г. Челябинск |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А34-13485/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 21 декабря 2017 года по делу N А34-13485/2017 (судья Лунева Ю.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Управление, страховщик, фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Эксклюзив", страхователь) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 1500 руб. за отчетный период сентябрь 2016 года, в связи с истечением срока для добровольного исполнения требования от 20.03.2017 N 055S01170126694.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.12.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований фонду отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального права. В частности страховщик полагает, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что выразилось в предоставлении страхователем недостоверных и неполных сведений по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2016 года. Фонд указывает на то, что, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании санкций с общества не нарушен и оснований для обращения с каким-либо ходатайством о восстановлении срока у фонда не имелось. При обращении в суд с указанным заявлением действует общий трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также срок, предусмотренный частью 19 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Эксклюзив" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1134501003670 (л.д. 20 - 23).
ООО "Эксклюзив" (регистрационный номер в ПФР 055-004-037721) 02.12.2016 в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представило в фонд форму СЗВ-М, тип "исходная", за сентябрь 2016 года, указав отчетный период - "09", т.е. сентябрь 2016 года и получило положительный Протокол о приеме сведений в органе ПФР (л.д. 16 - 18).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) по результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ обществом "Эксклюзив", 23.01.2017 был составлен акт N 055S18170000064 (л.д. 10).
Фондом 22.02.2017 вынесено решение N 055S19170000231 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ООО "Эксклюзив"привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, штрафам в сумме 1500 руб. за непредставление страховщиком в установленный срок сведений о застрахованных лицах (л.д. 12).
Обществу на основании указанного решения фондом 20.03.2017 выставлено требование N 055S01170126694 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 07.04.2017 (л.д. 14).
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением пропущен установленный срок для взыскания санкций по требованию N 055S01170126694; ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании санкций, не заявлено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 212 АПК РФ установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 АПК РФ.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, общество в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 года N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 года (форма СЗВ-М).
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей в спорный период,, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года обществом представлены в Управление 02.12.2016 при сроке представления до 10.11.2016 (пропуск срока на 53 дня), что подтверждается протокол проверки отчетности страхователя (л.д. 18).
Таким образом, ООО "Эксклюзив"допущено нарушение срока представления сведений, что свидетельствует о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле.
С учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых несвоевременно представлены сведения (3), размер штрафа составил 1500 руб.
Вместе с тем, взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 5.4 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).
Кроме того, Законом N 250-ФЗ внесены изменения в статью 17 Закона N 27-ФЗ.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ, ни в ранее действовавшей редакции, ни в редакции Закона N 250-ФЗ не установлен срок для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Закона N 250-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием спорного штрафа, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат рассмотрению с учетом сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок давности взыскания задолженности по финансовым санкциям включает трехмесячный срок на предъявление требования, десятидневный срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования от 20.03.2017 N 055S01170126694 истек 07.04.2017, следовательно, последний день подачи заявления в суд в соответствии с установленным законом сроком о взыскании штрафа - 09.10.2017 (с учетом выходных дней).
Фонд обратился в суд с настоящим заявлением 22.11.2017 (л.д. 3), то есть по истечении шестимесячного срока, установленного законом для обращения с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, учитывая характер заявленных требований, полагает, что у фонда было достаточно времени для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд с рассматриваемым заявлением, фондом не представлено (не приведено).
Материалами дела достоверно подтверждается, и то, что Управление не обращалось с ходатайством о восстановлении срока подачи заявления в суд первой инстанции.
Кроме того, в обоснование доводов апелляционной жалобы фонд также ссылается на то, что в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности три года.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, как основанный на ошибочном толковании заявителем норм права.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством, а, как следует из статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации, властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах.
Исходя из изложенного, положения статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общий срок исковой давности, неприменимы к правоотношениям, связанным со взысканием санкций в рамках Закона N 27-ФЗ.
Применению также не подлежит и часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, которой предусмотрен трехгодичный срок давности для привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, так как взыскание в судебном порядке указанных штрафов в настоящее время регулируется в аналогичном порядке нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанный Управлением трехгодичный срок не является сроком для обращения в суд с заявлением о взыскании со страхователя финансовой санкции.
Помимо всего, суд апелляционной инстанции также учитывает следующее.
В соответствии с абзацем 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта.
Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Как верно установлено судом первой инстанции в адрес заинтересованного лица поступил акт, в котором указано, что рассмотрение акта будет проходить 21.02.2017 в 10 час. 00 мин., однако решение по результатам рассмотрения акта от 23.01.2017 принято 22.02.2017.
Страхователь ни в указанное в акте время (21.02.2017), ни в день вынесения решения (22.02.2017) не явился, возражений и пояснений в адрес УПФР от страхователя не поступало.
Таким образом, каких - либо надлежащих доказательств извещения страхователя о дате рассмотрения акта именно 22.02.2017 заявителем в материалы дела не представлено.
Обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.
Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
Поскольку в рассматриваемом деле заявитель не представил документы, а именно акт либо иное уведомление, с указанием времени и месте рассмотрения (22.02.2017), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявителем были нарушены права страхователя на участие в рассмотрении материалов проверки.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Управления о взыскании с заинтересованного лица финансовых санкций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 21 декабря 2017 года по делу N А34-13485/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.