г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А56-9925/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Колосовой Ж.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит": Малышева Г.И. по доверенности от 01.07.2015, Гулевского Ю.А. по доверенности от 17.04.2017,
от Местной Администрации Муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-34401/2017, 13АП-34403/2017) Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" и Местной Администрация Муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2017 по делу N А56-9925/2016 (судья Даниловой Н.П.), принятое
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит"
к Местной Администрации Муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области
о взыскании
по встречному иску Местной Администрации Муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит"
о взыскании 81580194,93 руб. пени за просрочку выполнения работ.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 9799892,21 руб. задолженности, 43119,52 руб. пени по муниципальному контракту N 2015.313071 от 26.08.2015.
Администрация обратилась в суд со встречным иском о взыскании 81580194,93 руб. пени за просрочку выполнения работ.
Впоследствии Администрация уменьшила исковые требования по встречному иску до 7717831,02 руб., в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное ходатайство удовлетворено судом.
Решением суда от 08.11.2017 с Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" взыскано 5814886,24 руб. задолженности, 25585,50 руб. пени, 42879 руб. расходов по госпошлине, в остальной части первоначального иска отказано. Обществу с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" выдана справка на возврат из федерального бюджета 785 руб. излишне оплаченной госпошлины по платежному поручению N 102 от 01.02.2016. С Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" в пользу Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области взыскано 395492,57 руб. пени. С Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" в доход федерального бюджета взыскано 3156 руб. государственной пошлины. В остальной части встречного иска отказано. Судом произведен зачет встречных требований. По результатам произведенного зачета с Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" взысканы денежные средства в размере 5487858,17 руб.
ООО "Блок-Монолит" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить, в части взыскания с Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" 5814886,24 руб. задолженности и отказа в остальной части первоначального иска; вынести в указанной части решение о взыскания с Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Блок-Монолит" стоимости фактически выполненных истцом комплекса работ, в размере 9799 892,21 руб. Общество не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что соответствующие изменения заказчиком по авторским листам в установленном порядке в проектную документацию и цены по видам работ в локальные сметы в пределах сметной стоимости сторонами не вносились, в связи с чем первоначальные исковые требования о взыскании задолженности по оплате выполненных истцом работ подлежат удовлетворению по спорным актам КС-2 лишь в части согласованного сторонами локальными сметами по виду и объему работ, стоимость которых согласно экспертному заключению от 06.06.2017 г. N 09-А56-9925/2016, пояснений эксперта составляет 5814886,24 руб. Также ООО "Блок-Монолит" не согласно с выводами эксперта Плиева Р.А., сделанными в экспертизе N 09-А56-9925/2016, в отношении стоимости работ, выполненных согласно первоначальному проекту. Как указывает Общество, в соответствии с первоначальным проектом, стоимость работ оказалась занижена на 3 683 708,00 руб. ООО "Блок-Монолит" полагает, что оплате подлежит стоимость фактически выполненных истцом комплекса работ объекта незавершенного строительства по капитальному ремонту стадиона в соответствии с проектно-сметной документацией шифр 193-П-ПЗУ, 193-П-НК, 193-П-ЭН, утвержденной муниципальным контрактом N 2015.313071, с учетом изменений на основании авторских листов N Т160/15-АН, выпущенных ООО "ПСО "ТИМРУС", которая составляет, в соответствии с заключением эксперта Степанова Н.Н. ООО "Экспертный центр Северо-Запада" N 45 от 16 ноября 2016 г., 9 799 892 (девять миллионов семьсот девяносто девять тысяч восемьсот девяносто два) руб. 21 коп.
Местная Администрация Муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить в части взыскания с Общества суммы неустойки. Как полагает Администрация, в расчете неустойки судом допущена ошибка.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы своей апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом, 26.08.2015 между Администрацией (муниципальный заказчик) и ООО "Блок-Монолит" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 2015.313071, на основании условий которого подрядчик обязался в установленные контрактом сроки в соответствии с прилагаемым техническим заданием (Приложение N 1), сметной документацией (Приложение N 2) и проектом "Капитальный ремонт стадиона в д. Горбунки муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области" Шифр 193-П-ПЗУ, 193-П-НК, 193-П-ЭН выполнить работы по капитальному ремонту стадиона, а заказчик обязался принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по настоящему контракту в пределах цены контракта (Приложение 2,3,4).
В соответствии с п.2.1, 2.2 контракта начало выполнения работ - в течение 1 рабочего дня с момента заключения контракта; окончание работ - не позднее 15.10.2015 года. Датой окончания работ по контракту является дата подписания акта приемки работ.
