г. Вологда |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А05-10060/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Минюковой Татьяны Андреевны представителя Хоняна В.В. (до перерыва) на основании доверенности от 23.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Минюковой Татьяны Андреевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2017 года по делу N А05-10060/2017 (судья Калашникова В.А.),
установил:
администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега, ул. Шаревского, д. 6; ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Минюковой Татьяне Андреевне (место нахождения: 164840, Архангельская обл., г. Онега; ОГРНИП 315292000000598, ИНН 290603242179; далее - Предприниматель) о взыскании 439 755 руб. 55 коп., из них 383 000 руб. субсидии, предоставленной на основании договора (соглашения) о предоставлении субсидии от 17.12.2015 N 214, и 56 755 руб. 55 коп. процентов за пользование денежными средствами.
Решением суда от 14 ноября 2017 года с Предпринимателя в пользу Администрации взыскано 390 000 руб., в том числе 383 000 руб. субсидии, 7000 руб. процентов за пользование денежными средствами; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что условия предоставления, использования и возврата субсидии устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), следовательно, отношения, сложившиеся в рамках спорного договора о предоставлении бюджетных субсидий, регулируются нормами бюджетного, а не гражданского законодательства. Исходя из положений статьи 28, 78, 289 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, и использования средств субсидии не по целевому назначению. Указывает, что в рассматриваемом случае бюджетные средства использованы Предпринимателем по целевому назначению. Полагает, что обстоятельства, на которые ссылается истец, не являются существенными нарушениями договорных условий и не могут служить основанием для возврата субсидии.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителей в суд не направила, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, в представленном в суд отзыве на жалобу доводы Предпринимателя отклонила, считает решение суда законным и обоснованным.
Судебное заседание состоялось без участия представителей истца в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Администрацией и Предпринимателем (Получатель субсидии) в соответствии с Положением о конкурсе для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства Онежского района на реализацию бизнес-проектов, утвержденным главой Администрации от 30.10.2015 N 1240 (далее - Положение о конкурсе), на основании протокола заседания комиссии по отбору победителей конкурса бизнес-проектов среди субъектов малого и среднего предпринимательства Онежского района от 15.12.2015, распоряжения главы администрации от 16.12.2015 N 655 "О финансировании бизнес-проектов победителей конкурса для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства Онежского района", заключен договор (соглашение) о предоставлении субсидии от 17.12.2015 N 214, предметом которого является предоставление Администрацией Предпринимателю в целях реализации бизнес-проекта "Детский развлекательный центр" субсидии в размере 383 000 руб.
Согласно пункту 1.4 договора срок использования субсидии - не более 12 месяцев со дня поступления денежных средств на счет Получателя субсидии, срок реализации бизнес-проекта - не более 11,5 месяцев со дня поступления денежных средств на счет Получателя субсидии.
Права и обязанности Получателя субсидии определены в разделе 2 договора.
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора Получатель субсидии обязуется направить на реализацию бизнес-проекта денежные средства в размере не менее 500 000 руб. (в том числе 383 000 руб. - средства субсидии и 117 000 руб. - собственные средства), а именно на приобретение: мобильного планетария в количестве 1 шт. стоимостью 250 000 руб.; мини-гольфа в количестве 4 шт. стоимостью 150 000 руб.; батута кенгуру в количестве 1 шт. стоимостью 150 000 руб.; аппарата для сахарной ваты 2 шт. стоимостью 60 000 руб.
На основании пункта 2.2.2 договора Получатель субсидии обязан ежеквартально, до подписания акта об исполнении обязательств, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в отдел экономики Администрации отчет о расходовании денежных средств на реализацию бизнес-проекта и отчет о вложении собственных денежных средств Получателем субсидии по форме, установленной Положением о конкурсе, с приложением подтверждающих документов, а также отчет о реализации бизнес-проекта по форме, установленной приложением 1 к договору.
Пунктом 2.2.3 договора предусмотрена обязанность Получателя субсидии обеспечить сохранность приобретенного оборудования в течение 3 лет с момента приобретения и использовать в полном объеме на цели, предусмотренные бизнес-проектом.
Согласно пункту 2.2.4 Предприниматель обязан использовать полученную субсидию по целевому назначению в течение срока освоения денежных средств.
Пунктом 2.2.5 договора предусмотрена обязанность Предпринимателя возвратить Администрации полученную субсидию в случаях, предусмотренных договором.
