уральское УГМС" 23.10.2014 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:34:0113001:3 в г. Миассе, с. Новоандреевка, на р. Миасс (т.1 л.д. 76).
Не согласившись с данным постановлением Администрации от 22.05.2012 N 2420, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере Управление лесами обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным постановления администрации Миасского городского округа от 22.05.2012 N 2420 "О предоставлении ФГУ "Челябинский ЦГМС" земельного участка с кадастровым номером 74:34:0113001:3 в г. Миассе, с. Новоандреевка, на р. Миасс в постоянное (бессрочное) пользование", суд первой инстанции исходил из избрания заявителем в данной части ненадлежащего способа защиты, поскольку в отношении спорного земельного участка зарегистрировано вещное право, которое не может быть оспорено в порядке, предусмотренному главой 24 АПК РФ.
Рассмотрев иные требования, направленные на оспаривание зарегистрированного права постоянного бессрочного пользования земельным участком, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для возникновения у учреждения указанного права, поскольку земельный участок относится к землям лесного фонда, правовых оснований для отнесения его к категории земель населенных пунктов не имелось, в силу чего Администрация не имела полномочий по распоряжению участком путем его предоставления в постоянное бессрочное пользование ФГБУ "Уральское УГМС".
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права, основаны на представленных в дело доказательствах, и ответчиками в апелляционных жалобах не опровергнуты.
В силу ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного бессрочного пользования относится к числу вещных прав.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Применительно к разъяснениям, изложенным в п. 3 и п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно абзацу 4 пункта 52 названного постановления владеющий правообладатель недвижимого имущества вправе требовать признания отсутствующим зарегистрированного вещного права другого лица на ту же вещь.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации Миасского городского округа от 22.05.2012 (т.1 л.д. 49) за ФГБУ "Уральское УГМС" 23.10.2014 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 74:34:0113001:3 площадью 100 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, адрес местоположения: Челябинская область, г. Миасс, с. Новоандреевка, на р. Миасс (т. 1 л.д. 76).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.01.2012 (т. 1 л.д. 25).
Наряду с этим на тот же земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов (для размещения гидрологического поста), зарегистрировано право федеральной собственности (т. 1 л.д. 13), а также зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым (условным) номером 74-74-34/209/2009-162 площадью 172619003 кв.м., категория земель - земли лесного фонда (для заготовки древесины), адрес местоположения: Челябинская область, г. Миасс, Новоандреевское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество" (т. 1 л.д. 124), в состав которого входит в том числе 50 квартал Новоандреевского участкового лесничества.
Согласно заключению N 3, выданному федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" в рамках выполнения работ по государственному контракту по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации в рамках мероприятий по землеустройству и землепользованию в 2015 году (т. 1 л.д. 15) выявлено пересечение границ лесного участка, адрес местоположения лесного участка: Челябинская область, Миасское лесничество, Новоандреевское участковое лесничество, квартал 50, выдел 28, с земельным участком иной категории земель - с кадастровым номером 74:34:0113001:3.
Лесной участок Новоандреевского участкового лесничества, включающий в себя, в том числе, квартал 50 лесничества включен в лесной реестр с кадастровым номером 74:34:0000000:0050, 74:34:0000000:0061 (т. 1 л.д. 18).
Указанное опровергает доводы аплеляционной жалобы ФГБУ "Уральское УГМС"о том, что участок истца не включен в лесной реестр.
Согласно заключению исполняющего обязанности лесничего Миасского лесничества Кайко М.И., земельные участки с кадастровым номером 74:34:0113001:3 площадью 0 01 га, нанесены на карту в квартале 50, выдел 28, с кадастровой ошибкой (т. 1 л.д. 21). Данные сведения подтверждаются приложенным к заключению абрисом (т. 1 л.д. 22).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 74:34:0113001:3 в границах земель лесного фонда.
На основании статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент предоставления спорного участка в постоянное бессрочное пользование учреждению (далее - ЛК РФ), устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 названного Кодекса в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Основания для перевода земель лесного фонда в другую категорию предусмотрены ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", и к числу таковых предусмотрено установление или изменение границы населенного пункта.
