г. Москва |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А40-180234/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
В.А. Свиридова, Т.Б. Красновой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Владимирская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2017 по делу N А40-180234/17, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1683)
по заявлению ПАО "Владимирская энергосбытовая компания"
к Министерству энергетики Российской Федерации
третьи лица: 1) Ассоциация "НП Совет рынка", 2) ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
об отмене приказа
при участии:
от заявителя: Земляков Г.С. по дов. от 19.09.2017;
от ответчика: Ратьков И.В. по дов. от 27.10.2016;
от третьих лиц: 1) Провоторова К.А. по дов. от 29.12.2017, Богатов Д.В. по дов. от 29.12.2017, 2) Албычева О.В. по дов. от 01.02.2018, Ворожбит Е.Ю. по дов. от 07.08.2017.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Владимирэнергосбыт", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству энергетики Российской Федерации (далее - ответчик, Минэнерго России) о признании незаконным приказа от 23.06.2017 г. N 550.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2017 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, лишение статуса субъекта оптового рынка является дискриминационной мерой, несоразмерным наказанием за допущенные Обществом нарушения. Процедура применения такой меры была нарушена, так как до принятия такого приказа заявителю не выдавалось предписание и не принимались меры по предотвращению нарушений, а также заявитель не был извещен о заседании дисциплинарной комиссии Ассоциации НП "Совет рынка". Порядок принятия решения Наблюдательным советом Ассоциации "НП Совет рынка" от 22.06.2017 о лишении заявителя статуса субъекта оптового рынка был нарушен.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчик и третьи лица возражали против доводов апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители ответчика и третьих лиц поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают ее необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложили свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Владимирская энергосбытовая компания" имело статус субъекта оптового рынка.
Наблюдательный совет Ассоциации НП "Совет рынка" установил в деятельности ПАО "Владимирская энергосбытовая компания" нарушения пункта 37 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, пункта 5.1.1.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, а также пункта 36.1 статьи 36 Положения о применении санкций на оптовом рынке электрической энергии и мощности, что отражено в протоколе N 14/2017 от 22.06.2017.
Ассоциации НП "Совет рынка" уведомило Минэнерго РФ письмом от 22.06.2017 N СР-02/17-2786 о лишении ПАО "Владимирская энергосбытовая компания" статуса субъекта оптового рынка, исключении из реестра субъектов оптового рынка и прекращении поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по ГТП PVLADIME (ОАО "Владимирэнергосбыт").
Ассоциация НП "Совет рынка" письмом от 22.06.2017 г. N СР-02/17-2803 направила в Минэнерго России информацию о территориальной сетевой организации - ПАО "МРСК Центра и Приволжья", которой 23.01.2013 присвоен статус субъекта оптового рынка и объекты электросетевого хозяйства которой располагаются на территории Владимирской области, в границах которой располагается зона деятельности гарантирующего поставщика ПАО " Владимирэнергосбыт".
ФАС России письмом от 22.06.2017 г. направила в адрес Минэнерго России Выписку N 746 из Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности данные о заменяемом гарантирующем поставщике - ПАО " Владимирэнергосбыт".
23.06.2017 Минэнерго России на основании полученных документов издало Приказ N 550 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации", которым статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "Владимирская энергосбытовая компания" присвоен ПАО "Межрегиональной распределительной сетевой компании Центра и Приволжья".
Не согласившись с приказом Минэнерго России от 23.06.2017 г. N 550, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно пришел к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют участие в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.
Согласно п. 3 ст. 37 Закона об электроэнергетике основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, предусматриваются, среди прочего, порядок присвоения организации статуса гарантирующего поставщика, а также определения и (или) изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
В силу п. 202 Основных положений принятие в соответствии с Правилами оптового рынка решения об исключении организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, из реестра субъектов оптового рынка и (или) о прекращении в соответствии с Правилами оптового рынка поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке в отношении такой организации в группе (группах) точек поставки, соответствующей зоне ее деятельности на розничном рынке в качестве гарантирующего поставщика, является основанием для присвоения уполномоченным федеральным органом статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации в соответствии с пунктом 205 настоящего документа.
Согласно п.205 Основных положений решением уполномоченного федерального органа статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой располагаются на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в чьих границах располагается зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика, и которой в целях осуществления функций гарантирующего поставщика присвоен статус субъекта оптового рынка.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 33 Закона функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивает, в том числе, совет рынка, являющийся некоммерческой организацией, которая образована в организационно-правовой форме ассоциации (союза) в виде некоммерческого партнерства.
Согласно пункту 3 статьи 33 Закона об электроэнергетике Ассоциация "НП Совет рынка" объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и осуществляет, в том числе, следующие функции: установление системы и порядка применения имущественных и иных санкций в отношении субъектов оптового рынка, в том числе исключение из их состава; осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка - участниками обращения электрической энергии и (или) мощности, организациями коммерческой инфраструктуры, организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью; определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка.
В силу указанной нормы Закона порядок работы Наблюдательного совета Ассоциации и порядок принятия им решений устанавливаются Уставом Ассоциации в соответствии с установленными Законом об электроэнергетике особенностями.
