г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А26-2688/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Ешина И.Ю., по доверенности от 01.01.2018;
от ответчика (должника): Якубенко Е.Н., по доверенности от 10.01.2018; Плотников А.В., приказ 3-К от 15.12.2017;
от 3-го лица: Шаранкина А.А., по доверенности от 27.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-3458/2018, 13АП-3460/2018, 13АП-3463/2018) акционерного общества "ТНС энерго Карелия", общества с ограниченной ответственностью "Жилищные и коммунальные услуги", акционерного общества "Прионежская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2017 по делу N А26-2688/2017 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
к ООО "Жилищные и коммунальные услуги"
3-е лицо: АО "Прионежская сетевая компания"
о взыскании 78 316 рублей 75 копеек,
установил:
акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - АО "ТНС энерго Карелия") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилищные и коммунальные услуги" (далее - ООО "Жилищные и коммунальные услуги") 78 316 рублей 75 копеек задолженности за электроэнергию.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2017 присуждены к взысканию с ООО "Жилищные и коммунальные услуги" в пользу АО "ТНС энерго Карелия" 46 664 рубля 67 копеек задолженности потребленную в декабре 2016 - январе 2017 года электроэнергию в целях обслуживания общего имущества многоквартирных домов. В остальной части иска суд отказал.
В апелляционной жалобе АО "ТНС энерго Карелия" просит решение суда от 25.12.2017 изменить, полагая, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих ресурсоснабжающую организацию при расчетах с управляющей компанией или потребителя учитывать объеме электроэнергии, потребленные на общедомовые нужды, принявшие "отрицательное" значение. Податель жалобы считает, что не учтен факт, что нормами действующего законодательства раннее не было установлено правило об отнесении "отрицательного баланса по МКД" на управляющую организацию.
В апелляционной жалобе ООО "Жилищные и коммунальные услуги" просит решение суда от 25.12.2017 отменить, поскольку в результате удовлетворения требований происходит нарушение прав жителей МКД, находящихся под управлением ООО "Жилищные и коммунальные услуги", так как оплачивая услугу по ремонту и содержанию общего имущества, при это предъявляя претензии к работе общедомовых электрических сетей, они ее не получат качественно, поскольку управляющая компания вынуждена будет отдать эти денежные средства РСО.
В апелляционной жалобе АО "Прионежская сетевая компания"" просит решение суда от 25.12.2017 изменить в части исключения из расчета стоимости электроэнергии, потребленной сверх норматива на содержание общего имущества дома N 12 по ул. Ленина в г. Питкарянта. Податель жалобы считает, что в отношении спорного дома принято заключение межведомственной комиссии от 02.03.2010 согласно которому спорный дом не является аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Решением Питкарянтского городского суда от 31.05.2010 только часть помещений (N 1,3,4,5,6,7,8) спорного дома признаны непригодными для проживания. Документы о признании всего дома аварийным, подлежащем сносу или реконструкции отсутствуют. Податель жалобы полагает, что отсутствуют основания для исключения из расчета стоимости электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества и начисленной по спорному дому сверх норматива.
Законность и обоснованность решения Республики Карелия от 25.12.2017 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что АО "ТНС энерго Карелия" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, осуществляющим поставку электрической энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищные и коммунальные услуги".
Договор энергоснабжения в письменной форме между сторонами не заключен. Таким образом, между сторонами сложились фактические отношения по поставке электрической энергии.
В декабре 2016 года, январе 2017 года АО "ТНС энерго Карелия" поставило электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищные и коммунальные услуги", в целях использования на общедомовые нужды, на оплату которой выставлены счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры на общую сумму 78 316 рублей 75 копеек. Неоплата счетов повлекла обращение АО "ТНС энерго Карелия" в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2017 присуждены к взысканию с ООО "Жилищные и коммунальные услуги" в пользу АО "ТНС энерго Карелия" 46 664 рублей 67 копеек задолженности за потребленную электроэнергию в декабре 2016 - январе 2017 года в целях обслуживания общего имущества многоквартирных домов. В остальной части иска суд отказал.
Решение обжаловано.
Оценив доводы сторон и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к удовлетворению апелляционных жалоб.
В соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды возмещает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, то есть в данном случае - ответчик.
АО "ТНС энерго Карелия" представило расчет по ОДН за спорный период, который проверен судом и признан правильным, соответствующим нормам законодательства.
Поскольку услугами по электроснабжению в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункты 44, 48 Правил N 354). При этом используемый в формуле 10 показатель - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета определяется по формуле 12 исходя из показаний такого прибора учета (пункт 13 Приложения N 2), а при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета - по формуле 15 исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги (пункт 17 Приложения N 2).
