г. Самара |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А65-30843/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" - Федотов Д.М. (доверенность от 20.12.2017),
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2018 по делу N А65-30843/2017 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (ОГРН 1141650021534, ИНН 1650297657), Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443), Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным акта проверки от 14.07.2017 N 34-15/2017 в части, об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 066/17 от 04.09.2017 по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее - административный орган) о признании недействительным акта проверки от 14.07.2017 N 34-15/2017 в части утверждения о необходимости в государственном регулировании тарифа на химические сточные воды и шламовые сточные воды, а также об отмене постановления о наложении штрафа от 04.09.2017 N 066/17, прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2018 в удовлетворении требования об отмене постановления о наложении штрафа от 04.09.2017 N 066/17 отказано, производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 14.07.2017 N 34-15/2017 прекращено.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований об отмене постановления от 04.09.2017 N 066/17 и о прекращении производства по делу в отношении Общества и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что при поступлении с производств ПАО "КАМАЗ" химически загрязненных сточных вод, содержащих кислоты, щелочи, шестивалентный хром, соли тяжелых металлов, заявитель очищает данные химические стоки на локальных очистных сооружениях "ЭФКО" и "Дегремон". Обслуживание локальных очистных сооружений абонента не является регулируемым видом деятельности, цена определяется по соглашению сторон и не подлежит государственному регулированию.
Согласно утвержденной схеме водоснабжения и водоотведения МО города Набережные Челны очистные сооружения "ЭФКО" и "Дегремон" не являются объектами централизованной системы водоотведения. Следовательно, прием химических сточных вод ПАО "КАМАЗ" не является регулируемым видом деятельности, поскольку в данном случае прием, транспортировка и очистка сточных вод производится с использованием очистных сооружений, не являющихся объектами централизованной системы водоотведения.
Шламовые сточные воды входят в перечень загрязняющих веществ, запрещённых к сбросу в централизованную систему водоотведения. В связи с чем заявитель осуществляет очистку шламовых стоков посредством локальной системы очистки. Шламовые сточные воды не входят в понятие водоотведение как регулируемого вида деятельности и, как следствие, не подлежат государственному регулированию.
Очистки химических стоков и шламовых стоков не относятся к централизованным системам г. Набережные Челны.
Заявитель обращался за утверждением тарифа на очистку химических сточных вод и шламовых сточных вод исключительно с целью исключения разногласий при ценообразовании на соответствующие услуги с ПАО "КАМАЗ". Заявитель воспользовался своим правом по утверждению соответствующих тарифов, в то время как обязанность по их утверждению законодательством не установлена.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административным органом была проведена плановая выездная проверка заявителя на предмет соблюдения субъектом ценообразования обязательных требований законодательства в сфере регулируемого ценообразования в 2016-2017 годах, по итогам которой составлен акт проверки от 14.07.2017 N 34-15/2017.
В частности, проверкой установлено, что заявителем соответствующим абонентам выставлялась плата за услуги водоотведения (химических сточных вод, шламовых сточных вод) без утвержденных тарифов. За утверждением тарифов на указанные ресурсы на 2017-2020 годы заявитель обратился в уполномоченный орган только 15.02.2017, тарифы на указанные услуги для заявителя были утверждены постановлением административного органа от 14.04.2017 N 10-10/кс "Об установлении тарифов на техническую воду и водоотведение для Общества с ограниченной ответственностью "ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ" на 2017 - 2020 годы", то есть в период с января 2017 г. по апрель 2017 г. включительно заявитель выставлял плату соответствующим абонентам за водоотведение химических сточных вод и шламовых сточных вод в отсутствие тарифов, установленных в предусмотренном законодательством порядке.
21.08.2017 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 04.09.2017 по делу N 066/2017 административный орган привлек заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В силу частей 7 и 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения. Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованной системой водоотведения (канализации) признается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В рассматриваемом случае административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель в период с января по апрель 2017 года взимал плату за прием сточных вод от абонентов через присоединенную сеть водоотведения в отсутствие утвержденных в установленном порядке тарифов.
Довод заявителя о том, что он осуществляет деятельность по обслуживанию локальных очистных сооружений (станций "ЭФКО" и "Дегремон"), используемых в очистке сбросов с ПАО "КАМАЗ", которая не является регулируемой деятельностью, и что цена на данный вид деятельности определяется по соглашению сторон, арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не опровергнуто, что заявитель заключал договоры не на обслуживание локальных очистных сооружений, а на прием сточных вод с абонентами, предметом которых является прием (сброс) и очистка шламовых, химических и особо-загрязненных сточных вод от абонента в систему канализации, обслуживаемой заявителем, то есть на водоотведение по всему циклу процесса, в том числе и с использованием централизованной системы водоотведения.
Локальные очистные сооружения по переработке промышленных стоков имеют технологическую связь с централизованной системой водоотведения города, эксплуатируемой заявителем как гарантирующей организацией.
Согласно предоставленному заявителем описанию технологических процессов водоотведения химических стоков такие стоки поступают в соответствующие сборные баки из емкости окрасочного производства, а затем перекачиваются на станцию нейтрализации "Дегремон". Впоследствии очищенные сточные воды, прошедшие обработку на станции нейтрализации "Дегремон", через промышленную канализацию поступают на сооружения механической очистки промстоков (далее - СМОП) для дальнейшей доочистки.
Станция нейтрализации "ЭФКО" предназначена для нейтрализации химически загрязненных сточных вод, содержащих кислоты, щелочи, шестивалентный хром, соли тяжелых металлов. После очистки и нейтрализации очищенные стоки сбрасываются насосами в промышленную канализацию.
