г. Ессентуки |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А63-10504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2017 по делу NА63-10504/2016 (судья Костюков Д.Ю.)
по заявлению открытого акционерного общества "Донское АТП" (с. Донское Труновского района Ставропольского края, ОГРН 1022603021517),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ставропольскому краю (г. Михайловск),
Управлению Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (г. Ставрополь),
об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Ставропольскому краю - Раевская М.С. по доверенности от 09.01.2017;
от Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю - Раевская М.С. по доверенности от 18.01.2017;
от открытого акционерного общества "Донское АТП" - Морозова Г.А. по доверенности от 12.07.2017; Морозова Н.Г. по доверенности от 25.08.2016;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю - Подоляк О.А. по доверенности от 29.12.2017; Григорьева Н.В. по доверенности от 05.02.2018;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Донское АТП" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, в котором изложены следующие требования:
признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.04.2016 N 6579 и от 21.10.2016 N 6942,
признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК о взыскании налога, сбора, пени штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 18.07.2016 N 2155 и от 11.08.2016 N 3117,
признать недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 18.01.2017 N 1127,
признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК по обращению в Шпаковский районный отдел судебных приставов УФССП по СК,
признать незаконными действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК по исчислению, уплаты, перерасчету земельного налога с 2012 по 2015 год,
обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по СК произвести перерасчет по земельному налогу за 2013-2015 годы,
взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК в пользу открытого акционерного общества "Донское АТП" сумму переплаты по земельному налогу за период с 01.01.2012 по 13.07.2017 в сумме 259 795,97 рубля, проценты за пользование денежными средствами в сумме 24 121,23 рубля,
признать недействительным ненормативный акт Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю от 19.04.2013 об установлении кадастровой стоимости преобразованного земельного участка в сумме 28 111 909,80 рубля,
признать недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю от 23.05.2016 N 07-20/009140, от 28.12.2016 N 07-20/025343 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2017 требования удовлетворены частично. Признаны не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.04.2016 N 6579 и от 21.10.2016 N 6942.
Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по СК устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и произвести перерасчет налоговых обязательств открытого акционерного общества "Донское АТП" по земельному налогу.
Суд оставил без рассмотрения требования о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК о взыскании налога, сбора, пени штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 18.07.2016 N 2155 и от 11.08.2016 N 3117; признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 18.01.2017 N 1127; признания незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК по обращению в Шпаковский районный отдел судебных приставов УФССП по СК; признания незаконными действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК по исчислению, уплаты, перерасчету земельного налога с 2012 по 2015 год.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Взыскал с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК, г. Михайловск, в пользу открытого акционерного общества "Донское АТП", село Донское Труновского района Ставропольского края, ОГРН 1022603021517, 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение суда о признании недействительными решений налоговой инспекции от 12.04.2016 N 6579 и от 21.10.2016 N 6942 мотивировано тем, что налоговая инспекция неправильно определила налоговую базу по земельному налогу, неправильно применив кадастровую стоимость земельных участков, без учета ее изменений и решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13.05.2016.
Налоговая инспекция не согласилась с решением суда в части признании недействительными решений налоговой инспекции от 12.04.2016 N 6579 и от 21.10.2016 N 6942 и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в этой части отменить, как принятое с нарушением норм права. Суд не учел, что кадастровая стоимость земельного участка установлена Приказом Минимущества Ставропольского края от 25.12.2012 N 203; решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13.05.2016 не распространяется на предыдущие налоговые периоды.
Представители общества возражали против апелляционной жалобы, поскольку решение суда законно и обоснованно.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив с согласия сторон законность судебного акта в обжалуемой части в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела усматривается.
В 2014-2015 годах ОАО "Донское АТП" на основании статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога с объектом налогообложения - земельный участок с кадастровым номером 26:05:043003:52 площадью 61 190 кв. м. с разрешенным использованием: земли населенных пунктов - для размещения производственной базы по адресу: Ставропольский край, Труновский район, село Донское, 49 км + 600 м трассы Ставрополь-Батайск, дата возникновения собственности 06.09.2012 согласно свидетельству о регистрации права от 06.09.2012 (том 2 л.д. 41). В связи с изменением почтового адреса на Ставропольский край, Труновский район, село Донское, улица Придорожная, дом 9 выдано свидетельство от 05.03.2014 (том 1 л.д. 35-39).
