г. Ессентуки |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А25-914/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.11.2017 по делу N А25-914/2015 (судья Байчорова Ф.Б.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" (400006, г.Волгоград, ул.Шкирятова, 36; ОГРН 1073459009469, ИНН 3441032964) к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (369000, КЧР, г.Черкесск, ул.Кавказская, 19; ОГРН 1080917004850, ИНН 0917012783) о признании незаконным решения государственного органа, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (369140, КЧР, Зеленчукский район, ст.Зеленчукская, ул.Ленина, 81), - Администрация Исправненского сельского поселения (ст.Исправная, Зеленчукский район, ул.Кооперативная, 20),
при участии в судебном заседании:
от Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики - представитель Урчуков В.М. (доверенность N 4 от 31.01.2018),
от общества с ограниченной ответственностью "ГипсКарьерСтрой" - представитель Пискова А.А. (доверенность N 15/55 от 27.05.2015),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гипскарьерстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с 2 А25-914/2015 заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) о признании незаконным изложенного в письмах от 26.02.2015 N 404-03/РА и от 04.12.2015 N 3178-03 решения об отказе в переводе земельных участков площадью 594 648 кв. м с кадастровым номером 09:06:0010301:70 и площадью 70 тыс. кв. м с кадастровым номером 09:06:0010301:68, расположенных по адресам: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, участок СПК "Исправная", поля N 20, 68, (далее - земельный участки) из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - категория земель промышленности) в целях добычи полезных ископаемых (гипса), о понуждении к осуществлению такого перевода (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, администрация Исправненского сельского поселения (далее - администрация района, администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.03.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016, заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. Несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования не препятствует переводу земельных участков из одной категории в другую. Действие градостроительного регламента на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых, не распространяется. Использование земельных участков должно осуществляться в соответствии с законодательством о недрах. Перевод находящегося в частной собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такой перевод может быть осуществлен в случае предполагаемого использования земельных участков для добычи полезных ископаемых и при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. При принятии оспариваемых решений министерство не учло требования законодательства о недрах, наличие утвержденного и согласованного проекта рекультивации земель
Постановлением кассационного суда от 18.11.2016 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.03.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по делу N А25-914/2015 отменены. Дело N А25-914/2015 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики. Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при вынесении обжалуемых судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки доводам министерства о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования Зеленчукского муниципального района, по названным документам не установили расположение земельных участков по отношению к установленным функциональным зонам, на которых запланировано размещение объектов местного значения, в том числе указанного в утвержденной Советом Зеленчукского муниципального района от 13.04.2013 N 267 в редакции решения от 18.07.2013 N 278 схеме территориального планирования Зеленчукского муниципального района завода по производству гипса в ст. Исправной (пункт 31). Судами не исследован и не оценен раздел проектной документации, содержащий проект рекультивации земель, не установлена его относимость к рассматриваемым земельным участкам. В деле также отсутствуют доказательства внесения в документы территориального планирования района по инициативе общества изменений, предусматривающих использование территории, в границах которой расположены земельные участки, в целях добычи полезных ископаемых, согласования таких изменений с учетом возможного негативного 8 А25-914/2015 воздействия соответствующей деятельности общества на водные объекты, на окружающую среду.
Решением Арбитражного Карачаево-Черкесской Республики от 07.11.2017 в иске отказано. Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом указаний кассационной инстанции, суд первой инстанции посчитал требования заявителя о признании незаконным отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из состава земель категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса) и об обязании устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения в переводе земельных участков не подлежащими удовлетворению. При новом рассмотрении дела, судом затребованы от лиц, участвующих в деле, письменные пояснения по доводам требований и возражений с учетом обязательных указаний, содержащихся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.11.2017, в том числе дополнительные доказательства.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции игнорирует позицию уполномоченных органов местного самоуправления, заявленную в судебном заседании и изложенную письменно о том, что для реализации испрашиваемого недропользоателем перевода земель в земли промышленности внесения каких-либо изменений в документы территориального планирования не требуется. Апеллянт ссылается на то, что суд не указал, в какой именно части схемы выявлены противоречия, препятствующие удовлетворению требования общества о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Истец также ссылается на статью 20 ГрК РФ, указывая, что вопрос о соответствии или несоответствии планируемого перевода относится к компетенции органов местного самоуправления.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 АПК РФ.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, проверив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ГипсКарьерСтрой" (правопреемник ООО "Волма-Индустрия") является владельцем лицензии ЧЕР 80029 ТР от 30.04.2008 об условиях пользования недрами для геологического изучения, добычи и переработки гипсов на участке Зеленчукского проявления, расположенного в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики, со сроком действия до 30.04.2033.
