г. Москва |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А41-68058/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Цюрюмов Л.М. по доверенности от 29.12.2017,
от открытого акционерного общества "Мячковские авиационные услуги" - Абхазава И.Г. по доверенности от 15.11.2017,
от открытого акционерного общества "Аэродром Мячково" - Абхазава И.Г. по доверенности от 11.12.2017,
от администрации Раменского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017 по делу N А41-68058/17, принятое судьей Кузьминой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ управления от 10.05.2017 N 50-50/001-50/001/001/2017-379 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок: - с кадастровым номером 50:23:00300131:8, площадью 6 978 кв. м местоположение относительно ориентира аэропорт, адрес ориентира Московская область, Раменский район, сельское поселение Островецкое, с. Верхнее Мячково.
- обязать управление произвести регистрацию права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:23:00300131:8, площадью 6 978 кв. м местоположение относительно ориентира аэропорт, адрес ориентира Московская область, Раменский район, сельское поселение Островецкое, с. Верхнее Мячково.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги", открытое акционерное общество "Аэродром Мячково", администрация Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Росимущество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители управления, открытого акционерного общества "Мячковские авиационные услуги" и открытого акционерного общества "Аэродром Мячково" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Росимущества и администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв открытого акционерного общества "Мячковские авиационные услуги" на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Росимущество 31.03.2017 обратилось в управления с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:00300131:8.
Уведомлением от 08.02.2017 N 50-50/001-50/001/001/2017-379 управление сообщило Росимуществу о приостановлении государственной регистрации, Росимуществу, предложив устранить недостатки, а именно представить документы, являющиеся основанием для возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Поскольку недостатки устранены не были, управление 10.05.2017 отказало Росимуществу в государственной регистрации права собственности уведомлением N 50-50/001-50/001/001/2017-379.
Считая отказ незаконным, Росимущество 21.08.2017 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В суд с заявлением по настоящему делу Росимущество обратилось 21.08.2017, в то время как, согласно материалам регистрационного дела, оспариваемый отказ вручен представителю заявителя Росимущества Жовбатырову А.И. 16.05.2017.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске Росимуществом трехмесячный срок для оспаривания отказа управления от 10.05.2017 N 50-50/001-50/001/001/2017-379 в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Данная позиция подтверждена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в 2011 году (постановление Президиума от 26.07.2011 N 18306/10).
Возражений относительно выводов суда о пропуске Росимуществом трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на подачу заявления, апелляционная жалоба не содержит.
Кроме того, при принятии оспариваемого решения суд первой инстанции правомерно исходил и нижеследующего.
В соответствии пунктами 3, 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о которой внесены в ЕГРН. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 29 Закона о регистрации.
Одним из этапов государственной регистрации является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о регистрации, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закон о регистрации).
Частью 1 статьи 26 Закона о регистрации предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона о регистрации).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона о регистрации (статья 27 Закона о регистрации).
Из материалов регистрационного дела усматривается, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в нарушение статьи 26 Закона о регистрации не были представлены какие-либо документы, подтверждающие возникновение права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Данное обстоятельство также не оспаривается Росимуществом и в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспорено Росимуществом, материалы регистрационного дела содержат лишь заявление, подтверждающее приложение одного документа - копии доверенности на представление интересов заявителя.
В порядке, предусмотренном статьей 26 Закона о регистрации, управление приостановило государственную регистрацию и предложило Росимуществу устранить недостатки и представить документы в обоснование заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Поскольку Росимущество не устранило выявленные управлением недостатки, ни одного дополнительного документа, подтверждающего право собственности Российской Федерации на земельный участок на государственную регистрацию не представило, управление правомерно отказало в государственной регистрации права на указанный участок.
Из доводов Росимущества, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2017 по делу N А41-68058/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.