За 2014 год общество подало налоговую декларацию по земельному налогу, исчисленному исходя из налоговой базы 28 111 909 рублей (том 2 л.д. 130-132).
09.12.2015 общество подало уточненную декларацию по земельному налогу, применив налоговую базу 10 305 620 рублей.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной ОАО "Донское АТП" 09.12.2015, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.02.2016 N 9575, согласно которому налогоплательщиком занижена налоговая база по земельному налогу, поскольку следует применять кадастровую стоимость 28 111 909 рублей, согласно кадастровой справке (том 1 л.д. 49-51).
Общество представило возражения (том 1 л.д. 52-55).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика принято решение от 12.04.2016 N 6579 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уплатить сумму дополнительно начисленного земельного налога в размере 267 094 рублей, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неполную уплату земельного налога в размере 13 355 рублей (том 1 л.д. 57-60).
Общество подало апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (том 1 л.д. 61-65).
Решением управления от 23.05.2016 N 07-20/009140 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения (том 1 л.д. 66-70).
За 2015 год общество 27.05.2016 представило уточненную декларацию, исчислив сумму налога исходя из кадастровой стоимости 9 951 000 рублей на основании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 13.05.2016.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год (корректировка 1), представленной ОАО "Донское АТП" 27.05.2016 и составлен акт N 10224 от 30.08.2016, согласно которому следует применять налоговую базу, указанную в кадастровой справке - 28 111 909 рублей, поскольку действие решения комиссии не распространяется на налоговый период 2015 год (том 2 л.д. 18-20).
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 21.10.2016 N 6942 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 272 413 руб., пени в размере 32 981 руб., штрафные санкции в сумме 13 620,80 руб. (том 2 л.д. 23-25).
Общество обжаловало решение от 21.10.2016 N 6942 в Управление ФНС России по Ставропольскому краю.
Решением УФНС от 28.12.2016 отказано в удовлетворении жалобы (том 4 л.д. 53-58).
Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 387 главы 31 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и в указанных субъектах Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, а также осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Минэкономразвития России.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2010, N 26, ст. 3350; N 45, ст. 5860; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2125), таким органом является Росреестр.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (ред. от 30.06.2010) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 N 144-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 1 декабря 2006 года" на основании представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю утверждены прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (том 8 л.д. 40-17).
В данном постановлении учтены кадастровые кварталы, в том числе по с. Донское Труновского района Ставропольского края кадастровый квартал 26:05:043003, земли под промышленными объектами, показатель 168,42.
В рассматриваемом постановлении Правительства СК от 14.12.2007 N 144-п кадастровая стоимость по участкам внутри квартала не определялась.
Объект налогообложения - земельный участок с кадастровым номером 26:05:043003:52 площадью 61 190 кв. м. с разрешенным использованием: земли населенных пунктов - для размещения производственной базы по адресу: Труновский район, село Донское входит в кадастровый квартал 26:05:043003 наряду с другими участками.
Как правильно установил суд первой инстанции, первоначально за обществом был закреплен земельный участок площадью 74 333 кв. м. на праве постоянного бессрочного пользования под производственную базу, находящийся в кадастровый квартале 26:05:043003 (том 8 л.д. 16).
В дальнейшем его площадь изменялась в сторону уменьшения в результате гражданско-правовых сделок, зарегистрированных в установленном порядке, соответственно изменялся кадастровый номер земельного участка.
Предыдущий номер земельного участка 26:05:043003:15.
В 2012 году происходило изменение принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 26:05:043003:15 в связи с продажей части его площади, в связи с чем, образовался земельный участок с кадастровым номером 26:05:043003:52, принадлежащий обществу и являющийся объектом налогообложения по рассматриваемому делу и земельные участки 26:05:043003:53, 26:05:043003:54, 26:05:043003:55.
Исходный земельный участок с кадастровым номером 26:05:043003:15 в соответствии с пунктом 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ прекратил свое существование с 06.09.2012, т.е. с даты государственной регистрации права собственности на все образуемые земельные участки с вышеперечисленными кадастровыми номерами (том 8 л.д. 31-39).
Разрешенное пользование по рассматриваемому земельному участку: земли населенных пунктов - для размещения производственной базы до настоящего времени не изменялось.
