г. Челябинск |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А07-28039/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2017 по делу N А07-28039/2017 (судья Зиганшина Ю.С.).
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан - Семенова С.А. (доверенность от 22.12.2017 N 05-13/23736).
Акционерное общество "Уфимские агрегатное предприятие "Гидравлика" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, АО "УАП "Гидравлика") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, МИФНС N 1 по Республике Башкортостан) от 19.06.2017 N 29351 о привлечении к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм действующего законодательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, АО "УАП "Гидравлика" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте, предназначен для нужд обороны, в связи с чем при исчислении земельного налога в отношении данного участка применяется пониженная ставка налога.
До судебного заседания от инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонены доводы, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на то, что земельный участок не является ограниченным в обороте, поскольку принадлежит обществу на праве собственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заявителя не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:55:010505:98, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Советский, ул. Володарского, с видом разрешенного использования: "под промышленную площадку", категория земель - земли населенных пунктов, не обременен ограничениями прав, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 04 АД 657173 от 07.08.2013.
17.01.2017 в Межрайонную ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу в части обособленного подразделения Производства газового, за 2016 год в которой заявлен к уплате налог в сумме 52 771 рублей, в том числе по земельному участку с кадастровым номером 02:55:010505:98 в сумме 51 096 рублей, при исчислении которого применена налоговая ставка 0,3%.
Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Башкортостан по результатам камеральной проверки указанной декларации составлен акт от 02.05.2017 N 25038 и принято решение от 19.06.2017 N 29351 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу предложено уплатить в бюджет недоимку по земельному налогу в сумме 204 384 рублей, пени по налогу в сумме 19 927,29 рублей, штрафные санкции в размере 10 219 рублей.
Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении при расчете земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 02:55:010505:98 налоговой ставки 0,3% и определил сумму налога исходя из ставки 1,5%.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 17.08.2017 N 281/17, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения, жалоба оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции не соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем при исчислении налоговой базы по земельному участку с кадастровым номером 02:55:010505:98 неправомерно применена налоговая ставка в размере 0,3%, поскольку данный участок не является ограниченным в обороте так не находится в государственной собственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Исходя из требований, установленных пунктом 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога являются, в том числе организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Налоговые ставки земельного налога на территории г. Уфы установлены Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2005 N 2/6 "Об установлении земельного налога".
Согласно подпунктам 2.1, 2.2 указанного Решения налоговые ставки на 2016 год устанавливают в размерах: 0,3 процента - в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
В статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) указан перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Из абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса предусмотрено, что ограниченными в обороте являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 Земельного кодекса в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе и для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Из изложенного следует, что действующим законодательством установлена следующая совокупность необходимых условий для применения пониженной ставки налогообложения земельным налогом на основании абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ:
- нахождение земельных участков в государственной (муниципальной) собственности;
- использование данных земельных участков для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010505:98 принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 04 АД 657173 от 07.08.2013.
В соответствии с пунктом 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, правовыми актами о приватизации государственных и муниципальных предприятий не предусмотрено исключений в части объема прав созданного в рамках такой процедуры общества в отношении приватизированного имущества, а также в части объема прав Российской Федерации как акционера такого общества на его имущество, соответственно, по общему правилу, Российская Федерация, являясь акционером АО "УАП "Гидравлика", не имеет каких-либо вещных прав в отношении имущества Общества, поскольку обладает лишь обязательственными правами в отношении общества, удостоверенными акциями.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что так как земельный участок не находится в государственной либо муниципальной собственности, а принадлежит обществу на праве собственности он не попадает под действие подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, предусматривающего применение налогоплательщиком пониженной налоговой ставки в размере 0,3%.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 по делу N 302-КГ16-11762.
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная платежным поручением от 12.01.2018 N 268 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату АО "УАП "Гидравлика" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2017 по делу N А07-28039/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 12.01.2018 N 268 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-28039/2017
Истец: АО "УФИМСКОЕ АГРЕГАТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ГИДРАВЛИКА", АО УАП "Гидравлика"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2723/19
12.03.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1834/19
02.03.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1466/18
21.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-28039/17