г. Саратов |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А06-3337/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 19.03.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 21.03.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 ноября 2017 года по делу N А06-3337/2017 (судья Аюпова А.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Мусаева Гаруна Мудуновича (г. Астрахань)
к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178, г. Астрахань)
третье лицо: Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Астраханской области и Республике Калмыкия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1093015002882, ИНН 3015088187, г. Астрахань)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от ИП Мусаева Г.М. - Мусаев Г.М., паспорт; Жукова Н.И., доверенность от 09.02.2017 (срок доверенности 30 года);
от Администрации Муниципального образования "Город Астрахань" - Алханова Р.М., доверенность N 30-09-8 от 12.01.2018 (срок доверенности до 31.12.2018);
от Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Астраханской области и Республике Калмыкия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Мусаев Гарун Мудунович (далее - ИП Мусаева Г.М., предприниматель) и Адаев Надерхул Пазылович обратились в Арбитражного суда Астраханской области с заявлением к Администрации Муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Администрация), Простому товариществу индивидуальных предпринимателей в лице Серединой Эллы Юрьевны, Чернецкой Татьяне Алексеевне об обязании восстановить ИП Мусаева Г.М. в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО "Город Астрахань"; об обязании выдать ИП Адаеву Н.П. карту маршрута N 18С "Река Царев - поселок Войкова"; о включении Мусаева Г.М. в договор простого товарищества индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров на регулярном муниципальном маршруте N 18С от 14.12.2015 года; о внесении изменений в договор от 14.12.2015 года в части вклада участника N 1 (Середина Элла Юрьевна) транспортные средства в количестве 3 ед., место на маршруте в количестве 3 ед. на вклад участника N 1 (Середина Элла Юрьевна) транспортные средства в количестве 2 ед., место на маршруте в количестве 2 ед.; о внесении изменений в договор от 14.12.2015 года в части вклада участника N 24 (Чернецкая Татьяна Алексеевна) транспортные средства в количестве 3 ед., место на маршруте в количестве 3 ед. на вклад участника N 24 (Чернецкая Татьяна Алексеевна) транспортные средства в количестве 2 ед., место на маршруте в количестве 2 ед.
Требования ИП Адаева Надерхулы Пазыловича об обязании Простого товарищества индивидуальных предпринимателей по регулярному муниципальному маршруту N 18С в лице уполномоченного Товарищества Серединой Э.Ю. выдать карту маршрута N 18С "Река Царев - поселок Войкова" на имя Адаева Н.П. выделено в отдельное производство с присвоением делу самостоятельного номера.
Определением суда от 23.08.2017 года в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принято к производству заявление об уточнении требований, в соответствии с которым ИП Мусаев Г.М. просит суд признать незаконными действия по исключению его из реестра перевозчиков муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО "Город Астрахань" и обязать внести в реестр перевозчиков муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО "Город Астрахань".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02 ноября 2017 года признаны незаконными действия Администрации муниципального образования "Город Астрахань" по исключению ИП Мусаева Г.М. из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании "Город Астрахань". В порядке восстановления нарушенного права суд обязал Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" восстановить в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании "Город Астрахань" ИП Мусаева Г.М.
Администрация муниципального образования "Город Астрахань" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ИП Мусаев Г.М. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Астраханской области и Республике Калмыкия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явилось. Надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.01.2018, 20.02.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 августа 2015 года ИП Мусаевым Г.М. в Администрацию г. Астрахани были представлены сведения о муниципальном маршруте регулярных перевозок.
На основании представленных сведений, Управлением транспорта и пассажирских перевозок сведения о маршрутах регулярных перевозок были размещены на официальном сайте Администрации МО "Город Астрахань" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в Реестр муниципальных маршрутов в качестве перевозчика по муниципальному маршруту N 18с включен ИП Мусаев Г.М.
Впоследствии, из Реестра муниципальных маршрутов по муниципальному маршруту N 18с исключены сведения о перевозчике ИП Мусаеве Г.М.
ИП Мусаев Г.М., не согласившись с действиями Администрации по исключению сведений о нем из реестра муниципальных маршрутов, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Федеральный закон от 13.07.2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) не предполагает исключение из реестра муниципальных маршрутов сведений о перевозчиках без принятия решения об исключении таких сведений, а в отношении ИП Мусаева Г.М. никакого мотивированного решения об исключении сведений о названном предпринимателе из реестра не принималось, следовательно, названные действия Администрации являются незаконными.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом N 220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (делее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 220 ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившим данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение 30 дней со дня официального опубликования данного Федерального закона, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования названного Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления сведения о данных маршрутах.
