Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2018 г. N Ф05-5788/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
6 марта 2018 г. |
дело N А40-154450/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Прачечная Очаково" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2017
по делу N А40-154450/17, принятое судьей Шевелёвой Л.А.
по заявлению ОАО "Прачечная Очаково" (ОГРН 1037739374100)
к ИФНС России N 29 по г. Москве (ОГРН 1027700484350)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Сырица Е.Ю. по доверенности от 05.04.2017, Ермолаева О.И. по доверенности от 12.10.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2017 в удовлетворении заявленных ОАО "Прачечная Очаково" требований о признании незаконным решения ИФНС России N 29 по г. Москве N 20-15/368 от 21.04.2017 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Представители налогового органа в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что ОАО "Прачечная Очаково" являлось собственником недвижимого имущества с кадастровым номером:77:07:0014001:1203, расположенного по адресу: Москва, улица Большая Очаковская, дом 44, площадью 8.776, 3 кв.м.
Согласно представленной ОАО "Прачечная "Очаково" копии письма Управления Росреестра по г. Москве от 24.09.2015 N 77/007/059/2015-885 в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ним внесена запись N 77- 7/007-77/007/059/2015-885/1 от 24.09.2015 о прекращении права собственности и ликвидации объекта с кадастровым номером: 77:07:0014001:1203, расположенного по адресу: Москва, улица Большая Очаковская, дом 44, площадью 8.776, 3 кв.м.
По результатам камеральной проверки инспекцией вынесено решение N 20- 15/368 от 21.04.2017 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю доначислен налог на имущество организаций в сумме 2.028.446 руб. за полугодие 2015 и пени.
Налогоплательщиком обжаловано решение инспекции в административном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе N 21-19/105515 от 12.07.2017, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными доначислениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1, 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) указано, что в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексы) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
В силу положений подп. 3 п. 12 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядок налогообложения объектов недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, установленный ст. 378.2 Кодекса, применяется в отношении организаций - собственников объектов недвижимого имущества и такое имущество подлежит налогообложению у его собственника или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Кодекса.
В силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" общество является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении помещения с кадастровым номером 77:07:0014001:1203, расположенного по адресу: Москва, улица Большая Очаковская, дом 44, площадью 8.776, 3 кв.м., уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Согласно п. 5 ст. 382 Налогового кодекса Российской Федерации в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 Кодекса, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей по налогу) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2015) установлен заявительный порядок государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 6 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в 2016) с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости (подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона N 221- ФЗ).
На основании п. 4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действующей в 2017) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется по заявлению собственника таких объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (подп. 3 п. 3 ст. 15 Закона N 218-ФЗ). При этом в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 16 Федерального закона N 218-ФЗ датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости. Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.
Таким образом, в целях применения положений ст. ст. 378.2, 382 Налогового кодекса Российской Федерации, датой прекращения прав собственности на снесенный объект недвижимого имущества признается дата регистрации прекращения права собственности и снятия с государственного кадастрового учета такого объекта (в рассматриваемом случае 24.09.2015).
Следовательно, в отношении объекта недвижимости заявителя порядок определения налоговой базы по налогу на имущество, иной, нежели, установленный правилами бухгалтерского учета.
До регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости в ЕГРН, заявитель обязан учитывать указанный объект недвижимости в качестве основного средства в целях налогообложения по налогу на имущество.
Учитывая, что в данном случае объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0014001:1203, расположенный по адресу: Москва, улица Большая Очаковская, дом 44 включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (с изменениями и дополнениями), налог на имущество по указанному объекту в 2015 должен исчисляться исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости до момента регистрации прекращения права собственности и снятия с государственного кадастрового учета.
В рассматриваемом случае, спорный объект подпадает под кадастровое налогообложение, следовательно, начисление налога на имущество производится до даты регистрации прекращения права собственности на снесенный объект.
При таких обстоятельствах, вывод инспекции о необоснованном занижении налогоплательщиком суммы авансового платежа по налогу на имущество организаций за полугодие 2015 в размере 2.028.446 руб. является обоснованным.
Данная позиция подтверждается письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 08.07.2016 N БС-4-11/12327@ "О налоге на имущество организаций в случае сноса объекта недвижимого имущества": исчисление налога на имущество организаций в случае сноса объекта недвижимого имущества производится до даты регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества, в том числе жилые дома и жилые помещения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, так как после вступления в силу Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в ст. 12 ч. 1 и главу 30 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации", решение вопроса о моменте прекращения у организации обязанности уплачивать налог на имущество в отношении выбывшего объекта основных средств зависит от порядка налогообложения, а именно: если налоговой базой является среднегодовая стоимость объекта, то такая обязанность прекращается в связи с признанием объекта не соответствующим понятию актива и исключением его из состава основных средств (приказ Минфина России от 30.02.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "учет основных средств" ПБУ 6/01"); если объект недвижимости подпадает под кадастровое налогообложение, начисление налога на имущество производится до даты регистрации прекращения права собственности на снесенный объект.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2017 по делу N А40-154450/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154450/2017
Истец: ОАО "ПРАЧЕЧНАЯ "ОЧАКОВО"
Ответчик: Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 29 по Западному административному округу г. Москвы, ИФНС N 29 по г. Москве