Наряду с этим согласно п. 1 и п. 2 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действующей на момент наделения учреждения правом постоянного бессрочного пользования) в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Согласно актуальной редакции той же нормы (вступившей в силу с 11.08.2017) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:
1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
С учетом изложенного, удовлетворение заявленных истцом требований находится в зависимости от предоставления доказательств изъятия спорного участка из государственного лесного фонда и осуществления перевода в земли населенных пунктов.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Между тем ответчиками не представлено доказательств наличия предусмотренных законом правовых оснований для отнесения спорного земельного участка к землям населенным пунктов и тем самым - исключения его из состава земель лесного фонда.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о том, что категория спорного земельного участка определена правомерно в силу утверждения в установленном порядке границ Миасского городского округа, подлежат отклонению.
Согласно Уставу Миасского городского округа границы Миасского городского округа установлены Законом Челябинской области от 26.08.2004 N 261-ЗО "О статусе и границах Миасского городского округа".
В силу п. 3 и п. 6 Инструкции по применению постановления Земельного Кодекса о городских землях, утвержденной Постановлением народного комиссариата земледелия РСФСР и Народного комиссариата внутренних дел от 18.07.1923 городская черта определяется по застроенным кварталам города с учетом нахождения земель в фактическом заведовании городских властей.
По смыслу пункта 27 того же нормативного акта утверждение проекта границ являлось утверждением городской черты.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, среди прочего, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Из положений Закона Челябинской области от 26.08.2004 N 261-ЗО "О статусе и границах Миасского городского округа" следует, что границы Миасского городского округа сформированы за пределами существующей застройки, в том числе в состав городского округа включено село Новоандреевка.
До принятия Устава Миасского городского округа правовой статус города Миасс определялся его Уставом (принят Миасским городским Советом депутатов Челябинской области 20 января 2000 года), согласно ст. 10 которого в границы городской черты также входил поселок Новоандреевка. Кроме того, из той же нормы следует, что территория города определена в границах единицы административно-территориального устройства Челябинской области "город областного значения Миасс", установленных решением Президиума Челябинского областного Совета народных депутатов от 19 декабря 1991 года N 241, Постановлением Челябинской областной Думы от 17 ноября 1996 года N 77.
Решением Президиума Челябинского областного Совета народных депутатов от 19.12.1991 N 241 и Постановлением Челябинской городской Думы от 17.11.1996 N 77 утверждена передача Черновского сельсовета в административное подчинение Миасского совета народных депутатов.
Таким образом, при недоказанности обратного, суд исходит из того, что существующие границы Миасского городского округа сформированы не позднее 1991 года.
В силу норм ст. 5 и ст. 92 Лесного Кодекса Российской Федерации 1978 года, действовавшего на тот период, городские леса относились к землям лесного фонда.
Статьями 5, 38 Основ лесного законодательства СССР 1977 года, статьями 2, 4 Основ лесного законодательства РФ 1993 года было определено, что государственный лесной фонд включает в себя леса расположенные в границах городских поселений, для которых устанавливается особый режим, и они относятся к лесам первой группы.
Впоследствии нормой ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года было предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).
В ст. 10 названного кодекса установлено, что леса, расположенные на землях городских поселений (городские леса), не входят в лесной фонд.
Однако, в силу ст. 4 Лесного Кодекса РФ 1997 года, акты лесного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения этих актов в действие. Действие актов лесного законодательства Российской Федерации распространяется на отношения, возникшие до введения данных актов в действие, только в случаях, если это прямо предусмотрено законом.
В силу названного, оснований для распространения норм лесного законодательства, исключающего городские леса из лесного фонда на правоотношения, возникшие при формировании городской черты города Миасса, не имеется.
Таким образом, законодательство, действующее в период формирования городской черты г. Миасса, предусматривало отнесение городских лесов, к государственному лесному фонду.
