город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2018 г. |
дело N А53-20530/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Южного таможенного управления - Сердюковой В.Н. по доверенности от 13.11.2017, Папченко И.Н. по доверенности от 20.02.2018, Петренковой Т.А. по доверенности от 20.02.2018,
от Ростовской таможни - Лосниковой А.В. по доверенности от 25.10.2016, от акционерного общества "Шахтоуправление "Обуховская" - Пономаренко И.В. по доверенности от 15.12.2017 N ББУ/ШУО63/17,
от общества с ограниченной ответственностью "Брокер-Юг" - Хлабустина А.А. по доверенности от 06.03.2017 N 50,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Южного таможенного управления и Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2017 по делу N А53-20530/2017,
принятое в составе судьи Парамоновой А.В. по заявлению акционерного общества "Шахтоуправление "Обуховская" к Ростовской таможне при участии третьих лиц: Южного таможенного управления, общества с ограниченной ответственностью "Брокер-Юг" о признании недействительным требования и решения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Шахтоуправление "Обуховская" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным требования от 30.06.2017 N 422 и решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 26.05.2017 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Южное таможенное управление, общество с ограниченной ответственностью "Брокер-Юг".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2017 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что ввезенный товар является усовершенствованной врубовой машиной, представляющей собой горное оборудование для добычи угля, не является самоходным подземным оборудованием, ввиду того, что не имеет возможности передвижения по подземным выработкам на пневмоколесном или гусеничном ходу. Суд пришел к выводу о том, что наименование и техническое описание спорного товара соответствует тексту товарной подсубпозиции 8430 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем оснований для квалификации его по товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС - "машины и механизмы самоходные", "специально разработанные для подземных работ", "машины очистные узкозахватные" у таможенного органа не имелось.
Ростовская таможня и Южное таможенное управление обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просили его отменить, ссылаясь на то, что принцип работы очистного комбайна, описанный в технической документации, схож с приведенными в Пояснениях к подсубпозициям: 8430 41 000 2, введенных рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N 23, присущ самоходным машинам. По результатам проведенных таможенных экспертиз было установлено, что очистной комбайн не является проходческим комбайном для добычи угля, а является самоходным по отношению к скребковому конвейеру. Полагает, что указание в сертификате соответствия кода ТН ВЭД ТС не является обязательным для его определения в таможенных целях, в случае выявления неверной классификации, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товара.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Брокер-Юг" указало, что заявитель при классификации оборудования исходил из товарной позиции 8430 "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные", субпозиции "Врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие:", которая включает подсубпозицию 8430 31 000 0 - самоходные (ставка 0%); и подсубпозицию 8430 39 000 0 - прочие (ставка 0%). Для передвижения комбайна требуется дополнительное оборудование, которое не является частью комбайна.
Акционерное общество "Шахтоуправление "Обуховская", в письменных возражениях на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представители таможни и Южного таможенного управления просили решение суда отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Брокер-Юг" и акционерного общества "Шахтоуправление "Обуховская" в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках внешнеэкономического контракта от 15.05.2015 N 3750-JS/2015-C, заключенного с компанией "JOY GLOBAL (UK) LIMITED)) (Великобритания), АО "Шахтоуправление "Обуховская" ввезло и задекларировало по ДТ N 10313130/291215/0022827 товар N 16 "Прочие врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие. Очистной комбайн "JOY" типа 7LS20" несамоходный, специально разработан для подземных работ и предназначен для выемки горной массы длинными забоями из угольного пласта (далее - очистной комбайн "JOY" 7LS20).
Ввезенный товар классифицирован обществом в товарной подсубпозиции 8430 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие: - прочие", ставка таможенной пошлины - 0 %.
В ходе проведенной камеральной таможенной проверки по вопросу правильности классификации обществом в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товара N 16 "очистной комбайн "JOY" типа 7LS20", задекларированного в ДТ N 10313130/291215/0022827, Южным таможенным управлением по результатам проведенных первичной и дополнительной таможенных экспертиз (заключения таможенного эксперта от 21.03.2017 N 12406004/0007878 и от 17.04.2017 N 12406004/0014028) выявлены признаки неверной классификации ввезенного очистного комбайна "JOY" типа 7LS20, задекларированного в ДТ N 10313130/291215/0022827, в подсубпозиции 8430 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, связанные с тем, что по своим конструктивным характеристикам ввезенный очистной комбайн JOY GLOBAL 7LS20 не является врубовой машиной и не является тоннелепроходческой машиной.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для принятия Южным таможенным управлением решения от 11.05.2017 N РКТ-10300000-17/000003 о классификации товара в подсубпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем ставка ввозной таможенной пошлины составила 7,5%, НДС - 18%.