Согласно п.3.1 контракта обща цена контракта в соответствии с результатами проведения аукциона с учетом всех налогов, составляет 37773881,50 руб., в т.ч. НДС, в т.ч.: за счет средств областного бюджета Ленинградской области составляет 33445631 руб.; за счет средств местного бюджета муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области составляет 2388000 руб.; за счет средств местного бюджета муниципального образования Горбункосвое сельское поселение составляет 1940250 руб.
В п. 3.2 контракта стороны согласовали, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных действующим законодательством и настоящим контрактом. Цена контракта включает в себя вознаграждение подрядчика, компенсацию всех затрат и издержек подрядчика, связанных с приобретением необходимых материалов, оборудования и выполнением полного комплекса работ по контракту, а также компенсацию прочих издержек подрядчика, включая стоимость работ определенно не упомянутых в настоящем контракте, но необходимых для выполнения работ, согласно п.1.1 контракта.
Согласно п.1.4 контракта оплата за выполненные работы на объекте производится в соответствии с графиком финансирования работ (приложение N 3) по мере поступления денежных средств из областного бюджета Ленинградской области на заказчика на основании подписанных обеими сторонами актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3, исполнительной документации на выполненный объем работ, накопительных ведомостей объемов выполненных работ, составленных по форме КС-6, счетов, счетов-фактур. Окончательная оплата выполненных работ производится после предоставления гарантийного паспорта на выполненные работы по объекту.
Оплата выполненных работ осуществляется в течение 15 банковских дней со дня наступления следующих событий:
- подписание сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ по формеКС-2 и наличия у заказчика документов, предусмотренных абзацем 1 настоящего пункта контракта;
- поступления средств на оплату по контракту из областного бюджета Ленинградской области и местного бюджета муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на счет заказчика.
Акты выполненных работ КС-2 оформляются в строгом соответствии с локальными сметами, в ценах утвержденной сметной документации, с дальнейшим переводом в уровень цены по контракту путем применения коэффициента снижения цены - Ксн.
В соответствии с п. 4.4 контракта работы, выполненные подрядчиком с замечаниями и отступлениями от Технического задания, проектно-сметной документации и действующим СНиП, а также условием контракта, не подлежат оплате заказчиком до устранения замечаний. Последующие работы, связанные с технологической последовательностью с работами, выполненными с отступлениями от технического задания и требований действующих нормативных документов РФ, к оплате не принимаются.
Судом установлено, что 15.10.2015 подрядчик предъявил заказчику работы по актам о приемке работ КС-2 от 15.10.2015 N 1 - N 7 на общую сумму 9799892,21 руб.
16.10.2015, повторно 20.10.2015 подрядчик направил в адрес заказчика письмами N 404, N 4032 предложение заключить дополнительное соглашение к контракту о переносе сроков окончания работ на 30.11.2015, в виду увеличения сроков доставки инертных материалов на объект.
16.10.2015 заказчик направил в адрес подрядчика претензионное требование об уплате неустойки за просрочку выполнения работ по контракту.
03.11.2015 заказчик письмом N 1795 направил подрядчику мотивированный отказ от подписания исполнительной документации о приемке частично выполненных истцом работ с предложением провести экспертизу выполненных работ специализированной организацией.
10.11.2015 подрядчик письмом N 458 передал заказчику исполнительную документацию на часть выполненных работ.
11.11.2015 заказчик письмом N 1858 уведомил подрядчика о том, что обследование на объекте предъявленных истцом работ показало, что указанные истцом в актах КС-2 объемы работ не соответствуют представленной им исполнительной документации.
08.12.2015 подрядчик письмом N 500 направил заказчику исполнительную документацию.
22.12.2015 заказчик письмом N 2028 (получено истцом 08.01.2016) уведомил Общество о несоответствии указанных в актах КС-2 N 2, N 3, N 4, N 5 видов и объемов и стоимости работ условиям контракта, локальным сметам N 02-01-02, N 02-01-03, N 05-01-01, N 05-01-01, а также указал на то, что представленный журнал учета выполненных работ не заверен подрядчиком, организациями, осуществляющими строительный и авторский надзор, периоды отдельных работ, указанные в накопительных ведомостях, не соответствуют периодам выполнения работ, указанным в журнале учета выполненных работ.
14.01.2016 Общество, ссылаясь на немотивированное уклонение Администрации от подписания актов КС-2 и считая работы принятыми в порядке п.4 ст.753 ГК РФ, просил заказчика оплатить выполненные работы на сумму 9799892,21 руб.