Актуальное правовое регулирование данных правоотношений исходит из тех же принципов.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ч. 3 ст. 23 и ст. 102 ЛК РФ допускается расположение лесничеств и лесопарков в составе городских лесов на землях населенных пунктов.
Норма ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также определяет специальный порядок перевода земельных участков из земель лесного фонда, находящихся в границах населенного пункта.
Таким образом, утверждение границ городской черты Миасского городского округа не может определять надлежащий перевод спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС РФ N 16490/07 от 02.09.2008.
Ссылки апеллянтов на недоказанность истцом факта отнесения земельного участка к землям лесного фонда были обоснованно отклонены судом первой инстанции на основании ст.ст. 67, 68, 69, 91 ЛК РФ, а также ст.ст. 4.1., 4.2., 4.4. Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ранее действовавшей редакции) в силу регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым (условным) номером 74-74-34/209/2009-162 площадью 172619003 кв.м., категория земель - земли лесного фонда (для заготовки древесины), адрес местоположения: Челябинская область, г. Миасс, Новоандреевское участковое лесничество ОГУ "Миасское лесничество" (т. 1 л.д. 124), в состав которого входит в том числе 50 квартал Новоандреевского участкового лесничества, а также включения в лесной реестр земельного участка с кадастровым номером 74:34:0000000:0050, 74:34:0000000:0061, включающим в себя в том числе 50 квартал Новоандреевского участкового лесничества (т. 1 л.д. 18).
Доводы апелляционной жалобы учреждения о необоснованном применении судом первой инстанции ранее действовавших норм ст.ст. 4.1., 4.2., 4.4. Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и необходимости применения к спорным правоотношениям норм Федерального закона от 29.07.2017 N280-ФЗ, апелляционной коллегией отклоняются.
Изложенные нормы имеют целью устранение конкуренции при определении категории земельных участков в случае противоречия сведений лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.
Между тем названные законоположения с учетом их толкования, изложенного в определении Конституционного Суда Российской Федерации N 1793-О от 21.09.2017, направлены на защиту прав добросовестных приобретателей земельных участков, ранее приобретенных гражданами и юридическими лицами в составе иных категорий земель, и по смыслу ст. 302 ГК РФ не могут распространяться на правоотношения, связанные с первоначальным правонаделением земельными участками публично-правового образования, и тем самым неприменимы к правоотношениям по разграничению права публичной собственности на земельные участки по принципу целевого назначения земель.
Таким образом, учреждение с учетом изложенных норм не может быть признано добросовестным приобретателем, на которого распространяется правовой режим лесной амнистии, установленный названными нормами.
Ссылки учреждения в апелляционной жалобе на отсутствие у истца полномочий по обращению в суд с рассматриваемыми требованиями, отклоняются на основании ст. 83 ЛК РФ и п. 6 и п. 7 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области, утв. Постановлением Губернатора Челябинской области N 385 от 22.12.2006, в силу которых Управление лесами осуществляет делегированные Российской Федерации субъектам Российской Федерации полномочия по реализации государственной политики в сфере лесных отношений, в том числе осуществляет полномочия по лесоустройству и ведению лесного реестра.
Требования Управления лесами о признании недействительным постановления администрации Миасского городского округа от 22.05.2012 N 2420 "О предоставлении ФГУ "Челябинский ЦГМС" земельного участка с кадастровым номером 74:34:0113001:3 в г. Миассе, с. Новоандреевка, на р. Миасс в постоянное (бессрочное) пользование" судом первой инстанции обоснованно отклонены на основании ч. 1 ст. 4 АПК РФ и разъяснений, изложенных в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу которых требования, направленные на оспаривание зарегистрированного права, не могут быть рассмотрены в порядке административного производства и не повлекут восстановления нарушенных прав без оспаривания вещного права в порядке искового производства и оспаривания оснований возникновения такого права.
Дополнительных правовых мотивов, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, истцом и третьим лицом, заявившим о пересмотре судебного акта в полном объеме, не заявлено.
С учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления решения суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.12.2017 по делу N А76-23216/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Миасского городского округа и Федерального государственного бюджетного учреждения "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.