город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2018 г. |
дело N А32-38655/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 по делу N А32-38655/2017 (судья Ермолова Н.А.),
по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края, государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений", Краснодарского краевого объединения организаций профсоюзов
о признании незаконным отказа в государственной регистрации, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права N 23/001/001/808/2017-804 от 28.06.2017, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Краснодарского края в отношении сооружения - стеллы Литера LXII, площадью застройки 93,6 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1980, материал - железобетон, с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края, Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов, ГБУ Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 заявленные требования удовлетворены. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28.06.2017 N 23/001/808/2017-804 в государственной регистрации права собственности признан недействительным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Краснодарского края в отношении сооружения - стеллы Литера LXII, площадью застройки 93,6 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1980, материал - железобетон, с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе управление просит отменить решение, ссылаясь на то, что на государственную регистрацию все необходимые документы представлены не были. В Постановлении от 28.05.2013 N 17085/12 Президиум ВАС РФ указал, что стадион следует рассматривать как единое спортивное сооружение, состоящее из земельного участка, обустроенного особым образом и предназначенного для спортивных игр (футбольное поле и мини-футбольное поле), а также объектов недвижимости вспомогательного характера. Сооружение должно создаваться с соблюдением ряда условий - наличие земельного участка, предоставленного в установленном порядке, и разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Необходимое разрешение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, а также данные о вспомогательном характере объекта недвижимости, не представлены. Кроме того, право собственности на земельный участок, на котором расположен спорный объект, зарегистрировано 06.05.2009, а из кадастрового паспорта следует, что строительство спортивного сооружения завершено в 1980 году.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указало, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 518312), что сторонами не оспаривается. ГБУ Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" была изготовлена техническая документация на стеллу литер LXII с кадастровым номером 23:43:03 04061:1165: технический паспорт по состоянию на 26.11.2012, кадастровый паспорт по состоянию на 28.12.2012. Из технического паспорта от 19.11.2012, кадастрового паспорта по состоянию на 28.12.2012, а также технического заключения ООО "Кадастровый эксперт" от 01.02.2017, следует, что спорный объект - стелла литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, является объектом недвижимого имущества вспомогательного характера в составе объекта недвижимости "Стадион "Кубань" и предназначена для информирования местоположения и названия спортивного стадиона. В состав объекта недвижимости "Стадион "Кубань" входит, в том числе, и литер LXII - стелла (справка государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013 N 414). Таким образом, стелла литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, является составной частью (принадлежностью) объекта недвижимости (главной вещи) - стадиона "Кубань", предназначена для обслуживания главной вещи, связана с ним общим назначением, следует судьбе главной вещи.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указал, что в соответствии с данными технического паспорта, составленного по состоянию на 19.11.2012, стелла лит. LXII является сооружением, относящимся к спортивному стадиону "Кубань", предназначена для информирования местоположения и названия, год завершения строительства - 1980. Стелла лит. LXII существовала с 1980 года и существует в настоящее время, однако как объект недвижимости впервые поставлена на технический учет в 2012 году. Согласно техническому заключению от 01.02.2017 по определению принадлежности к объектам недвижимого имущества вспомогательного назначения объекта "Стелла лит. LXII" площадью застройки 93,6 кв. м, расположенного на территории государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, подготовленного ООО "Кадастровый эксперт", спорный объект "Стелла лит. LXII" является объектом недвижимого имущества вспомогательного назначения. Главная вещь - стадион "Кубань" и составные части главной вещи (принадлежность) - в том числе стелла лит. LXII расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, который принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю и передан в постоянное (бессрочное) пользование государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений". При изложенных выше обстоятельствах, решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 28.06.2017 N 23/001/001/808/2017-804 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект недвижимости не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права и законные интересы департамента, являющегося уполномоченным исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Краснодарского края.
Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов указало, что стадион "Кубань", в состав имущества которого входит и спорный объект недвижимости, ранее принадлежал Совету Федерации Независимых Профсоюзов России. Согласно приложению N 3 к договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992 между Советом Федерации Независимых Профсоюзов России и Краснодарским краевым советом профсоюзов в собственность Краснодарского краевого совета профсоюзов (Крайсовпроф) перешел учебно-спортивный комбинат "Кубань", расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49. Согласно соглашению между администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым советом профсоюзов от 28.06.2007 стороны, исходя из фактических затрат на строительство и реконструкцию стадиона "Кубань", установили доли в праве общей долевой собственности на стадион: администрация Краснодарского края - 21283/62500, доля Крайсовпрофа - 41217/62500. Краснодарским краевым советом профсоюзов право общей долевой собственности на 41217/62500 доли зарегистрировано 17.08.2007 (свидетельство о государственной регистрации 23-АД N322240). 02.10.2007 Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов и Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края заключили государственный контракт N 6 купли-продажи стадиона (доли в стадионе), согласно которому Краснодарское краевое профобъединение передало (продало) в собственность Краснодарского края долю в размере 41217/62500 в стадионе "Кубань", по адресу: г.Краснодар, ул.Железнодорожная, 49. Краснодарское краевое профобъединение не располагает правоустанавливающими или иными документами на объект недвижимости - стеллу с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, литер LXII, расположенный по адресу: г.Краснодар, ул.Железнодорожная, 49.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с исторической справкой государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013 N 2271 и материалами инвентарного дела, зарегистрированного в архиве филиала государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по городу Краснодару за N71041-62, объект недвижимости "Спортивный объект Стадион "Кубань", расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России.
Согласно справке ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013 N 414 об объекте недвижимости, "Стадион Кубань" в состав объекта недвижимости входит, в том числе стелла литер LXII.
По договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992 и на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 23-А N 485392 от 31.01.2002 право собственности на "Стадион Кубань" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.
В соответствии с соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань" от 28.06.2007 N 25, заключенному между Администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" (далее - Крайсовпроф), исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта "Стадион "Кубань" доля Администрации Краснодарского края установлена в размере 21283/62500, доля Крайсовпрофа - в размере 41217/62500, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.08.2007 23-АД N322239 и N 322240.
Согласно пункту 2 соглашения, в объект "Стадион "Кубань" входит в том числе, из стелла литер LXII.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.11.2007 N 933 доля в размере 21283/62500 общей долевой собственности объекта "Стадион "Кубань" была закреплена на праве оперативного управления за Департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края.
На основании государственного контракта купли-продажи стадиона (доли в стадионе) от 02.10.2007 г. N 6, заключенного между Крайсовпрофом и департаментом по физической культуре и спорту Краснодарского края, доля Крайсовпрофа (41217/62500) в стадионе "Кубань" была выкуплена полностью и перешла в государственную собственность Краснодарского края.
Право государственной собственности Краснодарского края на стадион "Кубань" в целом зарегистрировано 18.10.2007 г. (запись в ЕГРП N 23-23-01/317/2007-368).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 09.04.2008 N 345 право оперативного управления департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края на объект "Стадион "Кубань" было прекращено, и указанный объект закреплен на праве оперативного управления за государственным учреждением Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" (свидетельство 23-АД N836486 от 28.04.2008 г.).
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ N 518312), что сторонами не оспаривается.
ГБУ Краснодарского края "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" была изготовлена техническая документация на стеллу литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165: технический паспорт по состоянию на 26.11.2012 г., кадастровый паспорт по состоянию на 28.12.2012 г.
16.03.2017 г. Департамент обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на стеллу литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165.
По результатам проведенной Управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, государственная регистрация была приостановлена до 28.06.2017 г., а впоследствии уведомлением от 28.06.2017 г. N 23/001/808/2017-804 Департаменту было отказано в государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на заявленный объект недвижимого имущества.
Полагая отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности N 23/001/808/2017-804 от 28.06.2017 г. незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 статьи 1 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В статье 26 Закона о регистрации содержится перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав. В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности N 23/001/808/2017-804 от 28.06.2017 г. государственной регистрации права собственности Краснодарского края на стеллу литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165 мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов на спорный объект.
Судом установлено что, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, на котором расположен спорный объект, принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю и передан в постоянное (бессрочное) пользование учреждению.
Согласно представленной на государственную регистрацию декларации об объекте недвижимости, спорное сооружение - стелла Литера LXII, площадью 93,6 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1980, с кадастровым номером 23:43:0304061:1165 расположена по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304061:1026. Из технического паспорта от 19.11.2012 и кадастрового паспорта по состоянию на 28.12.2012, а также технического заключения ООО "Кадастровый эксперт" от 01.02.2017 г., следует, что спорный объект - стелла литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, является объектом недвижимого имущества вспомогательного характера в составе объекта недвижимости "Стадион "Кубань" и предназначена для информирования местоположения и названия спортивного стадиона.
