г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А21-8056/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Лущаева С.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-944/2018) Управления Росприроднадзора по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.12.2017 по делу N А21-8056/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Сергеевой Галины Прокопьевны
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области
об оспаривании постановления от 25.07.2017 N 04-141-2017
установил:
индивидуальный предприниматель Сергеева Галина Прокопьевна (далее - Предприниматель, Сергеева Г.П.) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Управление, административный орган) от 25.07.2017 N 04-141-2017, которым Сергеева Г.П. привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 07.12.2017 заявление Предпринимателя удовлетворено, оспариваемое постановление Управления от 25.07.2017 N 04-141-2017 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 07.12.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
От Предпринимателя поступил мотивированный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения Предпринимателем природоохранного законодательства в сфере оборота отходов производства и потребления установлено, что 04.04.2016 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Предпринимателю выдана лицензия N 39-00093 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности определены: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности. Место осуществления лицензируемого вида деятельности: Калининград, ул. А.Невского, 120.
25.04.2017 при проведении совместного осмотра сотрудниками Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры, Министерства приводных ресурсов и экологии Калининградской области, Управления Роспотребнадзора Калининградской области и Управления Росприроднадзора области установлено, что на территории, прилегающей к офису Сергеевой Г.П., расположено около 60 контейнеров открытого типа, в т.ч. 1 контейнер с ТКО (возможно), 1 контейнер с металлоломом (предположительно). На территории общей площадью около 9 000 кв. м расположены заполненные контейнеры открытого типа, ТКО - 10 шт., брикеты (тюки) с гофрокартоном, картоном - около 20 шт., брикеты (тюки) с тарой из разнородных пластмасс - около 10 шт. Также в границах указанного участка расположено нежилое строение общей площадью около 6 000 кв. м, в котором расположены два пресса, в один из которых загружен гофрокартон (картон), также в помещении расположена сортировочная линия, состоящая из 2 ленточных транспортеров: подающего и сортировочного. На подающем транспортере находятся гофрокартон, картон, ПЭТ, стеклотара, тара из разнородных пластмасс, полиэтилен, остатки пищевых продуктов, на сортировочном транспортере - ПЭТ, стеклотара, тара из разнородных пластмасс, полиэтилен, остатки пищевых продуктов (перечисленное выглядит, как несортированные отходы). Также в указанном помещении находятся около 10 брикетов (тюков) объемом около 1,5 м кубометр с тарой из разнородных пластмасс (тара имеет следы загрязнения). Рядом с разгрузочной рампой установлены 2 контейнера открытого типа с ТКО. У разгрузочной рампы припаркован грузовой автомобиль (тягач) с контейнером открытого типа после его выгрузки.
Придя к выводу о том, что по указанному адресу Предпринимателем осуществляется деятельность по обработке отходов производства и потребления I-IV классов опасности, а именно: сортировка отходов, однако лицензия на данный вид деятельности отсутствует, 17.05.2017 постановлением Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении Предпринимателя возбуждено производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 04-141-2017 от 25.07.2017 Сергеева Г.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении Предпринимателем лицензируемого виде деятельности по обработке отходов производства и потребления в отсутствии лицензии.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприниматель 03.08.2017 обжаловал его в Ленинградский районный суд г. Калининграда, однако определением суда от 18.08.2017 по делу N 12-686/17 жалоба возвращена Предпринимателю с разъяснением права на обжалование постановления в Арбитражном суде Калининградской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Предпринимателя, правомерно руководствовался следующим.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, из оспариваемого постановления Управления от 25.07.2017 N 04-141-2017 и постановления Калининградского межрайонного природоохранного прокурора от 17.05.2017 следует, что Предпринимателю вменяется осуществление обработки (сортировки) отходов I-IV классов опасности в отсутствие лицензии, а не несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о неправильной квалификации административным органом вмененного предпринимателю правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ. Доводы подателя жалобы о том, что состав данного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства, в том числе в отсутствие лицензии на указанную деятельность, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Как верно отметил суд первой инстанции, административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Неправильная квалификация правонарушения является безусловным основанием в силу статьи 211 АПК РФ для признания незаконным оспариваемого постановления.
Кроме того, судом первой инстанции также принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.08.2017 по делу N А21-4213/2017 отказано в удовлетворении заявления Калининградского межрайонного природоохранного прокурора о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с недоказанностью правонарушения, выразившегося, по мнению прокурора, в осуществлении Предпринимателем деятельности по обработке (сортировке) отходов производства и потребления I-IV классов опасности без соответствующей лицензии.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Росприроднадзора не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 декабря 2017 года по делу N А21-8056/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.