Согласно пункту 6.8 лицензионного соглашения общество обязано в срок до 01.05.2015 произвести в необходимых объемах перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
В границах горного отвода месторождения гипсового камня Зеленчукского проявления расположены земельные участки, принадлежащие заявителю на праве собственности: с кадастровым номером 09:06:0010301:70, общей площадью 594 648, 00 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, участок СПК Исправная, поле N 20 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.01.2009 N 09-09-02/091/2008-976); с кадастровым номером 09:06:0010301:68, общей площадью 70 000 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, участок СПК Исправная, поле N 68 (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.11.2008 N 09-09-02/084/2008-779).
Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
04.12.2012 между Правительством Карачаево-Черкесской Республики и правопредшественником заявителя заключено соглашение N 111 о взаимодействии при реализации инвестиционного проекта по организации добычи и дробления гипсового камня на участке Зеленчукского проявления, строительству комплекса по производству строительных материалов на основе гипсового вяжущего в Зеленчукского районе Карачаево-Черкесской Республики (далее - Соглашение). По условиям пункта 2.1.5 Соглашения Правительство Карачаево-Черкесской Республики приняло на себя обязательство в соответствии с действующим законодательством содействовать переводу земель в границах месторождения гипсового камня из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для организации добычи полезных ископаемых (гипса).
Общество обратилось в министерство с ходатайством от 17.12.2014 года N 62н о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68, расположенных по адресу: Россия, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, участок СПК Исправная, поле N20, из категории "земель сельскохозяйственного назначения, в категорию " земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса)" (т. 1, л.д. 16).
В качестве оснований для удовлетворения данного ходатайства заявитель указал на пункт 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), в случаях связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Общество приложило к ходатайству, в том числе, и проект рекультивации земель.
Письмом министерства от 26.02.2015 N 404-03/РА в удовлетворении ходатайства было отказано, со ссылкой на пункт 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ, в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения участка, утвержденным документам территориального планирования (т. 1, л.д. 19).
По запросу министерства, направленному 13.02.2015, о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования Зеленчукского района, администрация района письмом от 24.02.2015 N 01-239 сообщила о нахождении земельных участков, согласно утвержденными документами территориального планирования, на землях сельскохозяйственного назначения с особыми условиями использования (л.д.45, т.3).
Письмом от 16.02.2015 (л.д.109, т.2) министерство сообщило обществу, что министерством в адрес администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики направлен запрос о предоставлении информации о соответствии испрашиваемого целевого назначения указанных земельных участков с утверждёнными документами территориального планирования и документации по планировке территории Зеленчукского муниципального района, согласно пункта 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ. Решение о переводе земельных участков, либо об отказе в переводе будет принято после получения ответа на запрос от администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики.
27.03.2015 и 08.04.2015 заявитель направил в администрацию Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики письма с просьбой направить в адрес общества копию документа, утверждающего схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района КЧР, а также выкопировку из карты с зонами с особыми условиями использования территорий района, подтверждающую обстоятельства нахождения спорных земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения с особыми условиями использования (карст). Администрация Зеленчукского района направила заявителю письма с отказом в предоставлении копий документов от 12.05.2015 и 18.05.2015.
В качестве оснований отказа указано, что решения Совета от 13.04.2013 N 267 "Об утверждении Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики", от 18.07.2013 N 278 "Об утверждении корректировки Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики", материалы территориального планирования Исправненского сельского поселения Зеленчукского муниципального района, а также документы об их утверждении, размещены на официальном сайте администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в разделе "Совет", и на официальном сайте Исправненского сельского поселения.
