Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2018 г. N Ф08-3158/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
05 марта 2018 г. |
дело N А32-31057/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии прокурора отдела Суворова А.В. на основании удостоверения, представителя заявителя Зинатуллина В.Г. по доверенности от 10.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Краснодарского края, Сочинской межрайонной природоохранной прокуратуры
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2017 по делу N А32-31057/2017 (судья Шкира Д.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"Цирк морских животных"
к заинтересованному лицу Прокурору Сочинской Межрайонной природоохранной прокуратуры
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Утришский дельфинарий - 84"
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Цирк морских животных" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Прокурору Сочинской Межрайонной природоохранной прокуратуры (далее - заинтересованное лицо, прокуратура) о признании незаконным представления от 04.07.2017 N 7-01-2017/780.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Представление признано незаконным, с Прокуратуры Краснодарского края в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Не согласившись с принятым решением, Прокуратура Краснодарского края обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована неверным распределением обязанности по возмещению расходов по уплате государственной пошлины по заявлению, обязанностью общества по наличию лицензии, необоснованном отказе в удовлетворении ходатайств о привлечении к участию в деле Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Заявитель с доводами жалобы не согласился, считая решение суда законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, третье лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части распределения расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и не подлежит удовлетворению в остальной части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заданию Прокуратуры Краснодарского края от 16.05.2017 N 7/3-21-2017 Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка в отношении общества с целью проверки исполнения законодательства об охране и использования объектов животного мира, по итогам которой установлен факт эксплуатации дельфинария "Адлерский дельфинарий", расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Ленина, 219/2 на основании договора аренды от 01.03.2017, заключенного с Духаниным Б.Ю., в котором организует зрелищно-развлекательную программу с демонстрацией морских млекопитающих.
На момент проверки, проведенной с привлечением специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и государственного инспектора отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля "Сочинский" ГУ ветеринарии Краснодарского края, в дельфинарии находились 17 особей млекопитающих, а именно 7 дельфинов афалин, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, 3 дельфина белухи, 3 тюленя сивуч, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, 1 морской лев (патагонский лев), 3 северных морских котика.
Обществом не представлены разрешения на содержание дельфина афалину "Флинт" с идентификационным номером N 643094100345178 и дельфина афалину "Аиша" с идентификационным номером N 643094100345179, которые принадлежат обществу на основании договора купли-продажи от 01.12.2016 N 7, а так же отсутствовали разрешительные документы на дельфина афалину "Лана" с идентификационным номером N 643094100049890, а также у общества отсутствуют документы, подтверждающие происхождение указанного дельфина и ветеринарно-сопроводительные документы.
Установлено, что без разрешительных документов в дельфинарии содержатся северный морской котик "Барлог (Бармен)" без идентификационного номера, дельфин белуха "Данди" с идентификационным номером N 643094100345180.
По результатам проверки прокуратурой выдано представление от 04.07.2017 N 7-01-2017/780, которым установлено следующее:
1. Незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Сочинской межрайонной природоохранной прокуратуры. Принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений, получению в установленном законом порядке разрешения на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира. Создать условия к недопущению подобных нарушений впредь.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших указанные нарушения.
3. О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в Сочинскую межрайонную природоохранную прокуратуру в установленный законом месячный срок в письменной форме с приложением соответствующих документов.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды урегулированы Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 24 Закона N 52-ФЗ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно перечню (списку) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденному приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 19.12.1997 N 569, черноморская афалина (Tursiops truncatus ponticus) занесена в Красную книгу Российской Федерации (порядковый номер 390, категория статуса редкости 3).
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (абз. 3 ст. 24 Закона N 52-ФЗ).
Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации", в силу п. 2 которого право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.
Согласно ст. 6 Закона N 52-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, среди прочего полномочия по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Морские котики и белухи, тюлени, морские котики, являясь водными млекопитающими, относятся к водным биологическим ресурсам, изъятым из среды обитания.