Кадастровый инженер Росреестра, определив перечень вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 26:05:043003:52, 26:05:043003:53, 26:05:043003:54, 26:05:043003:55, которые не вошли в государственную кадастровую оценку по состоянию на 01.01.2012, по заявлениям правообладателей образованных участков, руководствуясь пунктом 2.1.18 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г N 222, где сказано, что кадастровая стоимость образуемых земельных участков и преобразованного определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка до его преобразования, письмом Минэкономразвития РФ от 29.01.2010 N Д06-251, где также сказано, что с учетом изменения площади и границ земельного участка, кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков путем разделения существующего, определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который существовал до его преобразования, определил кадастровую стоимость образованных земельных участков, умножив площадь вновь образованных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка до его преобразования, утвержденного Постановлением Правительства СК от 14.12.2007 N 144-П в размере 168,42 рубля.
Так в соответствии с Актом от 25.07.2012 кадастровая стоимость земельного участка ОАО "Донское АТП" с кадастровым номером 26:05:043003:52 утверждена в сумме 10 305 619,80 рублей (168,42 руб. х 61 190 кв.м.), в нем же указана кадастровая стоимость других земельных участков этого же квартала (том 8 л.д. 62-63).
Кадастровый инженер 25.07.2012 осуществил постановку на кадастровый учет земельного участка, находящегося в собственности ОАО "Донское АТП" с указанной кадастровой стоимостью 10 305 619,80 рубля (том 8 л.д. 62-63).
Земельный участок с кадастровым номером 26:05:043003:52 (предыдущий номер 26:05:043003:15) поставлен на кадастровый учет 25.07.2012 (том 8 л.д. 36) с кадастровой стоимостью 10 305 619, 80 рублей.
На день образования земельного участка кадастровая стоимость определена в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2007 N 144-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 1 декабря 2006 года (том 8 л.д. 40-17).
В данном постановлении учтены кадастровые кварталы, в том числе кадастровый квартал 26:05:043003, земли под промышленными объектами, показатель 168.42.
В рассматриваемом постановлении Правительства СК от 14.12.2007 N 144-п кадастровая стоимость по участкам внутри квартала не определялась, поэтому определение кадастровой стоимости земельного участка 26:05:043003:52 расчетным путем произведено правомерно.
Постановление Правительства СК от 14.12.2007 N 144-п утратило силу с 26 апреля 2013 года в связи с изданием Правительства Ставропольского края от 26.04.2013 N 154-п.
Суд первой инстанции, признавая недействительными решения налоговой инспекции исходил из того, что земельный участок кадастровым номером 26:05:043003:52, был образован в результате преобразования, его кадастровая стоимость 10 305 619, 80 рублей определена в установленном порядке, что и является налоговой базой для исчисления земельного налога в 2014-2015.
Суд первой инстанции установил, что кадастровая стоимость 28 111 909,80 как налоговая база в государственном кадастре недвижимости не содержится. Поэтому акт утверждения кадастровой стоимости земельного участка в сумме 28 111 909,80 руб., полученный налоговым органом в порядке статьи 85 НК РФ, не может быть применен в качестве налоговой базы в 2014 и 2015 годах.
Сославшись на пункт 9 статьи 4 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221 -ФЗ, где сказано, в случаях, установленных настоящим федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный (справочный) характер. Такие сведения не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Суд сделал вывод, что налогоплательщиком правомерно в представленной уточненной декларации за 2014 год применена кадастровая стоимость в сумме 10 305 619,80 рубля.
При этом суд не учел следующее.
Приказом Минимущества Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 утверждена государственная кадастровая оценка земель на территории Ставропольского края, где под порядковым номером 4631 значится земельный участок кадастровый номер 26:05:043003:15 (из которого выделен рассматриваемый участок 26:05:043003:52), площадь 68 969, УПКС ЗУ 459,42 руб. за квадратный метр по состоянию на 01.01.2012 (том 1 л.д. 40-45).
На основании Приказа Минимущества Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 утвержден акт от 19.04.2013 определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 61 190, принадлежащего обществу на праве собственности, с применением значения 459,42 руб., кадастровая стоимость составила 28 111 909,80 руб.
Данная кадастровая стоимость внесена в Реестр и указывалась в кадастровых справках, в целях исчисления налога на землю. Справки выдавались как налоговому органу, так и налогоплательщику.
Внесение этих сведений подтверждается выпиской из Реестра (том 8 л.д. 91), где указана дата внесения сведений - 19.04.2013, дата определения кадастровой стоимости - 19.04.2013.
Сведения об этих датах внесены в Реестр и в кадастровые справки справочно. Регистрирующий орган справочно пояснил, что сведения об указанных датах отсутствуют в Реестре объектов недвижимости, в связи с тем, что включение указанных сведений в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых внесена до 30.06.2014, не было предусмотрено действующим в то время законодательством.
