г. Хабаровск |
|
20 марта 2018 г. |
А73-880/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ника Сервис: Хмельницкий Я.А., представитель по доверенности от 19.09.2017;
от Хабаровской таможни: Орлова А.В., представитель по доверенности от 25.10.2017 N 05-38/157; Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 26.02.2018 N 05-39/063;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 09.01.2018
по делу N А73-880/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "Ника Сервис"
к Хабаровской таможне
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в
декларацию на товары N 10703070/060516/0002456, выраженного в письме от
12.12.2016 N 16-14/19698
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ника Сервис" (ИНН 2511033377, ОГРН 1052502189497, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным решения таможенного органа от 12.12.2016 N 16-14/19698 об отказе внесения ООО "Ника Сервис" изменений в графы 43, 45, 47 в ДТ N 10703070/060516/0002456, а также в графу для отметок таможенного органа ДТС-1 всех товаров в виде записи "ТС принята", об обязании таможни вернуть обществу излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных платежей по ДТ N10703070/060516/0002456 в установленном таможенным законодательством таможенного союза порядке и сроки.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-880/2017 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 09.01.2018 по делу N А73-880/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-880/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее по тексту - Порядок).
Разделом III Порядка регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Основания для изменения после выпуска товаров сведений, указанных в ДТ, определены в пункте 11 раздела III Порядка.
Согласно разделу IV Порядка регламентирует внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в том числе в случае: выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей; выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании его обращения. Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ (пункт 12 Порядка).
Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункт 13 Порядка).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Порядка).
Пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях: обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса; не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка; при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
В рамках заключенного с Дунинской торгово-экономической компанией с
ограниченной ответственностью "ЮЙПЭН" (КНР) контракта от 31.03.2015 N HLDN-219 общество ввезло на таможенную территорию ЕАЭС товары различного назначения в целях декларирования которых, обществом в таможенный орган подана декларация на товары N 10703070/060516/0002456.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом по первому методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таможенным органом в ходе проверки декларации и представленных документов с использованием СУР были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров: стоимость задекларированного товара ниже идентичных/однородных товаров, ввозимых
по ФТС России; цена, устанавливаемая в коммерческих документах из расчета за 1 килограмм, что не характерно для обычаев делового оборота; в цену товара не включены расходы на упаковку товаров (структура таможенной стоимости не подтверждена).
Таможенным органом 10.05.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки. Обществу предложено в срок до 04.07.2016 представить дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, в соответствии с перечнем, указанным в названном решении.
В целях выпуска товаров обществу предложено в срок до 23.05.2016 предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с приведенным расчетом. Сумма обеспечения была внесена обществом, таможенный орган осуществил выпуск товара.
Общество в ответ на решение о проведении дополнительной проверки
представило дополнительные документы и пояснения.
Таможенный орган по результатам рассмотрения, в том числе дополнительно представленных документов, пришел к выводу о не подтверждении обществом обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости в отношении товаров N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 27, 31, 33, 34, 36, 38, 40, 43, 44, 48, 49, 50, в связи с чем, принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в
декларации на товары N 10703070/060516/0002456.
Общество согласившись откорректировать таможенную стоимость, оформило декларацию таможенной стоимости формы ДТС-2. Скорректированная таможенная стоимость была принята таможенным органом, что подтверждается отметкой "ТС принята" от 02.08.2016 в декларации таможенной стоимости формы ДТС-2. Корректировка таможенной стоимости товаров повлекла за собой увеличение подлежащих уплате таможенных платежей.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в графы 43, 45, 47 в ДТ N 10703070/060516/0002456 в соответствии с представленной КДТ, а также в графу "Для отметок таможенного органа ДТС-1 всех товаров в виде записи "ТС принята". Согласно представленными документами в ДТ N 10703070/060516/0002456 подлежат внесению исходя из первого метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В связи с подачей заявления о внесении изменений в ДТ N 10703070/060516/0002456 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, доначисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10703070/060516/0002456.
Таможенный орган решением, выраженным в письме от 12.12.2016 отказал обществу во внесении изменений в декларации на товары, в том числе и в ДТ N 10703070/060516/0002456. Письмом от 16.12.2016 таможенный орган возвратил обществу заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил заявленные требования общества.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством России, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при соблюдении установленных в этой норме условий.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2-5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (пункт 1 статьи 68 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС предусмотрено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены решением комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Пунктом 11 Порядка установлен перечень признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, который не является исчерпывающим.