По результатам рассмотрения материалов таможенной проверки Ростовской таможней было принято решение от 26.05.2017 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10313130/291215/0022827, что повлекло доначисление таможенных платежей.
Не согласившись с принятым решением и требованием, общество оспорило их в судебном порядке.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В спорный период правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами осуществлялось нормами Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежали классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, проверку правильности классификации товаров осуществляли таможенные органы, коды товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являющихся обязательными для классификации товаров.
При этом в силу разъяснений, данных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, а также предусмотрено, что классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам: названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями;
любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде;
в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием;
товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров" определено, что при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 названного Положения (пункт 7).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ.
Как следует из материалов дела общество при классификации оборудования исходило из товарной позиции 8430 "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные", субпозиции "Врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие:", которая включает подсубпозицию 8430 31 000 0 - самоходные (ставка 0%); и подсубпозицию 8430 39 000 0 - прочие (ставка 0%).
Таможенный орган при классификации оборудования исходил также из товарной позиции 8430, избрав субпозицию: "Машины и механизмы самоходные прочие", которая включает подсубпозицию "Специально разработанные для подземных работ" 8430 50 000 2 - машины очистные узкозахватные (ставка 7,5%).
В связи с чем, существо спора сводится к правильности определения субпозиции и подсубпозиции согласно техническим и конструктивным характеристикам ввезенного товара.
В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Том IV. Разделы XIV - XVI. Группы 71 - 84) к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС) врубовые машины предназначены для резания или разрушения угля, руды и т.п. Они имеют штыковой или дисковый рабочий орган, снабженный режущими зубьями (резцами); чаще они имеют бесконечную режущую цепь, движущуюся вокруг металлической направляющей рамы, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона (универсальные машины). Они могут быть смонтированы на самоходном колесном или гусеничном шасси, а некоторые из них (комбайны) могут иметь большие габариты, содержать несколько режущих цепей и встроенный конвейер для погрузки добытого материала на забойный конвейер, в шахтные вагонетки и т.п.
На момент ввоза спорного товара действовали рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.09.2015 N 23, согласно которым в подсубпозицию 8430 50 000 2 подлежали включению комбайны самоходные, очистные, узкозахватные, предназначенные для резания и погрузки разрушенной горной массы в угольных забоях с использованием скребкового конвейера и механизированных крепей. Они имеют симметрично расположенные шнековые исполнительные органы с горизонтальной осью вращения, снабженные режущими зубьями (резцами), которые можно регулировать по высоте подъема. Имеют встроенные механизмы подачи. Движение осуществляется передачей крутящего момента от встроенных в корпус комбайна электродвигателей к приводам подачи посредством зубчатого зацепления колес привода и конвейерной рейки.
В ходе таможенной проверки было установлено, что очистной комбайн "JOY" 7LS20 предназначен для резанья и погрузки разрушенной горной массы в угольных очистных забоях на забойный скребковый конвейер, оснащен двумя, симметрично расположенными рабочими органами (шнеками) с горизонтальной осью вращения, с закрепленными на них режущими элементами, имеющими возможность регулировки по высоте подъема. Ввезенный очистной комбайн предназначен для работы исключительно вкупе с забойным скребковым конвейером, способен осуществлять перемещение (подачу) по скребковому конвейеру за счет имеющихся в конструктивном исполнении комбайна двигателя и цевочного колеса. Редуктор механизма подачи оснащен выходным валом с установленным на нем приводном колесом, передающим крутящий момент на цевочное колесо, которое, в свою очередь, зацепляется с зубчатой рейкой забойного скребкового конвейера. Очистной комбайн JOY GLOBAL 7LS20 является самоходным по отношению к скребковому конвейеру, вкупе с которым будет использоваться по прямому назначению, так как имеет возможность перемещения по скребковому конвейеру при помощи цевочного механизма, однако, не является самоходным оборудованием подземным, ввиду того, что не имеет возможности передвижения по подземным выработкам на пневмоколесном или гусеничном ходу. Очистной комбайн JOY GLOBAL 7LS20 имеет эффективную ширину захвата симметрично расположенных шнеков 800 мм.