Далее, общество направило обращения в Администрацию Исправненского сельского поселения и Администрацию Зеленчукского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении информации по срокам внесения изменений в документы терпланирования. 27.08.2015 г. администрация Зеленчукского MP сообщила, что земельные участки общества, которые надлежит перевести в земли промышленности, находятся на землях сельскохозяйственного назначения и за пределами населенного пункта Исправненского СП, где правовое зонирование генеральным планом не установлено. При этом администрация Зеленчукского MP указала, что для решения вопроса о внесении изменений в генеральный план необходим перевод земельных участков из одной категории в другую, что находится в компетенции министерства имущественных и земельных отношений КЧР. Письмо аналогичного содержания общество получило от Совета Исправненского сельского поселения Зеленчукского муниципального района от 1.08.2015 г. N 32.
Заявитель повторно обратился с ходатайством от 12.10.2015 в министерство, приложив дополнительные документы: нотариально заверенные копии писем Совета Исправненского сельского поселения от 11.08.2015 N 32 и Администрации Зеленчукского муниципального района от 27.08.2015 N 01-1318; обоснование перевода земель он 09.10.2015; согласие на перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую от 09.10.2015; выписку из ЕГРЮЛ от 12.10.2015 N ЮЭ9965-15-1016978.
Письмом от 04.12.2015 N 3178-03 министерство вновь отказало обществу со ссылкой на то же основание, что явилось причиной обращения общества в арбитражный суд.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Проанализировав содержанием писем министерства от 26.02.2015 N 404-03/РА и от 04.12.2015 N 3178-03, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ходатайства заявителя по существу обращения рассмотрены и по ним принято решение об отказе, выраженное в письмах от 26.02.2015 N404-03/РА и от 04.12.2015 N 3178-03.
В порядке части 1 статьи 198 АПК РФ могут быть признаны незаконными решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если их решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания оспариваемого решения незаконным является одновременное несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам, и нарушение указанным решением гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Пункт 8 статьи 7 Закона N 172-ФЗ определяет возможность перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Вместе с тем названный закон предусматривает основания для отказа в переводе земель.
Согласно статье 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод (пункт 1); наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (пункт 2); установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3).
Решение ответчика об отказе в переводе земельного участка мотивировано пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ - установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка, утвержденным документам территориального планирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе схемы территориального планирования муниципальных районов.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета Зеленчукского муниципального района от 13.04.2013 N 267 утверждена схема территориального планирования муниципального района.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района (часть 8 статьи 20 ГрК РФ).
Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9 и 21 ГрК РФ (часть 9 статьи 20 ГрК РФ).
Согласно статье 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 N 69 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований".
Статьей 20 ГрК РФ, установлено, что внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованными доводы министерства о том, что перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности возможен после внесения изменений в схему в части включения спорного земельного участка в зону перспективного развития предприятий.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что измененная схема территориального планирования лицами, участвующими в деле, суду не представлялась, то в силу требований статьи 9 ГрК РФ действующая и утвержденная в установленном порядке схема территориального планирования района является обязательной для министерства.
В ходе рассмотрения дела, после его отмены Арбитражным судом Северо-Кавказского округа и направления на новое рассмотрение, общество направило в адрес Администрации Зеленчукского муниципального района и Администрации Исправненского сельского поселения запросы от 17.05.2017 N 37н/17, в которых просило дать мотивированное заключение о соответствии планируемого перевода земельных участков с кадастровыми номерами N 09:06:0010301:70 и N09:06:0010301:68 документам территориального планирования Зеленчукского муниципального района и Исправненского сельского поселения КЧР.
Администрация Зеленчукского муниципального района в ответе на запрос, направленный 08.06.2017 в адрес общества, а также министерства, сообщила, что испрашиваемое целевое назначение земельных участков с кадастровыми номерами N 09:06:0010301:70 и N 09:06:0010301:68 соответствует документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации Зеленчукского муниципального района и Исправненского сельского поселения, а также планам указанных муниципальных образования по развитию территорий. Дополнительно сообщило, что в случае перевода указанных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, администрацией Зеленчуккого муниципального района будут внесены изменения в Схему современного использования территории, являющуюся неотьъемлемой частью Схемы территориального планирования Зеленчукского муниципального района, в целях отражения фактического использования территории. Аналогичный ответ в адрес общества был направлен 23.06.2017 Администрацией Исправненского сельского поселения (л.д.71, 73, 74, т.5).
