14 марта 2018 г. |
дело N А83-2714/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Чертковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым на определение Арбитражного суда Республики Крым от 26 декабря 2017 года о процессуальном правопреемстве по делу N А83-2714/2014 (судья - Ищенко И.А.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Севпродукт" (ИНН 9204024214, ОГРН 1149204052777, д. 3, ул. Пирогова, г. Севастополь, 299003)
к управлению образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Толстого, 15)
о взыскании денежных средств,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Севпродукт" - Ивановой А.В. по доверенности от 10.05.2017,
от администрации города Симферополя Республики Крым - Чиковой А.А. по доверенности от 26.02.2018 N 24/01-69/755,
в отсутствие представителя управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Севпродукт" (далее - Общество, ООО "Севпродукт") 29.05.2017 обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о замене ответчика (должника по исполнительному производству) по делу N А83-2714/2014 с управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым на его процессуального правопреемника - администрацию города Симферополя Республики Крым.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017 по делу N А83-2714/2014 заявление ООО "Севпродукт" удовлетворено. Изменены наименование, реквизиты сторон по делу N А83-2714/2014 - взыскателя (истца) с общества с ограниченной ответственностью "Севпродукт" (99003, г. Севастополь, ул. Пирогова, 3, ЕГРПОУ 30709136) на общество с ограниченной ответственностью "Севпродукт" (299003, Россия, г. Севастополь, ул. Пирогова, 3, ОГРН 1149204052777, ИНН 92004024214). Произведена замена ответчика по делу А83-2714/2014 (должника) с управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым на процессуального правопреемника - администрацию города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102098749).
Не согласившись с указанным определением суда, администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит определение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017 отменить полностью, в удовлетворении заявления ООО "Севпродукт" отказать в полном объеме.
Определением от 30.01.2018 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Заявитель апелляционной жалобы считает определение суда первой инстанции необоснованным и вынесенным с неправильным применением норм материального права; указывает, что управление образования Симферопольского городского совета не являлось органом местного самоуправления, а являлось исполнительным органом Симферопольского городского совета, следовательно, администрация города Симферополя Республики Крым не может выступать его правопреемником. Управление образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым ликвидировано без правопреемства.
ООО "Севпродукт" в отзыве на апелляционную жалобу просит суд определение Арбитражного суда Республики Крым от 26.12.2017 оставить без изменения; апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку администрация города Симферополя Республики Крым приняла имущество, ранее находящееся у органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в том числе должника по настоящему делу. В силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и положений решения 7-ой сессии I созыва администрация города Симферополя Республики Крым является также правопреемником имущественных прав и обязанностей управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым.
В судебном заседании 06.03.2018 представитель ООО "Севпродукт", против доводов апелляционной жалобы возражал, по основаниям изложенным в отзыве.
Представитель заявителя апелляционной жалобы просил удовлетворить жалобу.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Хозяйственного суда Республики Крым от 08.12.2014 с управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью "Севпродукт" взысканы денежные средства в сумме 64000 украинских гривен в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату фактического платежа, 7034 рублей государственной пошлины.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.08.2015 решение Хозяйственного суда Республики Крым от 08.12.2014 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 оставлены без изменения.
На принудительное исполнение вышеуказанного решения 15.05.2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 001738638.
Согласно решению 2-ой сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 31.10.2014 N 19 "О ликвидации управления образования Симферопольского городского совета" юридическое лицо Управление образования Симферопольского городского совета, зарегистрированное по адресу: 295000, ул. Толстого, 15, г. Симферополь, Республика Крым (код ЕГРПОУ 02144246) ликвидировано.
В подпункте 5.2 пункта 5 решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 04.12.2014 N 102 "О вопросах правопреемства" определено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся в стадии исполнения, выступает администрация города Симферополя Республики Крым - в отношении иных споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Полагая, что правопреемником Управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым является администрация города Симферополя Республики Крым по настоящему делу, ООО "Севпродукт" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о замене ответчика (должника по исполнительному производству).
Удовлетворяя заявление взыскателя о процессуальном правопреемстве на стороне должника, суд первой инстанции исходил и того, что администрация города Симферополя Республики Крым приняла имущество, ранее находящееся у органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в том числе, у управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым; в силу законодательства Российской Федерации является функциональным правопреемником указанного должника.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из анализа приведенной нормы следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Таким образом, в целях определения возможности процессуального правопреемства судом должно быть установлено наличие правопреемства в спорном материальном правоотношении.
Спорное материальное правоотношение, как усматривается из решения Хозяйственного суда Республики Крым от 08.12.2014, возникло при заключении на конкурсных торгах за бюджетные средства договоров о государственной закупке товаров в области пищевой промышленности и общественного питания, где заказчиком выступало управление образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым, а участником торгов (а по отдельным закупкам - победителем торгов) ООО "Севпродукт".
Данные обстоятельства подтверждены решением Хозяйственного суда Республики Крым от 08.12.2014 по делу N А83-2714/2014, вступившим в законную силу.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. То есть с 21.03.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 6-ФКЗ местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Частью 2 статьи 19 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2082-6/14 "О вопросах урегулирования осуществления местного самоуправления на территории Республики Крым в переходный период" предписано до завершения формирования на территории Республики Крым органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательными и нормативными правовыми актами Республики Крым: 1.1. Полномочия по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, осуществляют на соответствующих территориях органы местного самоуправления, действовавшие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - органы местного самоуправления), в объеме прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными правовыми актами Республики Крым, актами органов местного самоуправления, и с учетом критериев отнесения соответствующих территорий к определенному виду муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно правовой формы.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что согласно Закону N 6-ФКЗ правопреемником в отношении обязательств органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования Симферопольского городского совета Республики Крым, а также иных документов, предусмотренных статьей 12 Закона N 6-ФКЗ по обязательствам, предметом которых является поступление средств и материальных ценностей в бюджет муниципального образования Симферопольского городского совета Республики Крым, выступает администрации города Симферополя Республики Крым.
Поскольку Управление образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым входило в структуру городского совета Автономной Республики Крым, являющегося волеобразующим органом городского поселения Симферополь в Автономной Республике Крым, оно относилось к органам местного самоуправления по смыслу законодательства Российской федерации.
В подпункте 5.2 Решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 04.12.2014 N 102 определено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам находящимся в стадии исполнения выступает администрация города Симферополя Республики Крым - в отношении иных споров с органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Следовательно, администрация города Симферополя Республики Крым является функциональными правопреемниками Управления образования Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Нарушения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
Таким образом, определение Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2017 о замене стороны правопреемником отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 188, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 26 декабря 2017 года по делу N А83-2714/2014 оставить без изменения; апелляционную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.