Отсутствие дат не влияет на величину кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции, утверждая, что кадастровая стоимость 10 305 619, 80 рублей земельного участка 26:05:043003:52, определенная Актом от 25.07.2012, не подлежала в дальнейшем пересмотру, не учел, Приказом Минимущества Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 учитывались земельные участки по состоянию на 01.01.2012, до образования земельного участка 26:05:043003:52 и до постановки его на кадастровый учет.
Суд не учел п. 2.4 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 (далее по тексту - Методические указания), согласно которому в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из * одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Так как земельный участок с КН 26:05:043003:52 образовался до внесения в государственный кадастр недвижимости (23.02.2013) результатов государственной кадастровой оценки, он был переоценен.
Определенная на основании Приказа Минимущества Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 кадастровая стоимость 28 111 909,80 руб. подлежит применению при исчислении земельного налога на 2014-2015 годы в связи со следующим.
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абзац 1 пункта 1 статьи 5 Кодекса).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Кроме того, правовая позиция о распространении на нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование кадастровой стоимости земельных участков, особого порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, излагалась ранее в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, в котором Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
Судом установлено, что первоначальный текст Приказа N 203 опубликован 15.01.2013 в газете "Ставропольская правда" N 9 (приложения опубликованы позднее в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" 30.04.2013, 20.05.2013, 25.05.2013, 30.05.2013, 15.06.2013, 30.06.2013, 25.09.2013, 10.10.2013, 25.10.2013, 10.11.2013, 30.11.2013).
В соответствии с пунктом 2 Приказа N 203 он вступает в силу с 01.01.2013, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования, однако он не относится к актам законодательства о налогах и сборах, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 5 Кодекса, которые могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Поскольку указанный приказ порождает правовые последствия для налогоплательщиков и, по сути, является нормативным правовым актом о налогах и сборах, то в соответствии со статьей 5 Кодекса он вступил в силу с 15.02.2013 и подлежал применению в части определения налоговой базы по земельному налогу на будущий налоговый период - с 01.01.2014.
Данная позиция выражена в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А63-12244/2014, А63-12374/2014.
Довод налогового органа о необходимости определения налоговой базы по земельному налогу за 2014 годы исходя из кадастровой стоимости земельных участков 28 111 909,80 руб. подтвердился.
При определении налоговой базы по земельному налогу на 2015 год, суд установил, что в 2015 году на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае".
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов новая кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 26:05:043003:52 составила 18 470 813,40 рубля. Сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 19.12.2015. Указанная стоимость определена по состоянию на 01.01.2015.
Данная кадастровая стоимость земельного участка оспорена заявителем в Комиссии по рассмотрению споров, и определена как рыночная в размере 9 951 000 рублей. Данная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости 17.05.2016.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом правомерно использована кадастровая стоимость земельного участка в уточненной декларации за 2015 год в сумме 9 951 000 рублей.
Вместе с тем, в целях исчисления земельного налога, данная кадастровая стоимость не может быть применена как налоговая база за 2015 год по следующим причинам.
Как указано в пункте 3 Приказа N 1380, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае применяются для целей налогообложения с учетом требований статей 5,391,393 НК РФ.
В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии со статьей 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Датой официального опубликования является 28.11.2015, после начала налогового периода 2015, поэтому установленная Приказом N 1380 кадастровая стоимость не является налоговой базой для исчисления земельного налога за 2015 год.
Дальнейшее ее обжалование в 2016 году, определение Комиссией рыночной стоимости в размере 9 951 000 рублей, внесение этой стоимости в государственный кадастр недвижимости 17.05.2016 не изменяет порядка вступления в силу законодательных актов, установленных статьей 5 НК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В рассматриваемом случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2016 году и в силу прямого указания закона результаты не могут распространяться на 2015 год.
Довод налоговой инспекции о необходимости применения в 2015 году налоговой базы исходя из кадастровой стоимости земельного участка 28 111 909,80 руб. подтвердился.
Оспариваемые решения налоговой инспекции соответствуют требованиям законодательства и не нарушают законных прав общества, поэтому оснований для признания их недействительными не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2017 по делу N А63-10504/2016 части признания недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.04.2016 N 6579 и от 21.10.2016 N 6942 отменить.
В признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по СК о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.04.2016 N 6579 и от 21.10.2016 N 6942 отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.