Общество обратилось 19.05.2017 в адрес ответчика с письмом, в котором изложило свои доводы и просило министерство истребовать в администрации Зеленчукского муниципального района мотивированное заключение о соответствии/несоответствии документам территориального планирования перевода земельных участков с кадастровыми номерами N 09:06:0010301:70 и N 09:06:0010301:68 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и повторно рассмотреть ходатайство общества от 17.12.2014 и от 12.10.2015 о переводе земельных участков с кадастровыми номерами N 09:06:0010301:70 и N 09:06:0010301:68 из состава земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса) с учетом полученного заключения администрации Зеленчукского муниципального района.
Министерство, получив заключение Администрации Зеленчукского муниципального района от 08.06.2017, рассмотрев его, направило ответ от 20.06.2017 N 223-03, в котором запросило документы, подтверждающие соответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков с кадастровыми номерами N 09:06:0010301:70 и N 09:06:0010301:68, расположенных на территории Зеленчукского муниципального района (для добычи полезных ископаемых) утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории Зеленчукского муниципального района, а также информацию о территориальной зоне, к которой отнесены вышестоящие земельные участки и видах разрешенного использования предусмотренных правилами землепользования и застройки в данной территориальной зоне согласно утвержденным документам территориального планирования (л.д.75, т.5).
Запрос остался без ответа.
Письмом от 11.07.2017 N 2490-03 ответчик направил запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о видах разрешенного использования, предусмотренных правилами землепользования и застройки в данной территориальной зоне согласно утвержденным документам территориального планирования Зеленчукского муниципального района с предоставлением выкопировки из документов территориального планирования.
Согласно ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2017 N 2793, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования земельные участки с кадастровыми номерами N 09:06:0010301:70, площадью 594 648 кв.м., и N09:06:0010301:68, площадью 70 000 кв.м., расположены на землях сельскохозяйственного назначения за границей населенного пункта, на территории Исправненского сельского поселения.
Апелляционным судом изучена переписка лиц, участвующих в деле, в результате оценки которой суд приходит к выводу, что имеются (и имелись ранее) все основания для внесения Администрацией Зеленчукского муниципального района изменений в схему территориального планирования Зеленчукского муниципального района. Общество с таким заявлением обращалось в муниципальный орган, получив отказ.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что Администрации Зеленчукского муниципального района следует рассмотреть по существу вопрос о внесении изменений в схему, так как заключения об отсутствии несоответствий испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, без документального подтверждения, не состоятельны.
Изучив схему территориального планирования с пояснениями и приложениями, суд первой инстанции пришел к следующим обоснованным выводам.
Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме, включают описание проектного плана, согласно которому в схеме предусматривается четкое зонирование территории с учетом существующего и перспективного использования, функциональных и транспортных связей, на проектном плане выделяются зоны различного функционального назначения, принятые в соответствие с ГрК РФ, в частности земли сельскохозяйственного назначения, земли предприятий, земли перспективного развития предприятий (раздел "Зонирование территории"), а также перечень мероприятий по территориальному планированию, в том числе по развитию промышленных и коммунально-складских территорий и сельскохозяйственного производства.
Таким образом, схема устанавливает зоны различного функционального назначения применительно к конкретным участкам территории Зеленчукского муниципального района с учетом соответствующих планируемых мероприятий по развитию данной территории.
Из сведений, содержащихся в представленной схеме территориального планирования Зеленчукского муниципального района, письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2017, с приложением карты градостроительного зонирования Исправненского сельского поселения, усматривается, что спорные земельные участки располагаются на участке территории, планируемом к использованию в качестве земель сельскохозяйственного назначения, и не включаются в зону перспективного развития предприятий, соответственно, использование его по иному назначению не планируется.
Согласно Генерального плана Исправненского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов от 11.04.2013 N 13 и размещенного на официальном сайте администрации Зеленчукского муниципального района, земельные участки с кадастровыми номерами N 09:06:0010301:70, площадью 594 648 кв.м., и N 09:06:0010301:68, обозначены как земли категории сельхозназначения.
Так, при изучении карты видно, что указанные участки обозначены светло-зеленым (салатовым) цветом с нанесением вертикальных красных линий. В разделе "условные обозначения" светло-зеленому цвету соответствует земля сельхозназначения, а красные вертикальные линии соответствуют зоне распространения карста.