В пункте 2.4.2 договора Получатель субсидии дал согласие на осуществление Администрацией и органом внутреннего (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В пункте 3.4 договора предусмотрено, что при нарушении условий этого договора в части получения и использования субсидии Получатель субсидии обязан возвратить ее в полном объеме Администрации.
Порядок и условия возврата субсидии определены сторонами в разделе 4 договора, в частности: при непредставлении Получателем субсидии отчетов, предусмотренных пунктом 2.2.2 договора, Получатель субсидии обязан вернуть денежные средства в полном объеме в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за последним днем предоставления отчета (пункт 4.1 договора); при выявлении нарушения условий договора в части получения и использования субсидии Получатель субсидии обязан возвратить ее в полном объеме Администрации в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о возврате (пункт 4.2 договора).
Разделом 5 договора предусмотрены дополнительные условия, согласно которым количество приобретаемого оборудования и материалов должно соответствовать пункту 2.2.1 договора (пункт 5.1 договора); Получатель субсидии обязан в случае организации уличной торговли получить разрешение на размещение нестационарного торгового объекта; нести расходы по содержанию и обслуживанию объекта за счет собственных средств; создать одно дополнительное рабочее место и обеспечить деятельность двух рабочих мест в течение сроков, предусмотренных бизнес-проектом; установить размер заработной платы работников не ниже 16 000 руб. в сроки предусмотренные бизнес-проектом (пункт 5.2 договора).
Дополнительным соглашением к договору от 18.04.2016 стороны согласовали изменения в пункт 2.2.1 договора, а именно определили направить денежные средства в размере не менее 500 000 руб. (в том числе 383 000 руб. - средства субсидии и 117 000 руб. - собственные средства) на приобретение: мобильного планетария в количестве 1 шт. стоимостью 249 000 руб.; мини-гольфа с площадкой в количестве 4 шт. стоимостью 26 000 руб.; батута "Тарзанка" в количестве 1 шт. стоимостью 170 000 руб.; аппарата для сахарной ваты 2 шт. стоимостью 55 000 руб.
Дополнительным соглашением к договору от 18.12.2016 стороны повторно согласовали изменения в пункт 2.2.1 договора, а именно согласовали направление Предпринимателем денежных средства в размере не менее 500 000 руб. (в том числе 383 000 руб. - средства субсидии и 117 000 руб.- собственные средства) на приобретение: мобильного планетария в количестве 1 шт. стоимостью 249 000 руб.; мини-гольфа с площадкой в количестве 4 шт. стоимостью 26 000 руб.; видео симулятора автогонок "Ралли" 2-х местного в количестве 1 шт. стоимостью 113 000 руб.; игрового автомата - "стрелялки" на двух человек в количестве 1 шт. стоимостью 112 000 руб.
Согласно пункту 3.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороны несут ответственность в соответствии с нормами действующего законодательства.
По платежным поручениям от 18.12.2015 N 876313 на сумму 80 854 руб., от 25.12.2015 N 63784 на сумму 302 146 руб. субсидия в размере 383 000 руб. перечислена Администрацией Предпринимателю.
Впоследствии Администрацией в адрес Предпринимателя направлен запрос от 01.02.2017 N 573 о предоставлении информации о ходе реализации проекта и исполнении обязательств по договору, а также о необходимости выполнения обязательств по пункту 5.2 договора и представления соответствующих документов в подтверждение соблюдения условий договора.
По результатам проведенной проверки представленных Предпринимателем документов Администрацией выявлены нарушения Получателем субсидии условий договора и дополнительных соглашений, о чем составлен акт от 20.03.2017 и в адрес Предпринимателя направлено уведомление от 05.04.2017 N 2154 о возврате средств субсидии в размере 383 000 руб.
В связи с неисполнением Предпринимателем требования о возврате субсидии в добровольном порядке, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, снизив размер начисленных процентов.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В абзаце пятом статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Согласно пункту 1 статьи 78 названного субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 названной статьи БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что условия и порядок предоставления субсидии из средств муниципального образования "Онежский муниципальный район" победителям конкурса предусмотрены вышеназванным Положением о конкурсе.
Пунктом 7.5 указанного Положения предусмотрено, что Получатель субсидии ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязан предоставить в отдел экономики отчет о расходовании денежных средств на реализацию бизнес-проекта по установленной форме (приложение 4 к Положению) с приложением подтверждающих документов.
В пункте 7.6 Положения о конкурсе предусмотрено право Администрации дополнительно запрашивать и получать необходимые документы и информацию о ходе реализации бизнес-проекта и выполнении обязательств по договору о предоставлении субсидии, в том числе оригиналы документов, подтверждающих использование субсидии.