Факт получения заказчиком указанных актов КС-2 и выполнение работ с учетом изменений на основании авторских листов, выпущенных ООО "ПСО "ТИМРУС" в датированный в актах период, подтверждается актами освидетельствования скрытых работ N 1 от 07.09.2015, N 2 от 16.09.2015, N 3 от 22.09.2015, N 4 от 23.09.2015, N 5 от 02.10.2015, N 6 от 07.10.2015, N 7 от 07.10.2015, N 8 от 06.10.2015, N 9 от 06.10.2015, N 10 от 07.10.2015, N 11 от 07.10.2015, N 12 от 20.10.2015, N 13 от 20.10.2015, N 14 от 20.10.2015.
Ссылаясь на то, что выполненные Обществом работы не оплачены Администрацией ООО "Блок-Монолит" обратилось с настоящим иском в суд.
Во встречном иске Администрация ссылается на нарушение Обществом сроков выполнения работ по контракту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1, 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
На основании пункта 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы, и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Судом первой инстанции установлено, что причиной отказа Администрации от принятия спорных работ и подписания актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 явилось несоответствие вида, объема и стоимости, указанных в этих актах работ, утвержденным сторонами локальным сметам. Общество, выявив необходимость корректировки проекта, работы на объекте до согласования с заказчиком соответствующих изменений в локальные сметы по видам, объему, стоимости работ не приостановило.
Судом первой инстанции были назначены две судебные экспертизы по делу. Согласно выводам эксперта, изложенным в экспертном заключении N 45 от 16.11.2016, стоимость фактического выполненного Обществом комплекса работ на объекта незавершенного строительства по капитальному ремонту стадиона в соответствии с проектно-сметной документацией Шифр 193-П-ПЗУ, 193-П-НК, 193-П-ЭН, утвержденной муниципальным контрактом N 2015.313071 с учетом изменений на основании авторских листов, выпущенных работ ООО "ПСО "ТИМРУС", составляет 9 799 892,21 руб.
Согласно экспертному заключению N 09-А56-9925/2016 ООО "Бюро строительных экспертиз и независимой оценки "ТЕХНОПОЛИС", стоимость фактически выполненных Обществом работ составляет 5814886,24 руб.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что исковые требования Общества о взыскании задолженности по оплате выполненных работ подлежат удовлетворению по спорным актам КС-2 лишь в части согласованного сторонами локальными сметами по виду и объему работ, стоимость которых согласно экспертному заключению 06.06.2017 N 09-А56-9925/2016, пояснениям эксперта, составляет 5814886,24 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, и полагает, что оснований для удовлетворения остальной части исковых требований Общества у суда первой инстанции не имелось в отсутствие сметной документации на дополнительные работы и невозможности достоверно определить, какой объем дополнительных работ и на какую сумму требовалось выполнить.
На основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 7.2 требование Общества о взыскании пени в размере 25585,50 руб. обоснованно удовлетворено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Также суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Администрации о взыскании с Общества пени, начисленной на основании пункта 7.4 контракта.
При этом суд учел, что в период, что в период с 08.10.2015 по 10.11.2015 подрядчик не по своей вине не имел возможности выполнять предусмотренные контрактом работы; а с 01.12.2015 по настоящее время заказчик не отреагировал на предупреждение подрядчика о необходимости внесения изменения в проектную документацию с учетом авторских листов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что просрочка выполнения работ по вине подрядчика имела место в период с 16.10.2015 по 01.12.2015. По расчету суда, за указанный период размер пени, подлежащий удовлетворению на основании п.7.4 контракта, составляет 395492,57 руб.
Между тем, при расчете пени за период с 16.10.2015 по 01.12.2015 судом допущена ошибка, поскольку данный период составляет 47 календарных дней, и, соответственно, сумма пени - 413070 руб. 01 коп.
Указанные обстоятельства представителями Общества не оспорены.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части размера суммы пени по встречному иску.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2017 по делу N А56-9925/2016 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в пользу ООО "Блок-Монолит" 5 814 886,24 руб. задолженности, 25 585,50 руб. пени, 42 879 руб. расходов по госпошлине.
В остальной части первоначального иска отказать.
Выдать ООО "Блок-Монолит" справку на возврат из федерального бюджета 785 руб. излишне оплаченной госпошлины по платежному поручению N 102 от 01.02.2016.
Взыскать с ООО "Блок-Монолит" в пользу Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области 413 070 руб. 01 коп. пени.
В остальной части встречного иска отказать.
Взыскать с ООО "Блок-Монолит" в доход федерального бюджета 3 296 руб. государственной пошлины по встречному иску и 3 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Произвести зачет встречных требований.
По результатам произведенного зачета взыскать с Местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области в пользу "Блок-Монолит" денежные средства в размере 5 470 280 руб.73 руб.
Апелляционную жалобу ООО "Блок-Монолит" оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.