г. Пермь |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А71-12383/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Власовой О.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ватолиной М.В.,
при участии:
от истца ПАО "Т Плюс": Чирков П.А., доверенность от 25.12.2017,
от ответчика ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула": Шадрина К.М., доверенность от 27.12.2017,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 ноября 2017 года
по делу N А71-12383/2017,
принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" (ОГРН 1091838001639, ИНН 1838006813)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" (далее - ООО "ГУК ЖКХ г. Сарапула" о взыскании 11 618 635 руб. 74 коп. долга за поставленную в мае 2017 года тепловую энергию (с учетом уменьшения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.11.2017 (резолютивная часть решения от 15.11.2017) исковые требования удовлетворены частично в сумме 11 615 081 руб. 89 коп.
Ответчик, ООО "ГУК ЖКХ г. Сарапула" обратился с апелляционной жалобой на решение суда, просит решение суда отменить в части, уменьшить взысканную сумму на 580 218 руб. 87 коп. Указывает, что в нарушение п.п. 25.1, 25.2 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2014 N 124 и п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, п. 1 Постановления Правительства Удмуртской республики от 20.06.2016 N 252 истец при расчете объема потребленного в спорный период коммунального ресурса применяет нормативы, установленные приложением N 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554, без учета коэффициента периодичности внесения платы за отопления - равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Истец в нарушение требований законодательства предъявляет оплату коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, завышая ее размер, что повлекло за собой необоснованное увеличение предъявленной к взысканию суммы на 580 218 руб. 87 коп. Полагает, что необходимо учесть расчет задолженности, выполненный ответчиком, который сделан с учетом коэффициента периодичности внесения платы, равного отношению количества месяцев отопительного периода к количеству месяцев в календарном году.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах жалобы настаивал, представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, разногласия по договору теплоснабжения N СП1087 от 01.01.2015 сторонами не урегулированы, в связи с чем, между ПАО "Т Плюс", как теплоснабжающей организацией" и ООО "ГУК ЖКХ г. Сарапула" сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика.
Согласно счету-фактуре от 31.05.2017 и направленному на подписание ответчику акту поданной-принятой тепловой энергии от 31.05.2017 истец в мае 2017 года передал ответчику тепловую энергию. Наличие задолженности в сумме 11 618 635 руб. 74 коп. явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта поставки тепловой энергии в спорный период, ее объема и стоимости; нарушения ответчиком сроков оплаты, и пришел к верному выводу, что отсутствие заключенного между сторонами договора не освобождает абонента от обязанности произвести оплату поставленного в спорный период времени коммунального ресурса. При этом судом признаны обоснованными возражения ответчика на сумму 3 553 руб. 85 коп. в отношении необходимости исключения из расчета нежилого помещения по ул. Азина, 60 в силу пункта 6 Правил N 354, в соответствии с которым поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, ответчиком факт поставки в спорный период тепловой энергии не оспаривался. Разногласия у сторон возникли по вопросу определения объема обязательств управляющей компании перед истцом за спорный период в отношении многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
Истцом расчет объемов потребления тепловой энергии по таким многоквартирным домам выполнен исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,0267 (для 1,2, 3-4 этажных домов) и 0,0217 (для 5-9 этажных домов), установленных в расчете на месяц отопительного периода в приложении N 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 554 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике" (далее - Постановление N 554).
Ответчик, ссылаясь на то, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 в Удмуртской Республике установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года, то есть исходя из 12 месяцев, применяет в расчетах нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, установленные в приложении N 2 к Постановлению N 554, в размере 0,0178 и 0,0145 Гкал/ кв. м в месяц календарного года.
Отклоняя доводы ответчика о необходимости учитывать периодичность внесения оплаты коммунальной услуги по отоплению, суд первой инстанции указал, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016 N 519 внесены изменения в Постановление N 554, а именно: пункт 2.1 названного постановления изложен в редакции: "Определить количество календарных месяцев, в том числе неполных, отопительного периода для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, равным 8 месяцам"; приложение N 2 к Постановлению N 554 признано утратившим силу.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что истец правомерно применяет при расчете объемов потребления нормативы, установленные приложением N 1 Постановления N 554.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (п. 1).
Согласно абз. 2 п. 42 (1) Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно формуле 2(1) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяются по формуле 2(1):
Pi = Si x (NT x K) x TT, где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за отопление в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определен также в пункте 25(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), вступившем в силу с 30.06.2016.
В указанном случае объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке:
- в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подпункт "а" пункта 25 Правил N 124);
- в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
При этом коэффициент периодичности внесения платы за тепловую энергию определяется равным отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году (пункт 25.2 Правил N 124).
Как разъяснено в письме Минстроя России от 30.10.2017 N 46725-ОГ/04 "О случаях применения Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124" пункт 25.1 Правил N 124 является специальной нормой по отношению к пункту 21 Правил N 124, и в случае выполнения условий, указанных в пункте 25.1, применению с целью определения размера обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за конкретный расчетный период (месяц) подлежит именно пункт 25.1 Правил N 124.
Таким образом, из положений п. 42 (1) Правил N 354, п.п. 25.1, 25.2 Правил N 124 следует, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем тепловой энергии, подлежащий оплате в расчетном периоде, должен определяться в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
То обстоятельство, что Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016 N 519 признано утратившим силу приложение N 2 к Постановлению N 554, устанавливавшее нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению из расчета на месяц календарного года, не свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения требований п. 42 (1) Правил N 354, п.п. 25.1, 25.2 Правил N 124 и применения в расчетах за тепловую энергию коэффициента периодичности.
Согласно доводам ответчика, не опровергнутых истцом, для населения в исковой период действовал порядок оплаты услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Ответчиком представлен расчет объемов потребления тепловой энергии в спорном периоде многоквартирными домами, не оборудованными приборами учета, выполненный исходя из норматива потребления, установленного приложением N 1 к Постановлению N 554, с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию (8/12), в соответствии с которым разница с расчетом истца составила 580 218 руб. 87 коп.
Истцом указанный расчет не оспорен, возражений по нему в суде апелляционной инстанции не заявлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования на сумму 580 218 руб. 87 коп. заявлены истцом необоснованно, без учета положений п. 42 (1) Правил N 354, п.п. 25.1, 25.2 Правил N 124, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Учитывая неоспариваемые сторонами выводы суда первой инстанции о необходимости исключения из расчета исковых требований суммы 3 553 руб. 85 коп., исковые требования подлежат удовлетворению частично в сумме 11 034 863 руб. 02 коп.
В связи с изложенным решение арбитражного суда от 22.11.2017 подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в сумме 77 038 руб. 52 коп. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ответчика государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
В связи с уменьшением истцом исковых требований государственная пошлина, излишне уплаченная истцом при подаче иска в размере 1 643 руб. 82 коп. подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 ноября 2017 года по делу N А71-12383/2017 изменить.
Взыскать с ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" в пользу ПАО "Т Плюс" 11 034 863 руб. 02 коп. долга, 77 038 руб. 52 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Возвратить ПАО "Т Плюс" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 25.07.2017 N 9380 в размере 1 643 руб. 82 коп.
Взыскать с ПАО "Т Плюс" в пользу ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.