г. Самара |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А65-2047/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 08 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2018 по делу NА65-2047/2018 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан (ОГРН 1021602498763, ИНН 1651028696), г.Нижнекамск, к обществу с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания "Унция" (ОГРН 1161651050692, ИНН1651077238), г.Нижнекамск, о взыскании в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штраф за непредставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март 2017 года по требованию от 21.07.2017 г. N013S01170279149 в сумме 1000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания "Унция" (далее - ответчик), о взыскании в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штраф за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март 2017 года по требованию от 21.07.2017 г. N 013S01170279149 в сумме 1000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.
Общество с ограниченной ответственностью "Микрокредитная компания "Унция" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.
В суд апелляционной инстанции от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании представленных обществом дополнительных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 013S18170023800 от 19.05.2017 г. и принято решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.06.2017 г. N 013S19170026426.
Указанным решением от 29.06.2017 г. N 013S19170026426 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Для добровольной уплаты штрафа ответчику выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.07.2017 N 013S01170279149 со сроком уплаты до 11 августа 2017 года.
В связи с неисполнением ответчиком требования от 21.07.2017 N 013S01170279149 об уплате штрафа в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда РТ от 27 декабря 2017 года по делу N А65- 41964/2017 заявление Управления ПФР о выдаче судебного приказа возвращено, поскольку от должника поступило возражение.
Учитывая данное обстоятельство, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена обязанность страхователя своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N41142).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 16 Закон N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 данного Федерального закона, в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как следует из материалов дела, страхователь OOО "МКК "Унция", в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, представлены страховщику сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц - март 2017 года, 06.04.2017 года 19:50:27 посредством телекоммуникационного канала связи с электронно-цифровой подписью (приложение: протокол контроля отчетности; отчет о застрахованных лицах форма СЗВ-М - отчетный период - 3март).
Согласно положительному протоколу входного контроля отчетность по форме СЗВ- М за март 2017 года тип Исходная принята, а, следовательно, по результатам проверки в представленных документах Пенсионным фондом ошибки не выявлены.
Вместе с тем, статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как установил суд, в ходе проверки главным бухгалтером обнаружено, что отчет отправлен не на всех застрахованных лиц, а именно отчет отправлен на 22 застрахованных лица, вместо 24.
10.05.2017 года в 14:58:23 было направлено дополнение к отчету еще на 2-х застрахованных лица ООО "МКК "Унция" (описание отчетности, отчет о застрахованных лицах форма СЗВ-М - отчетный период -3 март).
Из самого заявления Пенсионного фонда, акта о выявлении правонарушения N 013S18170023800 от 19.05.2017 г., решения о привлечении страхователя к ответственности от 29.06.2017 г. N 013S19170026426 и требования от 21.07.2017 N 013S01170279149 следует, что 10 мая 2017 года обществом представлены именно дополняющие сведения о застрахованных лицах за март 2017 года.
Данный факт не оспаривался сторонами по делу.
Таким образом, общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за март 2017 года и предприняло меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд РФ, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений на соответствие нормам Федерального закона N 27-ФЗ.
Доказательств того, что именно Пенсионный фонд уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в материалы дела не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления фондом в адрес заявителя уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о непредоставлении отчета СЗВ-М либо о выявленных ошибках либо расхождениях. Кроме того, из положительного протокола входного контроля следует, что отчетность по форме СЗВ-М за март 2017 года тип "Исходная" принята.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Диспозиция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 указанной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что представление обществом дополняющей формы за март 2017 года по форме СЗВ-М осуществлено не в связи с обнаружением страховщиком в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а явилось результатом самостоятельного выявления самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года.
При таких обстоятельствах у Пенсионного фонда не имелось оснований для назначения ООО "Микрокредитная компания "Унция" финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление дополняющей формы за март 2017 года по форме СЗВ-М.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации А09- 11643/2017 19.01.2016 N 2-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
С учетом данных разъяснений суд верно указал, что представление обществом дополняющей формы к ранее представленным сведениям (новых сведений о 2 лицах) не является нарушением установленного срока предоставления исходных данных, в связи с чем основания для взыскания финансовой санкции отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2017 года по делу N А65-15614/2017, от 16 февраля 2018 года по делу N А12/14746/2017, в Постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 марта 2018 года по делу N А55-19895/2017, от 19 марта 2018 года по делу N А55-17964/2017, от 12 сентября 2017 года по делу N А72-2447/2017, в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 года по делу N 09-11643/2017, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2018 года по делу N А60-52867/2017.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2018 по делу N А65-2047/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.