г. Чита |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А19-9412/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В., судей Мациборы А.Е., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2017 года по делу N 19-9412/2017 по исковому заявлению по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404, адрес: 664033, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257) к Луговскому муниципальному образованию в лице Администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района (ОГРН 1053802020513, ИНН 3802010425, адрес: 666801, Иркутская область, Мамско-Чуйский район, рабочий поселок Луговский, улица Школьная, дом 11) о взыскании суммы потерь в размере 162 624 руб. 70 коп., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, адрес: 664009, Иркутская область, город Иркутск, улица Ширямова, дом 54), Администрация Мамско-Чуйского района (ОГРН 1023802649353, ИНН 3833001300, адрес: 666811, Иркутская область, Мамско-Чуйский район, поселок городского типа Мама, улица Советская, дом 10),
(суд первой инстанции: судья Сураева О.П.),
лица, участвующие в деле отсутствуют, уведомлены
установил:
первоначально общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (далее - истец, ООО "Иркутскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, к Администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района о взыскании стоимости фактических потерь электрической энергии за период февраль и март 2017 года в размере 162 624 руб. 70 коп.
Определением от 22 августа 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района надлежащим - Луговским муниципальным образованием в лице Администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района (далее - ответчик).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2017 года заявленные исковые требования удовлетворены. С Луговского муниципального образования в лице Администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" взыскана сумма потерь в размере 162 624 руб. 70 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на отсутствие заключенного между администрацией Луговского городского поселения и обществом с ООО "Иркутская энергосбытовая компания" муниципального контракта по оплате потерь электрической энергии в электросетевых комплексах п. Луговский. Заявитель указывает, что Администрация Луговского городского поселения не является сетевой организацией, поэтому не может оказывать услуги по передаче электрической энергии и, следовательно, нести ответственность за причиненные при этом потери в электросетях. Луговское муниципальное образование является высоко дотационным. Дотации и субсидии на оплату потерь в электрических сетях не предоставляются. Заявитель не согласен с объемами полезного отпуска, так как потери электроэнергии в сетях за спорный период указываются только в счет-фактурах в общем объеме за каждый месяц, без пояснения. По мнению заявителя, иск направлен к ненадлежащему ответчику, так как Администрация Луговского городского поселения имеет обязанности перед ООО "Иркутская энергосбытовая компания" только в соответствии с муниципальным контрактом N КМООЭ 0009902 от 01.01.2016.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 13.02.2018 по 14.02.2018.
Лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
От истца поступили пояснения к апелляционной жалобе, истец просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, являясь гарантирующим поставщиком, осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на территории Иркутской области в границах зоны деятельности (постановление Правления Службы по тарифам Иркутской области от 17 декабря 2007 года N 46-П "О смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика", Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 140-спр "О лишении статуса гарантирующего поставщика").
ООО "Иркутскэнергосбыт" осуществляет поставку электрической энергии потребителям, находящимся на территории Луговского городского поселения посредством объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с законом Иркутской области от 3 апреля 2009 года N 19-оз "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Мамско-Чуйского района и вновь образованными в его границах муниципальными образованиями", в собственность Луговского муниципального образования передано по акту приема-передачи от 28 апреля 2009 года муниципальное имущество, а именно электросетевой комплекс, назначение: сооружение, расположенное по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, пос. Луговский, Электросетевой комплекс, кадастровый номер 38:24:0000000:0008:25:224:001:010509890.
Право собственности Луговского муниципального образования на указанный электросетевой комплекс зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 2 августа 2009 года серии 38АГ N 942676.
Каких-либо ограничений (обременений) в отношении права на указанный объект не зарегистрировано.
Доказательства передачи Луговским муниципальным образованием данного объекта каким-либо лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, отсутствуют.
Ответчиком договор о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии с истцом не заключался.
В свою очередь ОГУЭП "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии истцу до границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ответчиком и третьим лицом.
Границы балансовой принадлежности определены ответчиком и ОГУЭП "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" в актах разграничения балансовой принадлежности распределительных электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон за их содержание от 20.01.2014 N 3- ЭСК, согласно которому границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов электросетевого хозяйства в пос. Луговский считается: точка присоединения ВЛ-6 кВ электросетевого комплекса пос. Луговский к токопроводам проходных изоляторов на ячейке РВНО-6 "Фидер N 1" ПС-35/6 кВ "Луговка".
Указанные истцом трансформаторные подстанции и линии электропередач находятся в зоне ответственности (принадлежности) Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района.
Как следует из представленных истцом расчетов, произведенных на основании данных приборов учета, предоставленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго", общий объем электрической энергии, поступившей в сети ответчика (головной учет) за февраль и март 2017 года составил 485520 кВт.ч., в том числе: юридическим лицам - 272209 кВт.ч., населению - 125752 кВт.ч. Потери составили 87559 кВт.ч.
Объемы фактических потерь отражены в товарных накладных от 28 февраля 2017 года N 194 на сумму 64 509 руб. 54 коп., от 31 марта 2017 года N 195 на сумму 98 115 руб. 16 коп.
Для оплаты фактических потерь электрической энергии истцом предъявлены ответчику счета-фактуры от 28 февраля 2017 года N 252-9949 на сумму 64 509 руб. 54 коп., от 31 марта 2017 года N 303-9949 на сумму 98 115 руб. 16 коп.
В адрес ответчика истцом направлена претензия от 20 апреля 2017 года N 0000000127 с требованием погасить имеющуюся задолженность.
Доказательства оплаты стоимости фактических потерь электрической энергии ответчиком не представлены.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электроэнергии, регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (деле - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказанию этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно аб. 3 ч. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязано оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона об электроэнергетике величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
Утверждение методики определения и порядка компенсации потерь электроэнергии в электросетях отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 2 статьи 21, пункт 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике). Порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь устанавливаются Правительством Российской Федерации в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (Правила N 861).
Пунктами 50, 51 Правил N 861 предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 861 в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через, в том числе, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
В абзаце 2 пункта 6 Правил N 861 предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения указанных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, не относящиеся по своему статусу к сетевым организациям, оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
Согласно пункту 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Из указанных норм следует, что обязанность по оплате потерь электрической энергии возложена действующим законодательством как на сетевые организации, так и на иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, которыми могут выступать не только собственники соответствующих объектов, но также и иные лица, которым эти объекты переданы во владение и пользование.
При этом порядок определения фактических потерь для владельцев электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций.
Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях по зависящим от него обстоятельствам при транзите этой энергии.
Из материалов дела следует, что ответчик является владельцем электросетевого хозяйства, статуса сетевой организации не имеет, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) не осуществляет, перетоку электроэнергии через свои объекты электросетевого хозяйства не препятствует, в договорных отношениях на предмет оказания услуг по передаче электроэнергии с истцом не состоит, тариф на услуги по передаче электрической энергии ответчику не установлен.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
- с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;
- при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (пункт 144 Правил N 442).
Размер фактических потерь в сетях Администрации Луговского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области подтвержден материалами дела.
Как следует из представленных истцом расчетов, произведенных на основании данных приборов учёта, предоставленных ОГУЭП "Облкоммунэнерго", общий объем электрической энергии, поступившей в сети ответчика (головной учет) в феврале 2017 года составил 257 280 кВт.ч. при этом за указанный период юридическим лицам передано 147 381 кВт.ч., населению - 80 716 кВт.ч.
Таким образом, размер потерь в феврале 2017 года составляет 29 183 кВт.ч., исходя из следующего расчета: 257 280 кВт.ч. (объем энергии, поступившей в сеть в феврале 2017 года - головной учет) - 147 381 кВт.ч. (потребление электроэнергии юридическими лицами) - 80 716 кВт.ч. (потребление электроэнергии населением) = 29 183 кВт.ч.
Общий объем электрической энергии, поступившей в сети ответчика (головной учет) в марте 2017 года составил 228 240 кВт.ч. при этом за указанный период юридическим лицам передано 124 828 кВт.ч., населению - 45 036 кВт.ч.
Таким образом, размер потерь в марте 2017 года составляет 58 376 кВт.ч., исходя из следующего расчета: 228 240 кВт.ч. (объем энергии, поступившей в сеть в марте 2017 года - головной учет) - 124 828 кВт.ч. (потребление электроэнергии юридическими лицами) - 45 036 кВт.ч. (потребление электроэнергии населением) = 58 376 кВт.ч.
Расчет, произведенный истцом, судом проверен и признан правильным.
В силу пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пунктах 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в заявленной сумме.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии договора и отсутствии у ответчика статуса сетевой организации, подлежат отклонению как необоснованные. Собственнику электросетевого хозяйства, не обратившемуся за установлением тарифа на услуги по передаче электроэнергии и не реализовавшему иные предусмотренные законодательством полномочия в отношении такого оборудования, в силу положения п.4 ст. 26 Закона Об электроэнергетике, п.п. 4, 129, 130 Основных положений N 442 присущи признаки сетевой организации, в том числе в вопросе компенсации потерь электроэнергии возникших в принадлежащих ему сетях.
Отсутствие финансовой возможности или дотационный статус ответчика, а также наличие или отсутствие письменного договора не освобождает его от обязательств по оплате потерь.
Истцом доказан объем потребления электрической энергии конечными потребителями (объем полезного отпуска) и, соответственно, объем потерь электрической энергии в электрических сетях, что подтверждается материалами дела.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 ноября 2017 года по делу N А19-9412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.