Из пункта 7.10 Положения о конкурсе следует, что при непредставлении Получателем субсидии отчета о расходовании денежных средств на реализацию бизнес-проекта в сроки, предусмотренные договором (соглашением) о предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в полном объеме в течение 30 календарных дней со дня, следующего за последним днем предоставления отчета.
В случае невозврата бюджетных средств Получателем субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7.5 Положения о конкурсе).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела подтверждается факт использования Предпринимателем предоставленной субсидии с нарушением условий договора от 17.12.2015 N 214.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что Предпринимателем не выполнены условия договора (соглашения), доказательства реализации бизнес-проекта в полном объеме отсутствуют, цель проекта - открытие круглогодичного "Детского развлекательного центра" не достигнута.
Обоснованность данного вывода суда ответчиком в установленном порядке не опровергнута.
Так, по условиям пункта 5.2 договора Предприниматель обязан был создать одно дополнительное рабочее место и обеспечить в течение срока реализации бизнес-проекта деятельность двух рабочих мест (администратора и лектора-аниматора) с заработной платой не ниже 16 000 руб. Вместе с тем доказательств приема на работу и выплаты заработной платы своим работникам в указанном размере за весь период 2016 года Предпринимателем в материалы дела не представлено. Принятая на основании трудового договора от 01.10.2015 на должность администратора зала Горячева А.А. уволена по собственному желанию 31.12.2015, сведений о трудоустройстве Предпринимателем работников в 2016 году не имеется, заключенные Предпринимателем трудовой договор от 25.01.2017 с Горячевой А.А., трудовой договор от 01.02.2017 с Боровской А.Е. расторгнуты 31.03.2017 по инициативе работников.
Таким образом, условие договора о создании двух рабочих мест с уровнем заработной платы не менее 16 000 руб. Предпринимателем не соблюдено.
Помещение для размещения детского центра арендовано Предпринимателем лишь в декабре 2016 года, о чем представлен договор субаренды от 26.12.2016 N 05-А/КО/О-16. Из дополнений Предпринимателя к отчету от 19.07.2016 следует, что существовавшие ранее арендные отношения были прекращены с июля 2016 года.
Также, судом установлен и подтверждается материалами дела факт ненадлежащего исполнения Предпринимателем обязательств по предоставлению предусмотренной договором и Положением о конкурсе отчетности о реализации бизнес-проекта и расходовании денежных средств.
Таким образом, ввиду несоблюдения Предпринимателем пункта 2.2.2 договора и дополнительных условий, предусмотренных пунктом 5.2 договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 78 БК РФ, пунктов 7.10, 7.11 Положения о конкурсе, пунктов 3.4 и 4.1 договора от 17.12.2015 N 214 предоставленные Предпринимателю средства субсидии в размере 383 000 руб. подлежат возврату ответчиком в районный бюджет.
Поскольку предоставление субсидии ответчику было оформлено договором (соглашением) от 17.12.2015 N 214, представляющим собой гражданско-правовую сделку, то к отношениям сторон, как верно указал суд, подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенные лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность по законодательству Российской Федерации, в связи с этим ссылка подателя жалобы на то, что между Администрацией и Предпринимателем возникли правоотношения, не основанные на гражданско-правовой сделке, подлежит отклонению.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Поскольку иное не установлено названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (пункт 3 статьи 1103 ГК РФ).
В свете изложенного суд первой инстанции обоснованно взыскал с Предпринимателя в пользу истца 383 000 руб. субсидии, выданной на реализацию бизнес-проекта.
Администрацией также заявлено требование о взыскании с Предпринимателя 56 755 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ за период с 18.12.2015 по 02.08.2017.
Из пункта 2 статьи 1107 ГК РФ следует, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен, признан правомерным. Арифметическая правильность расчета процентов ответчиком не опровергнута, контррасчет суммы процентов не представлен.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела суд первой инстанции посчитал возможным применить положения статьи 333 ГК РФ к начисленным истцом процентам и снизить их размер до 7000 руб.
В части уменьшения законной неустойки и отказа в удовлетворении исковых требований решение суда Администрацией не обжалуется.
Доводы Предпринимателя о недопустимости начисления процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму субсидии не принимаются апелляционным судом. Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296, к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ, в том числе устанавливающие ответственность за неисполнение денежного обязательства (статья 395 ГК РФ).
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2017 года по делу N А05-10060/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Минюковой Татьяны Андреевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10060/2017
Истец: Администрация Муниципального образования "Онежский муниципальный район"
Ответчик: ИП Минюкова Татьяна Андреевна