г. Санкт-Петербург |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А56-69232/2017 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32146/2017) ЖСК Красный Октябрь
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2017 (в виде резолютивной части) по делу N А56-69232/2017 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к ЖСК Красный Октябрь
о взыскании,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) в суд обратилось с иском к ЖСК Красный Октябрь (далее - ответчик) о взыскании с Ответчика задолженность по оплате расходов Истца на установку ОДПУ в МКД в части оплаты за собственников жилых помещений в размере 157 562,25 руб.
Решением (в виде резолютивной части) от 07.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена апелляционным судом в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, Государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Истец) во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261 - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 261) была произведена установка трех общедомовых приборов учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ЖСК Красный Октябрь (далее - Ответчик), расположенном по адресу: пр. Тореза, д.94, корп. 3, лит. А (далее - МКД).
Общая сумма затрат Истца на установку всех ОДПУ в МКД составила 337 633,40 руб.
Так как Ответчик не предоставил Истцу сведений о принятии общим собранием собственников помещений МКД решения об оплате стоимости установки ОДПУ единовременно или с меньшим, чем 5 лет, периодом рассрочки, Истец, полагая, что таких решений не принималось, считает, что гражданам - собственникам должна быть предоставлена рассрочка платежей на 5 лет. Истец с использованием имеющихся у него данных выполнил расчет размера платы Ответчика в счет возмещения затрат Истца на установку ОДПУ с учетом рассрочки на 5 лет. Указанный расчет также был направлен Ответчику совместно с претензией во исполнение досудебного порядка разрешения спора.
Между тем, Ответчик после направления претензии так и не оплатил расходы Истца в соответствии с направленным расчетом. Согласно выполненному Истцом расчету размер ежемесячного платежа Ответчика с учетом рассрочки на 5 лет, подлежащего внесению за граждан - собственников жилых помещений составляет 5627,22 руб.
Количество расчетных периодов, прошедших с момента установки ОДПУ на дату отправления претензии составляет 28 месяцев.
Таким образом, сумма задолженности Ответчика за установку на дату подачи иска составляет 157 562,25 руб.
Изложенное явилось основанием для предъявления исковых требований.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признал обоснованными предъявленные требования как по праву, так и по размеру.
Апелляционная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, а на основании части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов; установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта), а до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; при этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Также согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии; а в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов), до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок; при этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета; в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания, а граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В данном случае, поскольку собственники МКД в установленные Законом N 261-ФЗ сроки не обеспечили оснащение спорных МКД УУТЭ, истец сам выполнил такое оснащение.
При этом, согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; а в соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям, при том, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
В данном случае, вопреки доводам подателя жалобы, нормы материального права применены судом верно.
Именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета, и указанная правовая позиция сформулирована в пункте 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2015.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 310-ЭС15-7676, судебная коллегия указала, что управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового счетчика. В вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета управляющая компания опосредует отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений. Именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Таким образом, предъявленная ко взысканию сумма правомерно взыскана с ответчика.
Доводы жалобы о том, что максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее, чем две десятых гигакалории в час, следовательно, требования статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 261) не распространяются на МКД, отклоняются апелляционным судом.
Между ГУП "ТЭК СПб" и Ответчиком заключен договор теплоснабжения в горячей воде N 12175.036.1 от 01.05.2011 (приложение N 3 к исковому заявлению). Указанный договор подписан с обеих сторон без протокола разногласий, а равно - все условия договора согласованы сторонами. Таким образом, договор теплоснабжения в горячей воде N 12175.036.1 от 01.05.2011 (далее - Договор) считается заключенным на условиях, указанных в настоящем договоре.
Согласно пункту 2.1 Договора, подключенная тепловая нагрузка составляет 0,22308 Гкал/ч, в том числе: 0,22200 Гкал/ч - на отопление, 0,00108 Гкал/ч - нормативные потери.
Проектная нагрузка отопления МКД в размере 0,22200 Гкал/ч указана также в характеристиках теплоснабжения, подписанных сторонами при заключении Договора.
Размер подключенной тепловой нагрузки 0,22200 Гкал/ч обозначен и в акте первичного допуска в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой, энергии (ОП и МОП) от 14.10.2014, подготовленного подрядчиком ЗАО "Теплоучет", осуществлявшим установку общедомовых приборов учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в МКД на основании договора N 1326/1 на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по установке узлов учета тепловой энергии от 10.06.2013.
Таким образом, вышеперечисленные документы подтверждают, что максимальный объем потребления тепловой энергии в МКД более двух десятых гигакалорий в час, следовательно, доводы Ответчика о том, что требования статьи 13 ФЗ N 261 не распространяются на многоквартирный дом, расположенный по адресу: пр. Тореза, д.94, корп. 3, лит. А, являются несостоятельными.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2017 (в виде резолютивной части) по делу N А56-69232/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69232/2017
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32146/17