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ указано, что требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, в части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах. Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Судом первой инстанции установлено, что по двум домам, расположенным по ул. Ленина, 12 и 1-ый Строительный квартал, 33, постановления о признании домов аварийными органом местного самоуправления не принимались.
Заключение межведомственной комиссии от 05.04.2013 о том, что жилой дом 33 по ул. Первый строительный квартал в г. Питкяранте является аварийным, не является достаточным основанием для исключения из расчета платы за сверхнормативные объемы электроэнергии.
По правилам Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47) межведомственная комиссия создается для осуществления оценки жилых помещений на соответствие требованиям, установленным данным Положением. Заключение комиссии влечет соответствующие правовые последствия после решения органа местного самоуправления об определении судьбы аварийных и непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов. Факт аварийности или непригодности возникает объективно, не по воле органа местного самоуправления, но с решением органа местного самоуправления связываются правовые последствия, в том числе освобождение от внесения платы за сверхнормативно потребленные объемы электроэнергии. Поскольку такое решение в отношении дома 33 не принято, отсутствуют законные основания для перерасчета электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества.
В отношении дома 12 по ул. Ленина в г. Питякяранте межведомственная комиссия 02.03.2010 приняла заключение о том, что дом аварийным не является. Вместе с тем, ООО "Жилищные и коммунальные услуги" представило решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 31.05.2010 по делу N 2-129, которым заключение комиссии опровергнуто, сделан вывод о том, что дом подлежит сносу.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно исключил из расчета стоимость электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества и начисленной по указанному дому сверх норматива, а также стоимость "отрицательного ОДН" в размере 27 119 рублей 69 копеек, которая не была учтена АО "ТНС энерго Карелия" при расчете за январь 2017 года в связи с изменением редакции пункта 21(1) Правил N 124.
Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с 01.01.17 исключены из состава коммунальной услуги "электроснабжение" и включены в состав платы за содержание жилого помещения в силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015N 176-ФЗ, а также пунктов 4, 40 Правил N 354, в редакции, действующей с 01.01.2017. При этом законодательством выполнение обязанности управляющей компании по содержанию общего имущества в многоквартирном доме связывается с необходимостью несения такой управляющей компанией расходов на оплату энергетических ресурсов, потребленных при выполнении необходимого для содержания общего имущества в многоквартирном доме перечня работ. Именно для целей исполнения управляющей организацией данной обязанности плата за электроэнергию, потребленную на ОДН, с 01.01.2017 включена в состав платы за содержание жилого помещения, которая в силу положений части 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится собственниками/нанимателями жилых помещений исключительно управляющей организации, которая, в свою очередь обязана приобретать у ресурсоснабжающей организации АО "ТНС энерго Карелия" электроэнергию для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Объем обязательств ответчика перед АО "ТНС энерго Карелия" определен истцом в соответствии с пунктом 21 (1) Правил N 124 по формуле:
V(д) = V(одпу) - V(потр), где:
V(одпу) - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
V(потр) - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина V(потр) превышает или равна величине V(одпу), то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0;
С учетом того, что объем обязательств собственников/нанимателей жилых помещений многоквартирного дома перед ресурсоснабжающей организацией (V(потр)) по оплате потребленной коммунальной услуги "электроснабжение" ограничен обязанностью таких лиц по оплате в адрес ресурсоснабжающей организации лишь электроэнергии, потребленной в жилых помещениях на личные бытовые нужды, а электроэнергия, потребленная на ОДН, включена в состав платы за содержание жилого помещения и оплачивается собственниками/нанимателями жилых помещений напрямую в адрес соответствующей управляющей компании (минуя ресурсоснабжающую организацию), то объем обязательств управляющей организации перед гарантирующим поставщиком равен объему электроэнергии, потребленному на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Вместе с тем, не учитывая при расчетах за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в размере превышения V(потр)( )над( )V(одпу)(, )гарантирующий поставщик фактически неосновательно обогащается за счёт управляющей организации. Превышение V(потр)( )над( )V(одпу)( )(отрицательный ОДН) по своей природе есть ни что иное, как объём индивидуального потребления, не показанный потребителем в предыдущие расчётные периоды, в связи с этим отнесенный на ОДН, и предъявленный к оплате управляющей организации за предыдущие расчётные периоды. Передача показаний ИПУ в последующих расчетных периодах в силу пунктов 61, 81(11) Правил N 354 влечет доначисление потребителю платы.
Таким образом, потребитель на основании части 1 статьи 157 ЖК РФ оплачивает объем индивидуального потребления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учёта, часть которого ранее была выставлена управляющей организации в составе объёма потребления на общедомовые нужды.
Получение двойной оплаты за поставленный ресурс противоречит пункту 1 статьи 544 ГК РФ об оплате фактически принятого абонентом количества энергии.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.12.2017 по делу N А26-2688/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.