Представлением N 7-01-2017/780 от 04.07.2017 обществу установлено получить разрешение на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (1 морской лев, 3 северных морских котика). Между тем, действующим законодательством предусмотрена необходимость получения такого разрешения только на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ (приложение N 2 к административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешения на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов России от 30 октября 2007 г. N 279), а также на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотничьих ресурсов (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии у общества законодательно установленной обязанности на получении разрешения на содержание и разведение 1 морского льва, 3 морских котика, поскольку, противоречит указанным нормам, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Статьей 26 Закона N 52-ФЗ установлено, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Представлением N 7-01-2017/780 от 04.07.2017 обществу установлено получить разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (7 дельфинов афалин, 3 тюленей сивучей, 3 дельфинов белух). В силу п. 9 приказа Минприроды России от 30.01.2013 N 36 (в редакции от 08.09.2014) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания", в частности, разрешение на содержание и разведение объектов животного мира не выдается на содержание животных в цирках.
Согласно статье 26 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона. Пунктом 9 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.01.2013 N 36, для получения разрешений на содержание и разведение объектов животного мира заявителем в Росприроднадзор установлен перечень документов, необходимый для предъявления.
Разрешение на содержание и разведение объектов животного мира не выдается на содержание животных в цирках, а также животных, полученных по разрешению (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Согласно Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 434-р цирк - это обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности.
Дельфин афалина "Флинт" с идентификационным номером N 643094100345178, дельфин афалина "Аиша" с идентификационным номером " 643094100345179 принадлежат обществу на основании договора купли-продажи от 01.12.2016 N 7. Обществом в материалы дела представлена цирковая программа "Футбольная лихорадка в Сочи" период исполнения с 30.04.2017 по 31.10.2017, график представлений на май-октябрь 2017 года, план-схему цирка (дельфинария), а также копия Сведений о деятельности цирка, циркового коллектива за 2016 год, подаваемые в соответствующий административный орган в соответствии с порядком представления статистической информации.
Общество осуществляет цирковую деятельность, следовательно, содержание животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может происходить без соответствующего разрешения. Обществу не требуется получать разрешения на содержание дельфина афалина "Флинт" с идентификационным номером N 643094100345178, дельфина афалина "Аиша" с идентификационным номером N 643094100345179, северного морского котика "Барлог (Бармен") без идентификационного номера, дельфина белуха "Данди" с идентификационным номером N 643094100345180, так как в данном случае обществом осуществляется деятельность цирка, которая не является деятельностью по содержанию и разведению объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Согласно информации, размещенной в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности общества является деятельность в области исполнительских искусств (код ОКВЭД 90.01, включающая в себя организацию и постановку театральных, оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений; деятельность ансамблей, цирков и театральных трупп, оркестров и музыкальных групп; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, лекторов или ораторов, выступающих индивидуально.
Общество осуществляет деятельность цирка в культурно-просветительных целях, что свидетельствует об отсутствии нарушений.
С учетом изложенного, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы об обязанности общества получать разрешение на содержание объектов животного мира.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайств о привлечении к участию в дело - Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, допросе в качестве специалиста работника Хлыстовой М.Ю. по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда. Прокуратурой не приведено доказательств в обоснование необходимости участия указанных лиц в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Между тем, апелляционный суд полагает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части распределения расходов по уплате государственной пошлины по следующим основаниям. В соответствии с положениями статьи 101 Кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Следовательно, судебные расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 3 000 руб., взысканные судом с прокуратуры Краснодарского края, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Положениями статей 165 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты по искам к Российской Федерации, в том числе о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, исполняет Министерство финансов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2017 по делу N А32-31057/2017 изменить.
Изложить абзац третий решения в следующей редакции: "Взыскать за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Цирк морских животных" г. Москва (ИНН 7713391776, ОГРН 1157746159713) понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, уплаченных по п/п 602 от 01.08.2017".
В остальной части оставить решение - без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.