Также следует отметить, что согласно п.1.3.2.1 том 1 генерального плана Зеленчукского муниципального района общая площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории Исправненского сельского поселения составляет 29 845 га. Проектом генерального плана предусматривается ее сокращение до 29 557, 1 га. Общее сокращение этой категории земель составит 287, 9 га. При этом в земли населенных пунктов перейдет 258,6 га., в земли промышленности - 29,3 га.
Таким образом, в текстовом приложении указано, что планируется перевод 29,3 га. земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, в то время как общая площадь земельных участков, согласно ходатайства истца о переводе земли из одной категории в другую, составляет 664,6 га, что опровергает доводы истца и представителей третьих лиц, администраций Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Исправненского сельского поселения, о том, что перевод земельных участков в категорию промышленных предусмотрен утвержденными документами территориального планирования в будущем.
Наличие проекта рекультивации земель - обязательное условие перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, связанного с добычей полезных ископаемых несоблюдение которого является основанием для отказа в переводе, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона N 172-ФЗ, в связи с установлением в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В тоже время, несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ является самостоятельным основанием для отказа в переводе, установление которого предполагает формальное соотнесение испрашиваемого целевого назначения земель с планируемым их использованием в соответствии с указанными документами. При этом данное основание является безусловным и расширительному толкованию в части возможного внесения изменений в указанные документы территориального планирования не подлежит.
В силу статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Учитывая, что спорный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, пользование, владение и распоряжение ими, как землями сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Положениями земельного законодательства, допускается использование земель наряду с целевым назначением для иных целей, но только при соблюдении принципа сохранения 11 целевого использования земельных участков (пункт 2 статьи 1 ЗК РФ, подпункт 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности решения об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую со ссылкой на несоответствие испрашиваемого целевого назначения участка, утвержденным документам территориального планирования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции обоснованно посчитал требование заявителя о признании незаконным отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68 из состава земель категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для организации добычи полезных ископаемых (гипса) и об обязании устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения в переводе земельных участков не подлежащими удовлетворению.
Доводы апеллянта о том, что суд первой инстанции проигнорировал правовую позицию уполномоченных органов местного самоуправления, заявленную в судебном заседании и изложенную письменно о том, что для реализации испрашиваемого недропользоателем перевода земель в земли промышленности внесения каких-либо изменений в документы территориального планирования не требуется, не соответствуют действительности, так как согласно п. 2.10. Административного регламента предоставления министерства государственной услуги "Перевод земель или земельных участков, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд из одной категории в другую", утвержденного распоряжением министерства от 12.10.2016 N 417 (текст распоряжения и административного регламента имеется в свободном доступе на официальном сайте министерства по адресу http://minizo.kchgov.ru), установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации может осуществляться путем получения информации от органов местного самоуправления, в чьи полномочия входит разработка и утверждение доку-ментов территориального планирования и документации по планировке территории, правил землепользования и застройки, а также путем визуального осмотра документов территориального планирования и документации по планировке территории, правил землепользования и застройки на сайтах органов местного самоуправления и выявления данного несоответствия. Таким образом, вывод о наличии либо отсутствии соответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования делается министерством на основании полученной информации от органов местного самоуправления, либо путем визуального осмотра документов территориального планирования и документации по планировке территории, правил землепользования и застройки на сайтах органов местного самоуправления.
Доводы апеллянта о том, что суд не указал, в какой именно части схемы выявлены противоречия, препятствующие удовлетворению ходатайства общества о переводе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, так же не соответствуют действительности, поскольку схемы и карты изучались в части, касающейся земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0010301:70 и 09:06:0010301:68.
Не обоснована и ссылка апеллянта на статью 20 ГрК РФ, с указанием на то, что вопрос о соответствии или несоответствии планируемого перевода относится к компетенции органов местного самоуправления, поскольку данная норма каких либо положений о соответствии (несоответствии) планируемого перевода не содержит. Данная норма регламентирует подготовку и утверждение схемы территориального планирования муниципального района, а также внесение изменений в такую схему.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина по жалобе относится на подателя апелляционной жалобы, но взысканию с него не подлежит, поскольку была уплачена.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 07.11.2017 по делу N А25-914/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.