г. Вологда |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А66-15173/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
при участии от налоговой инспекции Кулдиловой В.Н. по доверенности от 08.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия Учебно-опытного хозяйства "Сахарово" государственного образовательного учреждения Тверской государственной сельскохозяйственной академии на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2017 года по делу N А66-15173/2017 (судья Романова Е.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (ОГРН 1066950075081, ИНН 6952000012; место нахождения: 170043, город Тверь, проспект Октябрьский, дом 26; далее - налоговый орган, налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к федеральному государственному унитарного предприятию Учебно-опытному хозяйству "Сахарово" государственного образовательного учреждения Тверской государственной сельскохозяйственной академии (ОГРН 1036900007055, ИНН 6924002843; место нахождения: 170904, Тверская область, Калининский район, город Тверь, поселок городского типа Сахарово, улица Василевского, дом 1; далее - предприятие) о взыскании 450 263 руб. 28 коп. задолженности, в том числе 368 311 руб. 23 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 81 952 руб. 05 коп. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Решением суда от 09 октября 2017 года с предприятия в пользу налогового органа взыскано 450 263 руб. 28 коп. задолженности, в том числе 368 311 руб. 23 коп. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 81 952 руб. 05 коп. пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, а также в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на не установление судом при рассмотрении дела существенных для дела обстоятельств, а именно недоимки, на которую начислены пени, период ее образования, период начисления пеней.
Налоговая инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу предприятия - без удовлетворения.
Предприятие о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя налоговой инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда в городе Твери и Калининском районе по Тверской области выставило предприятию требование от 07.12.2016 N 078S01160144227 об уплате 450 263,28 руб. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Указанное требование не исполнено предприятием в добровольном порядке в установленный срок.
В соответствии с вступившим в силу с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с этим налоговая инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением о взыскании с предприятия недоимки по пеням, представив соответствующее ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления в суд.
Суд первой инстанции, признав заявленные налоговым органом причины пропуска срока на подачу заявления в суд уважительными, удовлетворил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Также суд первой инстанции, посчитав требования налоговой инспекции законными, удовлетворил заявленные требования о взыскании с предприятия задолженности по пеням.
Предприятие не согласилось с решением суда и обратилось с соответствующей апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов на момент выставления требования об уплате недоимки по пеням определялся положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно статье 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме их уплачивать, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки в порядке предусмотренном положениями данного Закона.
В силу статьи 25 этого же Закона пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 названной статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения названного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные налоговой инспекцией в материалы дела таблицы расчетов пеней, установил, что пени начислены за период с 12.11.2015 по 07.12.2016 за несвоевременную уплату предприятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Фонд обязательного медицинского страхования, образовавшуюся на 12.11.2015.
При этом налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие образование у предприятия задолженности по страховым взносам в указанных в таблицах размерах, из таблиц и требования невозможно установить, за какой период образовалась задолженность (период, месяц, год). Кроме того, пени в размере 13 957,23 руб. и 1883,77 руб. определены к взысканию без указания суммы задолженности, на которую они начислены, периода начисления пеней.
Предприятие оспаривает наличие у него какой-либо задолженности по спорным страховым взносам.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговая инспекция не доказала правомерность начисления предприятию спорных сумм пени.
В связи с этим требования налоговой инспекции о взыскании с предприятия суммы пеней в размере 450 263 руб. 28 коп. удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, отказать налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 октября 2017 года по делу N А66-15173/2017 отменить.
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области в удовлетворении заявления о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия Учебно-опытное хозяйство "Сахарово" государственного образовательного учреждения Тверской государственной сельскохозяйственной академии 450 263,28 руб. пеней.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.