г. Санкт-Петербург |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А56-71493/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Толкунова В.М., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Петрова Н.В. по доверенности от 01.11.2017
от заинтересованного лица: 1) Вешнин Р.В. по с/у БЖИ N 0022; Сазонов Г.В. по доверенности от 09.01.2018; 2) не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-894/2018) ГЖИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2017 по делу N А56-71493/2017 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению СПбГКУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга"
к 1) ГЖИ, 2) ООО "ЖКСервис"
о признании недействительным предписания
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037819001384, адрес: 198329, Санкт-Петербург, пр-кт Ветеранов, д. 131; далее - Красносельское РЖА, заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, Санкт-Петербург, пр-кт Малоохтинский, д. 68, лит. А; далее - ГЖИ, Инспекция) от 09.08.2017 N 02/10637-Р.
Решением от 02.12.2017 суд первой инстанции признал недействительным предписание ГЖИ от 09.08.2017 N 02/10637-Р, выданное Красносельскому РЖА; взыскал с ГЖИ в пользу Красносельского РЖА 3000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что выданное заявителю предписание является законным и правомерным, поскольку расчет платы и выставление квитанций на оплату, направляемых нанимателю квартиры N 4, осуществляется Учреждением, которое не исполнило обязанность по оборудованию указанной квартиры индивидуальными приборами учета ХВС и ГВС
В судебном заседании представители ГЖИ поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "ЖКСервис", извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие второго заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения от 09.08.2017 N 02/10637-Р Инспекцией в отношении Учреждения проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 24, лит. А (вх.N 8077/17-1 от 11.05.2017).
По результатам проверки составлен акт проверки от 09.08.2017 N 02/10637-Р, в котором отражено, что в период с июля 2016 года по апрель 2017 года (включительно) не обеспечено оснащение муниципальной квартиры по адресу: Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 24, лит. А, кв. 4, индивидуальными приборами учета используемых коммунальных ресурсов горячей и холодной воды, соответственно, неправомерно начислен повышающий коэффициент за услуги ХВС и ГВС на индивидуальное потребление, что является нарушением пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), части 3 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 261-ФЗ). В ходе проверки также установлено, что собственником вышеуказанной квартиры является город Санкт-Петербург, квартира находится на балансе Учреждения.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения Инспекцией предписания от 09.08.2017 N 02/10637-Р, которым Учреждению предписано в порядке устранения вышеуказанных нарушений выполнить перерасчет за период с июля 2016 года по апрель 2017 года.
Не согласившись с указанным предписанием, Учреждение обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что предусмотренные жилищным законодательством основания для возложения на Учреждение обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги отсутствуют, предписание Инспекции признал недействительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно абзацу третьему пункта 42 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603), при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в силу вышеприведенных положений ЖК РФ, Закона N 261-ФЗ, Правил N 354 и Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги (как для собственников, так и для нанимателей жилых помещений по договорам найма) применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что квартира N 4 в многоквартирном доме N 24 по улице Летчика Пилютова, находящаяся в собственности города Санкт-Петербурга, числящаяся на балансе заявителя и переданная нанимателю - Рябовой Н.Г., должна быть оборудована собственником помещения индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов. Вместе с тем, в период с июля 2016 по апрель 2017 года указанное помещение приборами учета оснащено не было, что повлекло начисление нанимателю повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальные услуги по водоснабжению.
Вместе с тем, апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что основания для возложения на Учреждение обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по квартире N 4 отсутствуют.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Апелляционный суд соглашается доводом апелляционной жалобы о том, что расчет платы и выставление квитанций на оплату, направляемых нанимателю квартиры N 4, осуществляется Учреждением, которое не исполнило возложенную законом обязанность по оборудованию указанной квартиры индивидуальными приборами учета ХВС и ГВС.
Таким образом, заведомо не выполняя свои обязанности по оснащению жилого помещения нанимателя приборами учета Учреждение не должно было применять повышающий коэффициент при выставлении платы нанимателю за коммунальные услуги. Отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов холодной и горячей воды, в квартире N 4, повлекло незаконное возложение на нанимателя жилого помещения обязанности по уплате повышающего коэффициента. При этом, в силу части 4 статьи 155 ЖК РФ, заявитель должен самостоятельно обеспечить оплату повышающих коэффициентов управляющей организации.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о законности и правомерности вынесенного Инспекцией предписания от 09.08.2017 N 02/10637-Р.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2017 года по делу N А56-71493/2017 отменить.
В удовлетворении заявления Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.