город Ростов-на-Дону |
|
26 февраля 2018 г. |
дело N А32-39275/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Ремонтно-эксплуатационная организация-19"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 по делу N А32-39275/2017
по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго"
к муниципальному унитарному предприятию города Сочи "Ремонтно-эксплуатационная организация-19" о взыскании задолженности и пени,
принятое в составе судьи Тамахина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию города Сочи "РЭО-19" о взыскании 557 297,09 руб. задолженности за потребленный коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за май 2017, 10 916,47 руб. пени за период с 29.06.2017 по 30.08.2017, пеню в соответствии с п. 9.3 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начисленную на сумму долга в размере 557 297,09 руб. начиная с 31.08.2017 по день фактической уплаты долга.
Решением суда от 27.10.2017 взыскано с ответчика 557 297,09 руб. задолженности за потребленную сверх норматива потребления горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за май 2017 г., 10 310 руб. пени за период с 29.06.2017 по 30.08.2017, пени в соответствии с п. 9.3 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", начисленную на сумму долга в размере 557 297,09 руб., начиная с 31.08.2017 по день фактической уплаты долга, 14 348,67 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована тем, что истец фактически обратился с требованием о взыскании задолженности за объем ресурса, израсходованного на ОДН, а не сверхнормативного расхода ОДН. Ошибочное формулирование требований истцом в просительной части иска повлекло соответствующее ошибочное указание в судебном акте.
В арбитражном суде рассматривается дело N А32-16974/2017 по иску МУП "СТЭ" к МУП "РЭО-19" о понуждении к заключению договора теплоснабжения на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Суд первой инстанции должен был приостановить рассмотрение настоящего дела до рассмотрения дела N А32-16974/2017.
В отсутствии заключенного договора оснований для взыскания задолженности за май 2017 года не имеется.
Истец возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет поставку горячей воды в многоквартирные дома расположенные в г. Сочи Лазаревский район, по следующим адресам: ул. Коммунальников, 11, ул. Коммунальников, 13; ул. Коммунальников, 15; ул. Лазарева, 3а, ул. Лазарева, 42; ул. Лазарева, 48, ул. Лазарева, 52; ул. Лазарева, 54; ул. Лазарева, 56; ул. Лазарева, 80, пер. Павлова, 8; пер. Павлова, 8а, пер. 3 Павлова, 10, пер. Павлова, 15, пер. Павлова, 25, пер. Павлова, 64а, пер. Павлова, 48; пер. Павлова, 89; пер. Павлова, 89б; ул. Победы, 191а; ул. Победы, 191б; ул. Победы, 191в; ул. Победы, 67; ул. Победы, 77; ул. Тихорецкая, 51; ул. Павлова, 77; ул. Победы, 58; ул. Партизанская, 12; ул. Партизанская, 16; ул. Победы, 58б; ул. Победы, 84; ул. Победы, 113; ул. Победы, 124; ул. Победы, 124б; ул. Победы, 172; ул. Победы, 172б; ул. Калараш, 145; ул. Калараш, 147; ул. Кичмайская, 8; ул. Изумрудная, 11; ул. Череповецкая, 18, ул. Центральная, 56, ул. Центральная, 77, ул. Партизанская, 16, ул. Тихорецкая, 51, ул. Тихорецкая, 53.
Согласно сведениям официального интернет-сайта "Реформа ЖКХ" и интернет-сайта государственной жилищной инспекции Краснодарского края ответчик является компанией, обслуживающей указанные многоквартирные дома, т.е. управляющей компанией.
Заявитель данный факт не оспаривает.
Истец указывает, что за май 2017 года по указанным выше домам ответчиком осуществлено потребление горячей воды сверх норматива на общедомовые нужды на общую сумму 557 297,09 руб., что подтверждается актами приема-передачи тепловой энергии, счетами-фактурами за указанный период.
Оценив содержание мотивировочной и просительной части иска, расчет задолженности, а также дополнительные пояснения истца, представленные во исполнение определения апелляционного суда, апелляционный суд установил, что фактически истцом заявлено требование о взыскании стоимости коммунального ресурса израсходованного на общедомовые нужды.
Ошибка в просительной части иска основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.
Истинная воля истца, сумма и объем исковых требований суду ясны.
Договор энергоснабжения на поставку коммунального ресурса на ОДН между истцом и ответчиком не заключен.
В адрес ответчика выставлялись счета на оплату потребленной горячей воды.
Ответчик оплату за поставленную горячую воду, потребленную на общедомовые нужды, не оплатил, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 557 297,09 руб.
Апелляционный суд руководствуется следующим.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее-товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых;. в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее-исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 214 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Из вышеизложенного следует как обязанность ответчика заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам коммунального ресурса на содержание общего имущества, так и прямая обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В материалы дела не представлено доказательств обращения ответчика к истцу с заявлением о заключении договора энергоснабжения в целях предоставления гражданам коммунального ресурса на содержание общего имущества.
Предметом настоящего спора является взыскание задолженности по оплате горячей воды на содержание общего имущества МКД.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров:
"В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные".
Ответчиком обязательства по оплате задолженности за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за май 2017 года в сумме 557 297,09 руб. не исполнено.
Расчет задолженности судом проверен, ответчиком не оспорен. Доводы по существу расчета суммы долга и неустойки, объема потребленного ресурса на ОДН, в жалобе отсутствуют.
Доводы о том, что в отсутствии договора энергоснабжения у ответчика отсутствует обязанность по оплате спорной задолженности, отклоняются на основании вышеизложенного.
Доводы об обязанности суда первой инстанции приостановить производство по настоящему делу до рассмотрения дела N А32-16974/2017 также отклоняются, поскольку рассмотрение данного дела о взыскании задолженности по существу возможно до рассмотрения дела о понуждении заключить договор.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 29.06.2017 по 30.08.2017 в размере 10 916,47 руб.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (раздел "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике", ответ на вопрос N 3) при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Судом расчет пени проверен и признан арифметически не верным в виду применения неверной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Согласно перерасчету суда пеня за период с 29.06.2017 по 30.08.2017, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,5%, составила 10 310 руб. Таким образом, в удовлетворении остальной части требования о взыскании пени суд отказал верно.
Требование о взыскании законной пени в соответствии с п. 9.3 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" начисленную на сумму долга в размере 557 297,09 руб. начиная с 31.08.2017 по день фактической уплаты долга удовлетворено в соответствии с пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Доводы о применении судом первой инстанции неподлежащих применению норм права ввиду ошибочной квалификации заявленных требований отклоняются с учетом следующего разъяснения.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Вместе с тем, с учетом того, что в резолютивной части решения также указано на взыскание задолженности за потребленную сверх норматива потребления горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, из резолютивной части решения надлежит исключить слова "сверх норматива потребления".
При этом данное изменение резолютивной части решения суда на распределение государственной пошлины не влияет, поскольку ответчик просил решение отменить, однако исковые требования удовлетворены в полном объеме, изменение решение суда не связано с его ошибочностью относительно взысканной суммы долга.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 по делу N А32-39275/2017 изменить. Исключить из абзаца первого резолютивной части решения слова "сверх норматива потребления".
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39275/2017
Истец: МУП "СТЭ", МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: МУП ГОРОДА СОЧИ "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - 19", МУП РЭО-19
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6041/19
02.04.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21930/18
12.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39275/17
02.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4476/18
26.02.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20833/17
27.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39275/17