В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Набережные Челны на период до 2024 года включительно (далее - Схема), утвержденной постановлением Исполнительного комитета от 19.06.2014 N 3582, в систему водоотведения города Набережные Челны входит промышленная канализация. Промышленные сточные воды от заводов по системе самотечных коллекторов собираются в приемные резервуары канализационных насосных станций, откуда перекачиваются на СМОП. В эту же канализацию сбрасываются очищенные промышленные сточные воды после нейтрализации солей тяжелых металлов на внутризаводских локальных установках станций нейтрализации "ЭФКО", "Дегремон".
Централизованная бытовая система водоотведения включает в себя 2 основные подсистемы: 1) подсистему водоотведения сильно загрязнённых производственных сточных вод ПАО "КАМАЗ"; 2) подсистему водоотведения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Подсистема водоотведения производственных сточных вод ПАО "КАМАЗ" предназначена для отведения и предварительной очистки на сооружениях мехочистки ПАО "КАМАЗ" сильно загрязнённых производственных сточных вод основных производств ПАО "КАМАЗ" и последующей перекачки предварительно очищенных сильно загрязнённых производственных сточных вод ПАО "КАМАЗ" на районные очистные сооружения подсистемы водоотведения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Подсистема водоотведения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод предназначена для отведения бытовых и производственных сточных вод со всей территории города и их очистку на районных очистных сооружениях канализации (далее - РОС), а также очистку на РОС сильно загрязнённых производственных сточных вод ПАО "КАМАЗ" после предварительной очистки на сооружениях мехочистки ПАО "КАМАЗ" этих стоков.
К нецентрализованным системам водоотведения Схемой отнесены только септики в частном секторе. К территориям, не охваченным централизованной системой водоотведения, отнесена территория частного сектора.
В городе Набережные Челны выделяются зоны централизованных систем, одной из которых является эксплуатационная зона централизованной бытовой системы водоотведения, в которой обслуживание всех объектов централизованной бытовой системы водоотведения города (питьевое и технические водоснабжение) осуществляет заявитель.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 03.06.2013 N 3538 заявитель признан гарантирующей организацией в сфере водоотведения. Согласно Схеме зоной деятельности гарантирующей организации в сфере водоотведения является территория города Набережные Челны в его административных границах.
Таким образом, водоотведение химических сточных вод осуществляется с использованием промышленной канализации, отнесенной согласно Схеме к централизованной системе водоотведения, обслуживание всех объектов которых осуществляет заявитель.
При указанных обстоятельствах довод заявителя о том, что согласно утвержденной схеме водоснабжения и водоотведения МО города Набережные Челны очистные сооружения "ЭФКО" и "Дегремон" не являются объектами централизованной системы водоотведения, признается несостоятельным.
Не принимаются во внимание и доводы заявителя о том, что шламовые сточные воды входят в перечень загрязняющих веществ, запрещённых к сбросу в централизованную систему водоотведения, что он осуществляет очистку шламовых стоков посредством локальной системы очистки и что шламовые сточные воды не входят в понятие водоотведение, как регулируемого вида деятельности, и, как следствие, не подлежат государственному регулированию.
Как уже отмечено выше, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ), то есть очистка сточных вод (в том числе и шламовых стоков) является частью деятельности по водоотведению.
Исходя из представленных заявителем в рамках тарифного дела документов, технологический процесс по водоотведению шламовых сточных вод осуществляется с использованием следующих циклов: прием и транспортирование шламовых сточных вод по напорным трубопроводам, очистку шламовых сточных вод с использованием специализированного оборудования (приемная камера, песколовки, отстойники) и добавлением реагентов, сброс очищенных стоков, что соответствует комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Поскольку очистные сооружения "ЭФКО" и "Дегремон" являются объектами, входящими в централизованную систему водоотведения города Набережные Челны, то и деятельность по очистке шламовых стоков является частью деятельности по водоотведению и, следовательно, подлежит государственному регулированию.
Судом также принимается во внимание и тот факт, что заявитель в 2014, 2015 и 2017 годах сам обращался в административный орган за установлением тарифов на указанные виды деятельности и что утвержденные тарифы применялись заявителем в расчетах за поставленные ресурсы абонентам.
Довод заявителя о том, что за утверждением тарифа на очистку химических сточных вод и шламовых сточных вод он обращался исключительно с целью исключения разногласий при ценообразовании на соответствующие услуги с ПАО "КАМАЗ", арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку у Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам отсутствуют право и обязанность по утверждению тарифов на нерегулируемые виды деятельности.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством требований, либо что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.
Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.
Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя в указанной части.
Заявителем в рамках настоящего дела также было заявлено требование о признании недействительным акта проверки от 14.07.2017 N 34-15/2017 в части утверждения о необходимости в государственном регулировании тарифа на химические сточные воды и шламовые сточные воды.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29, частью 1 статьи 198 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что оспариваемый акт проверки от 14.07.2017 N 34-15/2017, в котором зафиксированы сведения о результатах ее проведения, не содержит властных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает, не изменяет или отменяет права и обязанности лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не является обязательным для исполнения, в связи с чем не отвечает признакам правового акта, проверка законности которого может быть осуществлена по правилам главы 24 АПК РФ, суд первой инстанции прекратил производство по требованию заявителя о признании недействительным данного акта.
В указанной части решение суда первой инстанции заявителем не обжалуется.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения в обжалуемой части.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2018 по делу N А65-30843/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.