Согласно пункту 2 статьи 39 указанного Закона N 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Исходя из правового смысла вышеназванных норм права следует, что заинтересованные юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют в уполномоченный орган сведения о маршрутах при условии осуществления ими регулярных перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, исходя из положений статьи 39 Закона N 220-ФЗ следует, что предприниматель вправе был направить в Администрацию сведения о себе как о лице, осуществляющем перевозку по муниципальному маршруту N 18с с приложением подтверждающих это обстоятельство документов, а именно, договора, разрешения и паспорта указанного маршрута регулярных перевозок.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, такие документы у предпринимателя отсутствуют и в Администрацию не направлялись.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Мусаев Г.М. на день вступления в силу Закона N 220-ФЗ оказывал услуги регулярных пассажирских перевозок по маршруту N 18с "Река Царев - пос. Войкова" на основании постановления мэра г. Астрахани N 2208-м от 27.12.2005 года и выданной индивидуальному предпринимателю маршрутной карты (т. 2 л.д. 55).
В порядке статьи 39 Закона N 220-ФЗ индивидуальным предпринимателем 11.08.2015 года в Администрацию направлены сведения о муниципальном маршруте регулярных перевозок на 1 листе (т. 1 л.д. 104).
На основании представленных сведений, в соответствующий реестр были включены сведения о перевозчике Мусаеве Г.М.
При этом, индивидуальный предприниматель не оспаривает факт того, что документов, предусмотренных п. 1 ст. 39 Закона N 220-ФЗ (договора, разрешения, паспорта маршрута) у Мусаева Г.М. не имелось.
Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Мусаеву Г.М. была выдана карта маршрута регулярных перевозок серия ГА-30 N 001095 (регистрационный номер 57) по маршруту N 18с "Река Царев - пос. Войкова" на период с 08 апреля 2016 года по 13 июля 2016 года (т. 1 л.д. 16).
Пунктом 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
В силу части 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Кроме того частью 7.1. статьи 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что непредставление указанного договора в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена выдача свидетельств, в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, признается отказом от заключения договора простого товарищества, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.
24.12.2015 в Администрацию с заявлением о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок обратилась Уполномоченный участник договора простого товарищества индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на регулярном муниципальном маршруте г. Астрахани N 18с, Середина Э.Ю. на основании договора простого товарищества (т. 1 л.д. 11).
Представленный договор простого товарищества индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на регулярном муниципальном маршруте г. Астрахани N 18с, от 14.12.2015 заключен между ИП Серединой Э.Ю., ИП Нестеровой О.Н., ИП Линевым Е.А., ИП Ворониной Е.В., ИП Магомедовым Д.М., ИП Ильясовой А.И., ИП Искаковым Р., ИП Куджаевым А.А., ИП Абдуллаевым Х.Р., ИП Путирезде Х.М., ИП Рахматуллиной Э.Р., ИП Кахниашвили Г.Б., ИП Чахалидзе М.М., ИП Борзых Л.В., ИП Кусаиновым М.Х., ИП Степовым Г.П., ИП Ивановым С.С., ИП Русецкой Т.Ф., ИП Трошиным В.А., ИП Кравцовой И.А., ИП Стукаловой Н.Г., ИП Мороз М.В., ИП Хидировым С.А., ИП Чернецкой Т.А., ИП Вдовухиным В.А., ИП Гусевым Е.А., ИП Адаевым Н.П., ИП Фроловым С.А., ИП Кананыхиным Н.В., ИП Утегуловым К.А., ИП Давлеталиевым Г.Д., ИП Гужеля А.П. (т. 1 л.д. 11-15).
Доказательств заключения указанного договора с ИП Мусаевым Г.М., а также доказательств направления предпринимателем в Администрацию соответствующего заявления в письменной форме о выдаче ему свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новых карт маршрута регулярных перевозок, с приложением иного договора простого товарищества в материалы дела не представлено.
Поскольку договор простого товарищества между ИП Мусаевым Г.М. и указанными выше лицами не заключался, уполномоченным органом правомерно были совершены действия по исключению предпринимателя из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО "Город Астрахань".
При этом, Федеральным законом N 220-ФЗ от 13.07.2015 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено принятие решения об исключении сведений о перевозчике из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Поскольку Закон N 220-ФЗ не содержит требований о принятии решения об исключении, следовательно, у уполномоченного органа местного самоуправления отсутствовала обязанность по принятию названного решения.
Повторно исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что со стороны Администрации отсутствует нарушение положений действующего законодательства, а также прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное предпринимателем не доказано.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводам, не соответствующим фактическим материалам дела, не установил всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Придя к выводу об отмене обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с чем, решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 ноября 2017 года по делу N А06-3337/2017 подлежит отмене, а апелляционная жалоба Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 ноября 2017 года по делу N А06-3337/2017 отменить.
Принять по делу N А06-3337/2017 новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Мусаевым Гаруном Мудуновичем требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.