город Ростов-на-Дону |
|
23 марта 2018 г. |
дело N А32-39523/2017 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельта"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.12.2017 по делу N А32-39523/2017 (судья Хмелевцева А.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельта"
к заинтересованному лицу Краснодарскому территориальному отделу государственного надзора по Краснодарскому краю ЮМТУ Росстандарта
об отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельта" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому территориальному отделу государственного надзора по Краснодарскому краю ЮМТУ Росстандарта (далее - заинтересованное лицо, отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2017 N 104 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием признаков состава административного правонарушения. Кроме того, сертификат соответствия N C-DE.MT1.B.03854 TR 1674376 сроком действия с 01.09.2014 по 11.07.2016, свидетельство об утверждении средства измерения от 11.11.2015 СИ N 022678 сроком действия от 03.11.2020, установлением интервала между проверками 2 года, т.е. до 11.11.2017, сертификат соответствия RU N 0490925 сроком действия с 10.07.2017 по 09.07.2017 размещены на сайте официального производителя, следовательно, производителем тахографов, а так же обществом, были предприняты все необходимые меры, направленные на соблюдение требований законодательства. Транспортные средства, имеющие карту допуска к осуществлению международных перевозок, согласно Приложению N 2 к Приказу N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, устанавливаемых на транспортные средства" подпадают под исключение на средства общества.
В дополнениях к апелляционной жалобе обществом указало на то, что спорные тахографы не нуждаются в утверждении типа, поскольку транспортные средства имеют карты допуска для международных перевозок, и данные транспортные средства согласно приложению N 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36 подпадают под исключение (карты допуска на 29 автомобилей, по которым была проведена проверка).
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для вызова сторон в судебное заседание не установлено.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа ЮМТУ Росстандарта от 18.07.2017 в отношении общества на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" отдел провел плановую выездную проверку, в ходе которой установлено, что документы, сертификаты калибровки цифровых тахографов DTCO1381 выданные ООО"Звезда"N 0001846819, N 0001846387, N 0002556642, N 0000355371, N 0001853494, N 0002248903, N 0002556743, N 0002556665,N 0002210973, N 0002028696,N 0002556785, N 0002067160, N 0002019896, N 0003574058, N 0002249027, N 0002062716, N 0002071968, N 0002062755, N 07401142, N 0001880454, N 0001853234, N 0002133794, N 0002067151, N 00020628052, N 0002210919, N 0001861702, N 0001853425, N 0001871329, N 0001872468 неутвержденного типа.
В представленном Руководстве по эксплуатации цифрового тахографа DTCO 1381 отсутствует информация об утвержденного типа средства измерения (внесении данных тахографов в Госреестр средств измерений (Госреестр СИ), и отсутствует маркировка знаком утвержденного типа СИ.
В том числе, к осмотру должностному лицу Краснодарского отдела госнадзора ЮМТУ Госстандарта были представлены ООО "Сельта" транспортные средства: автомобили MAN TGS 18.360 4*2 BLS, MAN TGS 26.350 6*2-2 BL-WW с установленными на них выше указанными тахографами, явившихся предметом проверки.
24.08.2017 отделом зафиксированы указанные нарушения в протоколе проверки применения эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям, 24.08.2017 составлен протокол осмотра N 54, 25.08.2017 в присутствии представителей общества составлен акт проверки N 7.06.34-788, 01.09.2017 протокол об административном правонарушении, копия которого вручена представителю.
01.09.2017 отделом вынесено постановление N 104 по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в частности, за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, в виде наложения на юридических лиц штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при выполнении измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда и при выполнении измерений при обеспечении безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.09.2011 N 1034н утвержден "Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" (далее Приказ N 1034н). Приказом МВД России от 8.11.2012 N 1014 (в ред. Приказа МВД России от 20.01.2015 N 32) утвержден "Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним".
Сведения о Перечнях измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования, размещены в открытом доступе на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта): http://www.gost.ru/ (Метрология, Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, Единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования).
Согласно части 5 статьи 1 Закона N 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.
В силу части 6 статьи 1 Закона N 102-ФЗ обязательные требования к измерениям, эталонам величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливайся законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку (ч. 1 ст. 5 Закона N 102-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 102-ФЗ тип, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения, единства измерении подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежат в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические липа обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15) устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (установленные Приложением N 1 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36) разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, с их помощью обеспечиваются безопасные условия труда и отдыха.
Обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности, к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах определены пунктом 42 Приложения N 2 к Приказу N 1034н.
Приложением N 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (изданному в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"), установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
Применение в деятельности общества средств измерений неутвержденного типа, не прошедших в установленном порядке поверку, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, в деянии общества имеются признаки состава вмененного правонарушения.
Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что сертификат соответствия N C-DE.MT1.B.03854 TR 1674376 сроком действия с 01.09.2014 по 11.07.2016, свидетельство об утверждении средства измерения от 11.11.2015 СИ N 022678 сроком действия от 03.11.2020, установлением интервала между проверками 2 года, т.е. до 11.11.2017, сертификат соответствия RU N 0490925 сроком действия с 10.07.2017 по 09.07.2017 размещены на сайте официального производителя, следовательно, производителем тахографов, а так же обществом, были предприняты все необходимые меры, направленные на соблюдение требований законодательства, по следующим основаниям.
Приведенными выше нормами законодательства предусмотрена обязанность оснащения транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителей транспортного средства (тахографы) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, вне зависимости от того, осуществляют ли они коммерческие или некоммерческие перевозки, (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения").
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносится в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Утверждение типа средств измерений осуществляется не в отношении каждого конкретного технического средства, а совокупности средств измерений. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по заявлению осуществляющих разработку, выпуск их производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений.
Отнесение используемых Обществом тахографов к средствам измерений подтверждается приведенными выше приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии об утверждении типов средств измерений.
С момента издания приказов об утверждении типов средств измерений и размещения сведений об утверждении типа средств измерений в открытом доступе на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии официально подтверждено, что тахографы установленные на автотранспорте Общества, являются средствами измерений, а не техническими средствами.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что транспортные средства, имеющие карту допуска к осуществлению международных перевозок, согласно Приложению N 2 к Приказу N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, устанавливаемых на транспортные средства" подпадают под исключение на средства общества.
Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 утверждены требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (далее - Приказ N 36). 7 Пункт 2 приказа N 36 устанавливает, что тахограф подлежит поверке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из содержания пункта Приказа N 36, на который ссылается общество, следует, что тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для 12 осуществления международных автомобильных перевозок оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки. Данный пункт не позволяет обществу отказаться от оснащения тахографами своих транспортных средств, а лишь указывает на ненадобность дополнительного оснащения тахографами машин, которые оснащены контрольными устройствами (тахографы) в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Женева, 1 июля 1970 г.) (далее - Соглашение).
Данное Соглашение предусматривает установку и использование на транспортных средствах, зарегистрированного на их территории, контрольного устройства согласно требованиям настоящего соглашения (статья 10 Контрольное устройство), однако такой информации по регистрации контрольного устройства в соответствии с требованиями Соглашения общество не представило.
Вывод общества об отсутствии необходимости оснащать тахографами транспортные средства, имеющие карты допуска для международных перевозок, основан на неверном толковании норм права.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерения, обязаны своевременно представлять их на поверку.
В силу положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ указано, что порядок отнесения технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению.
При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ и пункта 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.94 N 125, предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерения, обязаны своевременно представлять их на поверку. Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 25.06.2013 N 970 утвержден "Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений" (далее - Регламент), согласно которому определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги (пункт 1 Регламента).
В соответствии с пунктом 2 Регламента заявителями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений. Таким образом, общие требования к тахографам, как средствам измерения, быть поверенными, прямо следуют из общих норм.
Кроме того, пунктом 4.7.6 ГОСТ Р 51709-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. определены требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст) с момента принятия данного документа было установлено, что тахографы должны быть работоспособны, метрологически поверены в установленном порядке и опломбированы.
Данный ГОСТ входит в утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колестных транспортных средств". При этом добровольность применения в данном случае указывает на то, что всякое государство вправе решать, применять ли его. В таком случае ГОСТ становится частью правового регулирования и должен соблюдаться резидентами данного государства. Однако это не значит, что применение ГОСТА определяется самими участниками хозяйственной деятельности.
Это следует из подпункта 81 пункта 5 раздела V технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011). Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2017 по делу N А32-39523/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 229, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.