г. Вологда |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А66-16045/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от ответчика Барсуковой О.А. по доверенности от 01.12.2017 N 202/2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2018 года по делу N А66-16045/2017 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (ОГРН 1046900071635, ИНН 6901062451; место нахождения: 170008, город Тверь, проспект Волоколамский, дом 3; далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" (ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516; место нахождения: 170008, город Тверь, улица 15 лет Октября, дом 7; далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 12 января 2018 года Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой. Доводы жалобы и дополнения к жалобе сводятся к тому, что обращение с осадком сточных вод относится к процессу водоотведения и не может признаваться обращением с отходами.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы, изложенные в жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 02.05.2017 N 481-ПР о проведении проверки исполнения природоохранного законодательства Обществом (т. 1, л.д. 59-65) и распоряжения Управления от 06.06.2017 N 599-ПР о продлении срока проведения на 20 рабочих дней, с окончанием не позднее 06.07.2017 (т. 1, л.д. 66) заявителем проведена плановая выездная проверка Общества.
В ходе проверки специалистом филиала ЦЛАТИ по Тверской области Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (далее - филиал ЦЛАТИ по Тверской области ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО) отобраны пробы отходов (осадки с очистных сооружений, обезвоженные осадки с иловых карт, иловые осадки с иловых карт) на определение класса опасности методом битестирования.
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования от 30.05.2017 N 50-Б/РО установлено, что исследованная проба (водная вытяжка) "осадок с очистных сооружений" (место отбора - г. Тверь, Большие Перемерки, д. 42, к. 1, очистные сооружения - иловая карта N 19) относится к IV (четвертому) классу опасности для окружающей среды, что соответствует виду отхода - смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженная малоопасная (код ФККО 7 22 421 11 39 4), о чем имеется экспертное заключение филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО от 31.05.2017 N 19(т. 1, л.д. 30-32).
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования от 30.05.2017 N 51-Б/РО установлено, что исследованная проба (водная вытяжка) "осадок с очистных сооружений" (место отбора - г. Тверь, Большие Перемерки, д. 42, к. 1, очистные сооружения - иловая карта N 20) относится к V (пятому) классу опасности для окружающей среды, что соответствует виду отхода - смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод аэробно стабилизированная, обезвоженная, практически неопасная (код ФККО 7 22 431 12 39 5), о чем имеется экспертное заключение филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО от 31.05.2017 N 19 (т. 1, л.д. 30-32).
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования от 26.06.2017 N 60-Б/РО установлено, что исследованная проба (водная вытяжка) "обезвоженный осадок с иловых карт" (место отбора - г. Тверь, Большие Перемерки, д. 42, к. 1, очистные сооружения - иловая карта N 15) относится к IV (четвертому) классу опасности для окружающей среды, что соответствует виду отхода - смесь, осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженная малоопасная (код ФККО 7 22 421 11 39 4), о чем имеется экспертное заключение филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО от 28.06.2017 N 21 (т. 1, л.д. 41-43).
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования от 26.06.2017 N 61-Б/РО установлено, что исследованная проба (водная вытяжка) "обезвоженный осадок с иловых карт" (место отбора - г. Тверь, Большие Перемерки, д. 42, к. 1, очистные сооружения - иловая карта N 25) относится к V (пятому) классу опасности для окружающей среды, что соответствует виду отхода - смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод аэробно стабилизированная, обезвоженная, практически неопасная (код ФККО 7 22 431 12 39 5), о чем имеется экспертное заключение филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО от 28.06.2017 N 21 (т. 1, л.д. 41-43).
По результатам токсикологического анализа методом биотестирования от 10.07.2017 N 85-Б/РО установлено, что исследованная проба (водная вытяжка) "иловый осадок с иловой карты" (место отбора - г. Тверь, Большие Перемерки, д. 42, к. 1, очистные сооружения - иловая карта N 21) относится к V (пятому) классу опасности для окружающей среды, что соответствует виду отхода - смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод аэробно стабилизированная, обезвоженная, практически неопасная (код ФККО 7 22 431 12 39 5), о чем имеется экспертное заключение филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО от 10.07.2017 N 22 (т. 1, л.д. 52-54).
Результаты проверки отражены административным органом в акте от 11.07.2017 N 62-258-2017.
В ходе проведенной проверки Управлением установлено, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), а именно: обезвреживание отходов (смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженная малоопасная (код ФККО 7 22 421 11 39 4) IV класса опасности.
При этом лицензия на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности у Общества отсутствует, что является нарушением требований Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
По факту выявленного нарушения составлен акт проверки от 11.07.2017 N 62-258-2017, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ от 02.10.2017 N 33-317-2016.
Посчитав состав правонарушения установленным, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статья 3 Закона N 99-ФЗ определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ к деятельности, на которые требуются лицензии, в том числе, относится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности по обезвреживанию отходов IV класса опасности в отсутствие специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о совершении Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод ответчика о том, что обращение с осадком сточных вод относится к процессу водоотведения и не может признаваться обращением с отходами, судом первой инстанции правомерно отклонен.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Как указано в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015 N АС-03-02-36/21630, учитывая, что размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности: "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации", "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод", "ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод"), осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, целесообразно считать иловые карты (площадки) объектом обезвреживания отходов.
Под отходами производства и потребления в силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе, в том числе оказания услуг.
Таким образом, отходы IV класса опасности, образовавшиеся в процессе оказания Обществом услуг водоотведения, также являются отходами производства и потребления по смыслу статьи 1 Закона N 89-ФЗ и положения данного закона к спорным правоотношениям применены судом первой инстанции правильно.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 января 2018 года по делу N А66-16045/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.