Принимая решение о корректировке таможенной стоимости товаров, таможенный орган исходил из того, что стоимость товаров указана в коммерческих документах исходя из расчета за 1 кг веса нетто товаров, что нехарактерно для обычаев делового оборота, например для таких товаров, как "казан", "суповарки", "двигатели", "насосы" и других. Цена установлена за единицу, а единица измерения "штуки", однако при данном расчете (цена*шутки) сумма по каждому товару не соответствует сумме, указанной в коммерческих документах. Документы не позволяют установить, каким образом была сформирована цена, что включено в цену товара, как происходило ее согласование и какие факторы и обстоятельства повлияли на ее формирование из расчета за 1 кг веса нетто; контрактом не предусмотрено, каким образом формируется цена товара и что включает в себя данная цена (структура затрат). Согласно графе 31 ДТ N 10703070/060516/0002456 товары ввезены в упаковке, а цена товара установлена из расчета за 1 кг веса нетто, что свидетельствует о том, что стоимость вспомогательной упаковки, стоимость работ по упаковке в цену товара из расчета за 1 кг веса не включена; в результате сравнительного анализа прайс-листов продавца и коммерческих документов выявлено несоответствие цены товара N 28 ("распылительные форсунки") - по документам цена составила 3,2 долл/кг, по прайс-листу - 2,8 долл/кг, товара N 21 ("лента для бумаги для изготовления набивки уплотнительных соединений") - по документам цена составила '31,5 долл/кг, по прайс-листу - 1,2 долл/кг, товара N 16 ("воздушный фильтр") - по документам цена составила 3 долл/кг, по прайс-листу - 5 долл/кг, товара N18 ("запасные части коробки переключения передач" - шестерни 1 шт, первичный вал - 6 шт) - по документам цена составила 1,1 долл./кг, тогда как стоимость товара "первичный вал коробки переключения передач" по прайс-листу составила 3 долл/кг, товара N 11 ("веревка из полимеров пропилена") - по документам цена составляет 3 долл/кг, в прайс-листах имеется только стоимость "веревки из синтетических материалов" - 2,1 долл/кг; при этом цена на товары в прайс-листе установлена вне зависимости от каких-либо индивидуализирующих признаков (качественных, физических, технических и иных характеристик); товары : "азотосодержащие удобрения", "мотоблоки", "звездочки для картофелекопалки", "муфты обжимные, направляющие для роликовых цепей", "скребок", "трос для крепления груза" в прайс-листах отсутствуют; в представленных прайс-листах стоимость товаров бывших в употреблении выше стоимости новых товаров (стоимость товара "борона дисковая" составляет 1,5 долл. США за кг, в то время как стоимость "бороны дисковой бывшей в употреблении" составляет 1,51 долл. США за кг); обществом не подтверждены заявленные условия поставки DDU- Полтавка, так как представленные прайс-листы действуют для покупателя на условиях поставки DDU-Полтавка, FCA-Полтавка, при этом не подтверждена структура таможенной стоимости в части перевозки товара; декларантом не представлены прайс-листы изготовителей и экспортная таможенная декларация.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Количество, ассортимент и цены на товар определяются спецификациями или инвойсами к каждой партии товара, которые являются неотъемлемой частью контракта (пунктом 1.2 контракта). Согласно спецификации от 04.05.2016 к контракту сторонами согласовано наименование товара, количество мест, вес нетто, цена за единицу и общая стоимость товара. Сведения также отражены в инвойсе от 04.05.2016 N 16. Сторонами контракта согласована поставка определенного количества товара, определенного наименования по согласованной цене.
Довод жалобы таможенного органа об отклонении заявленной обществом таможенной стоимости товаров от 13,33 до 91,34% отклоняется, поскольку по многим задекларированным товарам заявленный обществом ИТС, не превышает ИТС заявленный иными участниками ВЭД, недостоверных сведений об их количестве, стоимости и наименовании таможенным органом не выявлено.
В соответствии с подпунктом b пункта 2 статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой, во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.
Согласно указанного определения действительной стоимости следует, что такая стоимость товара определяется, прежде всего, из ценового уровня товара, по которому такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи, а не исходя из порядка установления сторонами единицы измерения цены указанного товара. Стороны свободны в выборе условий при заключении договора, в том числе и в части согласования порядка определения цены товара. В спецификации N 16 к контракту сторонами согласована не только цена товара за единицу, но и общая стоимость каждого наименования товара. Таким образом, данная цена не просто определена путем математического расчета, а согласована сторонами контракта в коммерческом документе. В спецификации содержатся все количественные характеристики товара, а именно: количество товара, количество мест, вес нетто. Данные сведения позволяют достоверно соотнести сведения о цене товара с его количественными характеристиками.
Доводы таможенного органа о том, что представленные прайс-листы продавца не содержат сведений о цене товаров, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку стоимость указанных товаров согласована сторонами в спецификации и инвойсах, являющихся неотъемлемой частью контракта. Согласно контракту также не следует, что цена поставляемого товара устанавливается в прайс-листе. По условиям контракта общество не обязано производить оплату товара на основании цены, указанной в прайс-листе продавца.
Материалами дела подтверждается, что продавец по контракту не является производителем (изготовителем) товаров, в связи с чем, общество указало таможенному органу, что не имеет возможности предоставить прайс-листы изготовителя, с которым у него отсутствуют коммерческие отношения.
Действующим контрактом, не предусмотрено, обязательное сопровождение сделки предоставление указанных документов. Общество не осуществляло декларирование товара в КНР и не заключало сделки с производителем товара и в силу объективных причин и обычаев делового оборота не имело реальной возможности предоставить, указанные документы.
Доказательств, подтверждающих, что обществом фактически были ввезены товары, не указанные в ДТ N 10703070/060516/0002456, таможенным органом не представлено.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том, что непредставление декларантом по запросу таможенного органа экспортной декларации страны отправления не могло являться достаточным основанием для корректировки таможенной стоимости.
Обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота. Обществом подтверждался отказ продавца представить экспортную декларацию.
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции верно признал, что у таможенного органа не имелось законных оснований для корректировки таможенной стоимости в силу отсутствия доказательств недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ N 10703070/060516/0002456.
Ссылка в жалобе таможенного органа на судебную практику не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных в это дело доказательств.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, таможенным органом не приведено.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-880/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.