Одним из базовых принципов организации оптового рынка является принцип взаимодействия его субъектов на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины (пункт 2 статьи 30 Закона об электроэнергетике).
Принцип безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины на оптовом рынке на практике реализуется посредством: установления в Правилах оптового рынка в качестве основания для лишения статуса субъекта оптового рынка неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии, мощности за 2 расчетных периода по соответствующим договорам (пункт 37 Правил); установления в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка мер гражданско-правовой ответственности в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по оплате на оптовом рынке (неустойка, штраф); наличия на оптовом рынке системы контроля за соблюдением участниками оптового рынка Правил оптового рынка и Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Договор о присоединении); централизованного осуществления финансовых расчетов на оптовом рынке.
Пунктом 6 статьи 35 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что в соответствии с правилами оптового рынка по решению совета рынка в случае неоднократного нарушения правил оптового рынка и (или) несоблюдения требований договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также в случае несоответствия установленным настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка требованиям субъект оптового рынка - участник обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке может быть лишен такого статуса.
Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Уставом Ассоциации "НП Совет рынка", а также Положением о Наблюдательном совете Ассоциации предусмотрено, что принятие решения о лишении члена Ассоциации статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии относится к исключительной компетенции Наблюдательного совета Ассоциации (подпункт 42 пункта 8.1 Устава, подпункт 2.2.45 Положения о Наблюдательном совете Ассоциации "НП Совет рынка").
В соответствии с ранее указанными нормами Закона об электроэнергетике пунктом 202 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), Минэнерго России определено федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решение о присвоении статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации.
В силу п. 9 Основных правил организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определенном в разделе XI настоящего документа.
Согласно п. 199 Основных положений замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, предусмотренных в настоящем разделе.
Организация утрачивает статус гарантирующего поставщика со дня присвоения этого статуса в соответствующей зоне деятельности другой организации в установленном настоящим документом порядке, за исключением случая утраты статуса гарантирующего поставщика организацией, указанной в абзаце шестом пункта 198 настоящего документа, в соответствии с абзацами девятым - одиннадцатым пункта 202 настоящего документа.
Так как в Минэнерго России из Ассоциации НП "Совет рынка" поступили документы о лишении ПАО "Владимирская энергосбытовая компания" статуса субъекта оптового рынка, исключении из реестра субъектов оптового рынка и прекращении поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке по ГТП PVLADIME (ОАО "Владимирэнергосбыт") и замене ПАО "Владимирская энергосбытовая компания" на ПАО "МРСК Центра и Приволжья", Минэнерго России издан оспариваемый приказ от 23.06.2017 N 550.
Правовых оснований для отказа в издании указанного Приказа у Минэнерго России не имелось.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что решение Наблюдательного совета Ассоциации "НП Совет рынка" от 22.06.2017 о лишении Общества статуса субъекта оптового рынка является незаконным, поскольку нарушение, за которое ПАО "Владимирэнергосбыт" было лишено статуса субъекта оптового рынка, было совершено им впервые, Решение Наблюдательного совета Ассоциации было принято без учета объяснений ПАО "Владимирэнергосбыт", с нарушением претензионного характера привлечения к ответственности, заявлялись и в суде первой инстанции, правомерно отклонены судом первой инстанции как не имеющие правового значения для рассматриваемого спора.
Пунктом 202 Основных положений предусмотрены правовые основания утраты гарантирующим поставщиком своего статуса, в числе которых исключение его из реестра субъектов оптового рынка.
Предметом спора является приказ Минэнерго России от 23.06.2017 г. N 550, изданный при наступлении обстоятельства, предусмотренного п. 202 Основных правил, а именно, в связи с принятием решения Наблюдательного совета Ассоциации "НП Совет рынка" от 22.06.2017 N14/2017.
При этом принятие решения о лишении члена Ассоциации статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии относится к исключительной компетенции Наблюдательного совета Ассоциации.
Из совокупного толкования вышеприведенных норм действующего законодательства об электроэнергетике не следует, что на уполномоченный федеральный орган, в настоящем случае на Минэнерго России, возложена обязанность по проверке правомерности принятого решения Наблюдательного совета Ассоциации о лишении статуса субъекта оптового рынка, в том числе в части процедуры его принятия.
Общество реализовало свое право на обжалование решения Наблюдательного совета Ассоциации "НП Совет рынка" от 22.06.2017 N 14/2017 в судебном порядке в рамках арбитражного дела NА40-128953/17.
Учитывая изложенное, факт присвоения статуса гарантирующего поставщика какому-либо хозяйствующему субъекту в связи с лишением ПАО "Владимирэнергосбыт" статуса субъекта оптового рынка само по себе не нарушает права и законные интересы ПАО "Владимирэнергосбыт".
При таких обстоятельствах и принимая во внимание предмет и основание заявленных по настоящему делу требований, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии с ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 102, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2017 по делу N А40-180234/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ПАО "Владимирская энергосбытовая компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180234/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 июня 2018 г. N Ф05-8275/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "ВЛАДИМИРСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РФ
Третье лицо: Ассоциация " Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью", НП "Совет Рынка по Организации Эффективной Системы Оптовой и Розничной Торговли Электрической Энергией и Мощностью", ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ"