г. Челябинск |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А07-26267/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2017 по делу N А07-26267/2017 (судья Кулаев Р.Ф.).
В судебном заседании участвуют представители:
открытого акционерного общества "Строй-Планета" - Кашипов Р.Р. (доверенность N 7 от 17.01.2017, паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Галиуллин Т.В. (доверенность N 32 от 17.01.2018, служебное удостоверение);
Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Гареева Г.М. (доверенность N 13/11089 от 26.09.2017, служебное удостоверение);
общества с ограниченной ответственностью "Нерудные материалы" - Пешкова Е.А. (доверенность б/н от 29.01.2018), Филатова Е.Н. (доверенность б/н от 29.01.2018, паспорт), Григорьев В.В. (доверенность б/н от 28.08.2017, паспорт).
Открытое акционерное общество "Строй-Планета" (далее - заявитель, ОАО "Строй-Планета") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан (далее - Башкортостанское УФАС России, антимонопольный орган), Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ, министерство) о признании недействительным решения от 10.08.2017 N 232-18.1/17. Также заявитель просил признать незаконным и нарушающим права и интересы заявителя действия аукционной комиссии Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, выразившиеся в недопущении ОАО "Строй-Планета" к участию в аукционе на получение права пользования недрами на участок Архимандритский-2, Уфимский район РБ (лот N 1) в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Республики Башкортостан (извещение N 310517/0631345/03).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Нерудные материалы" (далее - ООО "Нерудные материалы", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2017 (резолютивная часть объявлена 04.12.2017) заявленные требования в части признания недействительным решения Башкортостанского УФАС России удовлетворены. В части признания незаконными и нарушающими права и интересы заявителя, действия аукционной комиссии Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, выразившиеся в недопущении ОАО "Строй-Планета" к участию в аукционе на получение права пользования недрами на участок Архимандритский-2, Уфимский район РБ (лот N 1) в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Республики Башкортостан (извещение N 310517/0631345/03), производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным решением в части признания недействительным решения от 10.08.2017 N 232-18.1/17, Минэкологии РБ обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в этой части.
В обосновании доводов жалобы её податель ссылается на не полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное истолкование закона.
В апелляционной жалобе имеется ссылка на приказ N 426 принятый Минэкологии РБ 26.05.2017 о проведении аукциона на право пользования недрами песчано-гравийной смеси на участке Архимандритский-2, Уфимский район РБ. Названным приказом утвержден Порядок и условия проведения аукциона на право пользования недрами песчано-гравийной смеси на участке Архимандритский-2, Уфимский район РБ.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции широко трактует условие Порядка о предоставлении данных о технических возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, что само по себе неверно, поскольку позволяет участникам предоставлять на свое усмотрение сведения. Минэкологии РБ считает, что обязанность по представлению сведений о применяемых технологиях заявителя, подлежит исполнению именно заявителем, то есть подписанную именно заявителем справку о применяемых технологиях, в любом случае, вне зависимости от представления им полного пакета документов на стороннюю организацию, привлекаемую им в качестве подрядчика, поскольку заявитель несет ответственность за технологию проведения работ на участке недр, возложенную на него законодательством о недрах.
Минэкологии РБ считает, что указание суда о том, что словосочетания в абзаце 2 Приложения 4 имеют неопределенность применения, является необоснованным, поскольку из предложения: "представить данные о технических возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе: подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справки о применяемых технологиях с их описанием и перечень собственных технических средств" следует, что используемое "а также" является соединительным союзом и говорит о предоставлении справки о применяемых технологиях подрядных организаций наряду со справкой заявителя.
Также с решением суда не согласилось Башкортостанское УФАС России.
В апелляционной жалобе УФАС по Республике Башкортостан просит суд отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению антимонопольного органа, обязанность по предоставлению сведений о применяемых технологиях заявителя подлежит исполнению именно заявителем, то есть подписанную именно заявителем справку о применяемых технологиях, в любом случае, вне зависимости от представления им полного пакета документов на стороннюю организацию, привлекаемую им в качестве подрядчика.
В судебном заседании представители Минэкологии РБ и Башкортостанского УФАС России поддержали доводы и требования апелляционных жалоб по изложенным в них основаниям.
Представители ООО "Нерудные материалы" считают, что решения суда подлежит отмене по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционных жалоб по мотивам представленного отзыва, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Башкортостанское УФАС России поступила жалоба ОАО "Строй-Планета" на действия Минэкологии РБ при проведении конкурса (аукциона) на получение права пользования недрами на участок Архимандритский-2, Уфимский район РБ (лот N 1) в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Республики Башкортостан.
По результатам рассмотрения жалобы ОАО "Строй-Планета" Башкортостанским УФАС России принято решение от 10.08.2017 N 232-18.1/17, согласно которому жалоба ОАО "Строй-Планета" признана частично обоснованной (п.1 решения); Комиссия Башкортостанского УФАС России решила, что данное решение не влияет на результат проведения конкурса (аукциона) на получение права пользования недрами на участок Архимандритский-2, Уфимский район РБ (лот N 1) в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Республики Башкортостан, в связи с чем, предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдала (п.2 решения) (т.1, л.д. 29-33).
Полагая, что решение от 10.08.2017 по делу N 232-18.1/17 принято антимонопольным органом без законных оснований, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиции статей 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отклонения заявки ОАО "Строй-Планета" а аукционной комиссии Минэкологии РБ не было, все требования к составу заявочной документации были заявителем выполнены, в связи с чем у антимонопольного органа не имелось оснований для вынесения оспариваемого решения.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07. 2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
В соответствии с частью 2 названной статьи действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или
Как следует из материалов дела, 26.05.2017 Минэкологии РБ принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами в целях разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке Архимандритский-2, Уфимский район РБ.
31.05.2017 Минэкологии РБ опубликовано извещение о проведении конкурса (аукциона) на получение права пользования недрами на участок Архимандритский-2, Уфимский район РБ (лот N 1) в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, расположенных на территории Республики Башкортостан (извещение N 310517/0631345/03).
Дата окончания приема заявок: 11.07.2017.
Дата начала аукционных торгов: 01.08.2017.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами на участке песчано-гравийной смеси Архимандритский-2 для участия в аукционе заявитель должен в установленный срок в запечатанном конверте представить следующие документы и сведения, в том числе:
- данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлекаемых средств, обеспечивающих финансовыми средствами участие заявителя в аукционе, в том числе уплату им разового платежа за пользование недрами, а также выполнение работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых), в том числе:
копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках заявителя за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;
выписку о состоянии банковского счета заявителя (подлинник или нотариально заверенная копия), полученная не ранее чем за две недели до даты подачи заявки на участие в аукционе;
справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе;
договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем/кредитором обязательств по договору займа или кредита;
справку налогового органа об отсутствии задолженности заявителя по налогам и сборам в бюджеты различных уровней.
Согласно абзацу 2 пункта 1.2 Приложения N 1 к Порядку и условиям проведения аукциона (раздел 1 "Общие положения"), "основным критерием для выявления победителя аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа, предложенный участниками аукциона".
В соответствии с пунктом 4.4 Приложения N 1 к Порядку и условиям проведения аукциона (раздел 4 "Процедура аукциона"), "стартовый платеж за пользование недрами на участке песчано-гравийной смеси Архимандритский-2 составляет: 130 128 (сто тридцать тысяч сто двадцать восемь) рублей".
Из содержания заявочных материалов ОАО "Строй-Планета" следует, что заявителем представлена справка ПАО "Сбербанк России" от 19.06.2017 о наличии расчетных счетов с указанием остаточных средств в размере 669 911 (шестьсот шестьдесят девять тысяч девятьсот одиннадцать) рублей.
Кроме того, к заявке приложена копия кредитного соглашения N КС021/17 от 02.06.2017, заключенного между ОАО "Строй-Планета" и Коммерческим Банком "Альба Альянс" (ООО) о предоставлении заявителю кредита в размере 48 000 000 руб. под 18% годовых с ежемесячным платежом процентов в размере 662 794 руб. 52 коп, что подтверждается платежным поручением N 702 от 13.06.2017.
Таким образом, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу, что финансовые возможности ОАО "Строй-Планета" были надлежащим образом подтверждены; остаток денежных средств на расчетном счете заявителя (669 911 руб.), на момент рассмотрения заявки аукционной комиссией Минэкологии РБ, было достаточно, чтобы обеспечить внесение им как стартового платежа за пользование недрами, так и оставшихся платежей в ходе аукциона.
По результатам рассмотрения заявок Комиссией Минэкологии РБ заявка ОАО "Строй-Планета" не была допущена к участию в аукционе в связи с тем, что заявка также не соответствовала требованиям пункта 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами на участке песчано-гравийной смеси Архимандритский-2 для участия в аукционе заявитель должен в установленный срок в запечатанном конверте представить следующие документы и сведения, в том числе:
- данные о технических возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:
подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справки о применяемых технологиях с их описанием и перечень собственных технических средств, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи, свидетельств о регистрации технических средств (паспортов технических средств) и т.п.);
при отсутствии собственных технических возможностей - копии договоров (предварительных договоров), заключенных заявителем со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков с приложением сведений о наличии технических средств и технологий, которые будут применяться для безопасного и эффективного проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи, свидетельств о регистрации технических средств (паспортов технических средств) и т.п.).
В связи с тем, что у заявителя ОАО "Строй-Планета", на момент подачи заявки для участия в аукционе отсутствовали собственные технические возможности, на основании абзаца 3 пункта 4 Приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона, в составе заявочной документации были представлены данные о технических возможностях сторонних организаций, привлекаемых в качестве подрядчиков. В числе указанных документов, наряду с копиями договоров подряда и прочими, были также приложены:
- справка о применяемых технологиях подписанная директором ООО "ГидроСтрой" А.Н.Романовым, скрепленная печатью ООО "ГидроСтрой";
- справка о применяемых технологиях подписанная заместителем директора ООО "Родник" И.Р. Садыковым, действующим на основании доверенности N 1 от 19.04.2017.
Также, в составе технической документации были приложены: копии договоров с подрядными организациями ООО "ГидроСтрой" и ООО "Родник"; перечни технического оборудования и спецтехники; копии документов, подтверждающих регистрацию спецтехники; приказы по кадрам в отношении специалистов подрядных организаций, привлекаемых к выполнению работ; копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов подрядных организаций, привлекаемых к выполнению работ и т.д.
По мнению антимонопольного органа, поскольку заявочный материал ОАО "Строй-Планета" не содержал сведения о технологических возможностях предприятия, о применяемых технологиях с их описаниям, заявка ОАО "Строй-Планета" была отклонена.
Суд апелляционной инстанции полагает эту позицию антимонопольного органа применительно к рассматриваемой ситуации правомерной. При этом суд руководствуется следующим.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Основанием возникновения права пользования участками недр, в числе прочего, является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения (пункт 4 статьи 10.1 Закона о недрах).
В силу части 8 Закона о недрах основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также размер разового платежа за право пользования участком недр.
Как было указано ранее, в приложении N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами установлены данные, которые претендент на участие в аукционе обязан представить в составе своей заявки, а именно данные о технических возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе: подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справки о применяемых технологиях с их описанием и перечень собственных технических средств, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи, свидетельств о регистрации технических средств (паспортов технических средств) и т.п.); при отсутствии собственных технических возможностей - копии договоров (предварительных договоров), заключенных заявителем со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков с приложением сведений о наличии технических средств и технологий, которые будут применяться для безопасного и эффективного проведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых.
Учитывая, что аукционной комиссии представляются данные именно о заявителе, как лице, претендующем на право пользования недрами, справка о применяемых технологиях с их описанием и перечнем используемых технических средств должна исходить от заявителя и за его подписью.
Отсутствие справки о применяемых технологиях с их описанием и перечнем используемых технических средств заявителя и за его подписью, не позволяет организатору торгов проверить соответствие применяемых технологий и технических возможностей заявителя.
Право пользования недрами предоставляется именно заявителю в виде именной лицензии и именно с ним заключается лицензионное соглашение о разработке месторождения и добычи полезного ископаемого. Именно заявитель несет ответственность предусмотренную Законом о недрах, а не подрядная организация, привлекаемая им. Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Заявитель вправе привлечь подрядную организацию для разработки месторождения, но предлагаемый способ разработки месторождения - применяемые технологии, предлагают подрядные организации, а заявитель удостоверяет, что избранный способ подрядной организацией им согласован и утвержден. Аукционная комиссия, рассматривая заявки, в составе которой имеется справка о применяемых технологиях, подписанная заявителем, подтверждающая, какой конкретно способ технологии выбран заявителем.
Заявителем в составе заявки представлены две справки о применяемых технологиях, подписанные подрядными организациями ООО "Родник" и ООО "ГидроСтрой". Из содержания данных справок следует, что применяемые технологии при осуществлении геологических, разведочных и добычных работах разные: ООО "Родник" предлагает данные работы выполнять путем бурения колонковых скважин на глубину 5 метров, а ООО "ГидроСтрой" предлагает выполнение вскрышных работ, далее добычные работы с применением электрического или дизельного земснаряда на глубину до 15 метров.
Соответственно, приложенная справка о применяемых технологиях, подписанная заявителем, должна подтверждать какой способ будет применяться недропользователем при добыче песчано-гравийной смеси.
Поскольку победитель аукциона несёт ответственность за соблюдение лицензионных условий недропользования и, следователь, должен подтвердить применяемые им технологии по освоению участка недр, а также должен осуществлять контроль за подрядными организациями, привлекаемыми к выполнению этих работ, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ОАО "Строй-Планета".
Требования являются обязательными для всех заявителей, подающих заявки для участия в торгах, а не выполнение условий является самостоятельным и достаточным основанием для отклонения заявки.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что подрядная организация ООО "Родник" с 27.10.2017 находится в стадии ликвидации.
Ошибочное указание в резолютивной части решения суда реквизитов оспариваемого решения антимонопольного органа, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции. При прослушивании аудиозаписи судебного заседания, судом апелляционной инстанции установлено, что при объявлении резолютивной части решения, судом верно названы реквизиты ненормативного правового акта. Данная неточность подлежит исправлению судом, в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда в части прекращения производства по делу в части является верным.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования заявителя подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2017 по делу N А07-26267/2017 отменить в части.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Строй-Планета" о признании недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 10.08.2017 N 232-18.1/17 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.12.2017 по делу N А07-26267/2017 оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Строй-Планета" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб. уплаченную платежным поручением от 23.08.2017 N 358.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.