Оценив указанные доказательства суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 134 и 135 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что у субъекта Российской Федерации - Краснодарского края - возникло право собственности в целом на Стадион "Кубань" и его составные части, в том числе на стеллу литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, которое подлежит государственной регистрации.
Между тем судом не учено следующее
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Согласно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. По смыслу данной нормы, вещь, являющаяся принадлежностью главной вещи, не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, и ее единственное назначение - обслуживание главной вещи.
Исходя из смысла указанных норм, имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью только в случае его создания как объекта недвижимости в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке: с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, также данный объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
Доказательства строительства и ввода в эксплуатацию спорного сооружения как самостоятельного объекта недвижимости, с получением предусмотренной законом разрешительной документации, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТу 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения", введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст. Из указанного следует, что объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие конструктивной возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Как следует из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях Президиума N 9626/08 от 16.12.2008, N 14971/09 от 02.03.2010, N 6200/10 от 20.10.2010, критерием отнесения к объектам недвижимости тех объектов, которые представляют собой покрытие земельного участка, является возможность их самостоятельного хозяйственного использования либо при отсутствии такового - вхождение в состав комплекса имущества, для обслуживания которого данные площадки предназначены.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 25) разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса). При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса).
Признание объекта недвижимым имуществом возможно лишь по результатам правовой экспертизы документации, позволяющей дать соответствующую оценку предъявленному для регистрации прав объекту, при этом вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса.
Т.о. при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам (правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520, от 07.04.2016 N 310-ЭС15-16638).
Согласно правовым позициям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09, от 24.09.2013 N1160/13 право собственности может быть зарегистрировано в реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Суд при рассмотрении спора должен дать квалификацию объекту, основываясь на установленных фактических обстоятельствах, определить, имеется ли самостоятельный объект недвижимого имущества, отвечающий признакам, указанным в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса.
Следовательно, вопрос о принадлежности имущества к категории движимого или недвижимого имущества может быть разрешен судом лишь с учетом его технических параметров, исходя из наличия или отсутствия у него самостоятельного функционального назначения, позволяющего рассматривать его в качестве объекта гражданского права (правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.05.2018 по делу N А32-36389/2017).
Судом апелляционной инстанции учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 17085/12, согласно которой такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены
Сам по себе факт государственной регистрации прав на такие объекты за третьими лицами ущемляет интересы собственника земельного участка, и потому суд вправе дать этим объектам иную квалификацию и не применять к отношениям сторон правила о недвижимых вещах (соответствующая правовая позиция была сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 24.01.2012 N 12576/11 и от 04.09.2012 N 3809/12).
В техническом паспорте на сооружение стелла литер LXII (инвентарный номер 71014-62), расположенное по адресу: г.Краснодар, Центральный округ, ул. Железнодорожная, 49, на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0304061:1026, изготовленного по состоянию на 19.11.2012 указаны следующие характеристики конструктивных элементов: конструкция - железобетонная, площадь застройки 93,6 кв.м.
В исследовательской части технического заключения ООО "Кадастровый эксперт" от 01.02.2017 г отражено, что исследуемый объект возведен в 1980 году и представляет собой сложную конструкцию в состав которой входят железо-бетонные колонны на железобетонном основании. Стелла входит в комплекс сооружений стадиона "Кубань" и предназначена для информирования местоположения и названия. Исследуемый объект имеет неразрывную связь с землей (монолитное бетонное основание), выполняет вспомогательную функцию по отношению к расположенному на том же земельном участке основному объекту.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в совокупности в т.ч., техническую документацию на стеллу литер LXII, суд приходит к выводу, что спорный объект - стелла литер LXII с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, не является объектом гражданского оборота, имеющего самостоятельное функциональное назначение, в связи с чем, на нее не может быть зарегистрировано право собственности как на объект недвижимого имущества.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края в отношении сооружения - стеллы Литера LXII, площадью застройки 93,6 кв.м., год ввода в эксплуатацию - 1980, материал - железобетон, с кадастровым номером 23:43:0304061:1165, расположенной по адресу: г.Краснодар, ул. Железнодорожная, 49, N 23/001/001/808/2017-804 от 28.06.2017, является законным и не противоречит положениям закона N 218-ФЗ.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2018 по делу N А32-38655/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38655/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2018 г. N Ф08-9048/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: - Краснодарское краевое объединение организаций профсоюзов, ГБУ КК "ДИРЕКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ДИРЕКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ", Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края