Согласно информации, изложенной в технической документации, представленной как при декларировании, так и в ходе проверки, очистной комбайн "JOY" 7LS20 является несамоходным, специально разработанным для подземных работ и предназначенным для выемки горной массы длинными забоями из угольного пласта малой и средней мощности. Данный комбайн укомплектован режущими шнеками диаметром 1,6-м, резцами и комплектом инструмента для сборки и технического обслуживания комбайна. Вдоль лавы очистной комбайн "JOY" 7LS20 перемещается по рейке Eickhotrac либо Ultratrac 1500 посредством устройства прямого привода EickhotracUltratrac. Рейка Eickhotrac-Ultratrac смонтирована на линейных рештаках забойного скребкового конвейера, выполняющего функцию основания, по которому комбайн перемещается вдоль лавы. В двух поворотных редукторах очистного комбайна "JOY" 7LS20, выполненных в литых корпусах из высокопрочной стали, размещены приводы и редукторы рабочих органов комбайна. Рабочий орган очистного комбайна "JOY" 7LS20 состоит из двух шнеков.
В судебном заседании суда первой инстанции был допрошен эксперт Комаров А.В., который подтвердил, что комбайн является самоходным по отношению к скребковому (забойному) конвейеру, так как имеет возможность перемещения по скребковому (забойному) конвейеру, однако не является самоходным оборудованием подземным, ввиду того, что не имеет возможности передвижения по подземным выработкам на пневмоколесном и гусеничном ходу.
Судом апелляционной инстанции также проанализированы сведения, содержащиеся в Сертификате соответствия, выданном Органом по сертификации горношахтного оборудования НАНИО "Центр по сертификации взрывозащищенного рудничного электрооборудования" АО "Научный центр ВостНИИ по безопасности работ горной промышленности", аттестат аккредитации ТС RU C-GB МШ06 В 00061, согласно которому спорный комбайн очистной сертифицирован по коду ТН ВЭД ТС 8430 39 000 0.
Довод таможни о необязательности для декларанта и таможенного органа данной информации отклоняется по следующим основаниям.
Согласно статье 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан был, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Приложением N 3 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) утвержден Перечень продукции, в отношении которого устанавливаются требования технического регламента, и в отношении которого подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента, в пункте 10 которого указано оборудование для вскрышных и очистных работ и крепления горных выработок, в том числе, комбайны очистные.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ввезенный товар по совокупности своих основных характеристик, принципу работы и потребительским свойствам является разновидностью усовершенствованной врубовой машины, а по принципу передвижения не является самоходным в значении, придаваемом для целей классификации, поскольку не может самостоятельно перемещаться по горным выработкам, не имеет колесный или гусеничной ходовой части.
Боле того, суд учитывает, что Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Том IV. Разделы XIV - XVI. Группы 71 - 84) к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС) прямо предусмотрено, что врубовые машины могут быть смонтированы на самоходном колесном или гусеничном шасси, а некоторые из них (комбайны) могут иметь большие габариты, содержать несколько режущих цепей и встроенный конвейер для погрузки добытого материала на забойный конвейер, в шахтные вагонетки и т.п.
Задекларированный обществом комбайн "JOY" 7LS20 монтируется в угольной шахте на забойном конвейере и перемещается исключительно вдоль него, проводя выемку угольного пласта. Перемещение комбайна обеспечивается при помощи гидравлического привода подачи (входит в комплектацию), на выходе которого установлены вращающиеся зубчатые (цевочные) колеса, которые входят в зацепление с рейкой, являющейся элементом забойного конвейера.
Таким образом, таможенный орган не доказал обоснованность классификации ввезенного обществом товара по коду 8430 50 000 2 субпозиции: "Машины и механизмы самоходные прочие", которая включает подсубпозицию "Специально разработанные для подземных работ" - машины очистные узкозахватные.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании суд правомерно признал решение и основанное на нем требование об уплате таможенных платежей незаконными.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне, полно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2017 по делу N А53-20530/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20530/2017
Истец: АО "ШАХТОУПРАВЛЕНИЕ "ОБУХОВСКАЯ"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, Федеральная Таможенная служба РФ Южное таможенное управление Ростовская таможня
Третье лицо: ООО "БРОКЕР-ЮГ", Южное Таможенное Управление, Ростовская таможня
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1808/19
10.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17888/18
18.09.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-20530/17
25.06.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4046/18
28.02.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1335/18
19.12.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-20530/17