г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А41-80451/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Солнцева Л.С. по доверенности N 38 от 03.06.2016,
от ответчика - Засыпкин Н.С. по доверенности N 04-39/000011" от 09.01.2018, Волкова С.А. по доверенности N 04-39/002254 от 24.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2017 года по делу N А41-80451/17, принятоей судьей Юдиной М.А. по иску ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" к ИФНС России по г. Мытищи МО о признании недействительным решения от 26.04.2017 N 21090,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Мытищи Московской области о признании недействительным решения от 26.04.2017 N 21090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2017 года по делу N А41-80451/17 в удовлетворении требований ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ИФНС России по г. Мытищи МО в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИФНС России по г. Мытищи Московской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2013 год, представленной в налоговый орган 08.12.2016, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 22.03.2017 N 33597.
Рассмотрев указанный акт, возражения заявителя и материалы проверки, ИФНС России по г. Мытищи Московской области вынесено решение от 26.04.2017 N 21090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю доначислены земельный налог за 2013 год в размере 2.749.354 руб., пени в сумме 576.456 руб. 05 коп. и штраф в размере 208.618 руб. 70 коп.
Основанием для принятия решения послужил вывод инспекции об отсутствии оснований при применения пониженной ставки земельного налога 0,3% при расчете налога по земельному участку с кадастровым номером 50:12:0120104:401.
Не согласившись с решением инспекции, ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" в порядке ст. 101.2 НК РФ обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Московской области от 27.07.2017 N 07-12/070879@ ИФНС России по г. Мытищи Московской области от 26.04.2017 N 21090 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" - без удовлетворения.
ООО "ДАЛАН-СТРОЙ" просит признать недействительным решение ИФНС России по г. Мытищи Московской области от 26.04.2017 N 21090 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, ссылаясь на то, что, поскольку изначально земельный участок с кадастровым номером 50:12:0120104:401 был приобретен для индивидуального жилищного строительства, а также в связи с тем, что на земельном участке расположены объекты коммунальной инфраструктуры жилого поселка, применение для расчета земельного налога ставки 0,3% соответствует пп. б п. 6.1 решения Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 27.10.2011 N 26/3.
По мнению налогоплательщика, согласно Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, земельному участку соответствует вид разрешенного использования с кодом 2.7 - обслуживание жилой застройки, которая входит в категорию "Жилая застройка".
Также налогоплательщик просит применить при доначислении налога разные ставки к частям земельного участка, занятыми, по его мнению, объектами инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и прочими объектами.
Отказывая в удовлетворении рассматриваемых требований, суд первой инстанции исходи из того, что налоговый орган правомерно доначислил земельный налог в отношении спорного земельного участка исходя из налоговой ставки 1,5 процента, пени и штраф.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела, в уточненной налоговой декларации по налогу за 2013 год (номер корректировки 5) налогоплательщик исчислил налог по земельному участку с кадастровым номером 50:12:0120104:401 в размере 687.338 руб. исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) в размере 229.112.785 руб. и налоговой ставки в размере 0,3 процента.
Инспекцией доначислен налог за 2013 год по указанному земельному участку в размере 2.749.354 руб. исходя из налоговой базы в размере 229.112.785 руб. и налоговой ставки в размере 1,5 процента.
Согласно представленным в материалы дела сведениям, земельный участок образован в 2010 году в результате размежевания земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120101:0011 на 109 земельных участков.
04.02.2010 за налогоплательщиком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) право собственности на спорный земельный участок, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 04.02.2010, серия 50-НД N 809030. При этом изначально земельный участок имел вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 21.10.2010 N 1257 изменен вид разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" на "для общественно-образовательного центра".
При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка произведено в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", руководствуясь Уставом муниципального образования "Городское поселение Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области", Положением "О постоянно действующей комиссии при администрации городского поселения Мытищи по изменению вида разрешенного использования земельных участков на территории городского поселения Мытищи", утвержденным постановлением Главы городского поселения Мытищи от 16.03.2010 N 276, с учетом обращения ООО "Далан-Строй" по вопросу изменения вида разрешенного использования, в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120104:401.
Указанные сведения внесены ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 50-АВ N 234071 от 12.08.2011 (повторное, выданное взамен свидетельства 50-НД N 809030 от 04.02.2010) и выпиской из ЕГРП о переходе прав на объект недвижимого имущества от 26.09.2016 N 50/012/001/2016-4089.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок был приобретен для жилищного строительства, даже если в последствии вид разрешенного использования был изменен, ввиду следующего.
Налогоплательщик отмечает, что на земельном участке расположены объекты коммунальной инфраструктуры жилого поселка, предназначенные для обеспечения жилой застройки (ливневая канализация с очистными сооружениями, электрокабель ЮкВ с ТП-7, бытовая канализация с КНС). Изначально земельный участок был предназначен для индивидуального жилищного строительства, на котором предполагалось строительство общественно-образовательного центра, включающего школу, детский сад и центр досуга, без которых невозможно было обеспечить удовлетворение потребностей жителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 ПК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что предопределяет классификацию видов земельных участков для целей применения пункта 1 статьи 394 НЕС РФ с учетом этих двух критериев.
В проверяемом налоговом периоде на территории городского поселения Мытищи налоговые ставки были установлены пунктом б Решения Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от 27.10.2011 N 26/3 (с изменениями и дополнениями) (далее - Решение N 26/3) в следующих размерах:
0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с подпунктами 13 - 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также о его разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования.
Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает.
Анализ статьи 85 ЗК РФ и статей 387, 388, 394 НК РФ, показывает, что действующим законодательством, устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 и пунктами 12 и 14 статьи 396 НК РФ налоговая база определяется на конкретную дату (I января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка).В случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, для применения пониженной ставки земельного налога законодателем оговорены два обязательных условия: расположенные на земельном участке помещения должны относиться к объектам жилищного фонда, а объекты коммунальной инфраструктуры должны быть направлены на обеспечение жизнедеятельности объектов жилищного фонда, расположенных на данном земельном участке.
Данная правовая позиция подтверждается многочисленной судебной практикой, в частности Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2016 года по делу А41 -75876/2015.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10062/10, и являющейся обязательной для применения при рассмотрении аналогичных дел, понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в НК РФ и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 НК РФ данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действующей в период спорных правоотношений, система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда закреплено в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ст. 17 ЖК РФ, ст. 288 ГК РФ).
Виды жилых помещений установлены пунктом 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В пункте 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ст. 19 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.97 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, сам факт нахождения на земельных участках жилых фондов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога. Для применения пониженной ставки земельного налога также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Из представленных в материалы дела документов следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с вида "для индивидуального жилищного строительства" на вид "для общественно-делового центра" произведено постановлением Главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 21.10.2010 N 1257 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" по обращению налогоплательщика.
То, что на земельном участке изначально предполагалось строительство школы и детского сада, общественного центра, торгового центра отражено в представленной налогоплательщиком копии градостроительного обоснования от 2005 года.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 229.112.785 руб., отраженная заявителем в уточненной налоговой декларации по налогу за 2013 год, установлена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 5.560,72 руб. за 1 кв. м, что соответствует виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" (приложение N 2 к распоряжению Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области").
Из представленных налогоплательщиком документов не усматривается, что линейные объекты (ливневая канализация, электрокабель ЮкВ с ТП-7, бытовая канализация с КНС) относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Расположение на земельном участке указанных объектов свидетельствует о том, что они предназначены для обслуживания объектов нежилого фонда, расположенных на указанном земельном участке (в частности общественно-образовательного центра, котельной).
Апелляционный суд также отклоняет доводы заявителя в отношении различных налоговых ставок на один земельный участок, так как установленная налоговая ставка может применяться в отношении конкретного участка в целом.
Земельным законодательством не предусмотрено применение различных ставок к частям земельного участка.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановление Арбитражного Суда Поволжского округа Высшего от 23 августа 2012 г. по делу N А65- 27618/2011.
По сколько вид разрешенного использования участка: "для общественно- образовательного центра", на данном земельном участке отсутствует жилищный фонд, в кадастровом паспорте на участок не указанно обременений связанных с объектами инженерной инфраструктуры, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ деятельность общества не связана с предоставлением коммунальных услуг населению.
Ссылка заявителя на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу N А41-5297/2011 не может быть принята судом, поскольку судебный акт принят при иных фактических обстоятельствах дела.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12 по делу N А41-5297/2011 при передаче дала на новое рассмотрение указал, что установив факт нахождения в рассматриваемый период на земельных участках общежитий, жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, суды не исследовали вопрос, касающийся изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков на вид использования, предполагающий размещение объектов жилого фонда.
Вместе с тем в материалах дела имеются документы на проектирование и завершение строительством объектов (жилых домов), технические паспорта сетей теплоснабжения, электроснабжения, водопровода и канализации, полученная в этих целях разрешительная документация, иные документы, которые могут свидетельствовать об изменении целевого использования определенных частей спорных земельных участков в связи с возведением на них объектов жилого фонда.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.11.2017 по делу N А41-80451/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.