г. Хабаровск |
|
28 марта 2018 г. |
А04-964/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: не явились;
от Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 26.12.2017
по делу N А04-964/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Наринской С.А.
по иску Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области
к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
о взыскании 1 643 015 руб.
УСТАНОВИЛ:
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Амурской области (ОГРН 1022800524163, ИНН 2801028065; далее - ТФОМС Амурской области, Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1042800143638, ИНН 2825009304; далее - НУЗ "Узловая больница на станции Февральск ОАО "РЖД", медицинское учреждение, ответчик) о взыскании 1 643 015 руб., в том числе 1 493 650 руб. - средств фонда обязательного медицинского страхования, использованных по нецелевому назначению, 149 365 руб. - штрафа (с учетом уточнения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 26.12.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, медицинское учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, приводит доводы о том, что расходы на оплату заработной платы врача психиатра-нарколога и его медицинской сестры врача, обучение врача психиатра-нарколога, приобретение рентгеновского аппарата, оплату аренды квартир для медицинского персонала должны оплачиваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, не предоставление исчерпывающих доказательств, подтверждающих использование средств ОСМ при наличии на счете средств из иных источников.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 27.03.2018 в 14 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
Истец направил ходатайство в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о проведении судебного заседания путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 в удовлетворении ходатайства отказано, в связи с отсутствием у Арбитражного суда Амурской области технической возможности проведения заседания.
Стороны, извещенные о рассмотрении дела, явку представителей не обеспечили, истец направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А04-328/2017 Арбитражного суда Амурской области (решение от 23.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 N 06АП-40/2017, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.11.2017 N Ф03-4537/2017) приказом ТФОМС Амурской области от 14.10.2016 N 294 специалистами фонда проведена плановая проверка расходования средств обязательного медицинского страхования в медицинском учреждении за период с 01.01.2015 по 30.06.2016.
Обстоятельства проведения плановой проверки в период с 24.10.2016 по 03.11.2016 и выявленные нарушения отражены в акте от 03.11.2016.
Из акта следует, что фондом выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 674 650 руб., в том числе: 715 550 руб. - заработная плата врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год; 37 100 руб. - обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году; 300 000 руб. - со счета по учету средств ОМС переведены на основной счет Учреждения здравоохранения для приобретения аппарата рентгеновского в 2015 году, подтверждающих документов о возврате средств на лицевой счет ОМС не предоставлено; 622 000 руб. - оплата квартир, арендованных у физических лиц, для медицинского персонала, в том числе: в 2015 году - 384 000 руб., за 6 месяцев 2016 года - 238 000 руб.
Помимо этого, в акте указано, что перечисленные выше расходы в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинского помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.12.2014 N 756 (далее - Территориальная программа 2015), должны финансироваться за счет средств областного бюджета; психиатрия и наркология в сферу ОМС не входит; расходы на приобретение медицинского оборудования, аренду квартир у физических лиц для медицинского персонала в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не входят.
Кроме этого, фондом выявлено, что в нарушение части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС, Закон N 326), раздела 5 Территориальной программы 2015, подпункта "г" пункта 38 Тарифного соглашения обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 в медицинской организации осуществлялось использование целевых средств обязательного медицинского страхования на цели, не входящие в сферу ОМС, на общую сумму 1 674 650 руб.
По результатам проверки учреждению здравоохранения предложено устранить выявленные нарушения: восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 1 674 650 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления, путем перечисления средств на расчетный счет ТФОМС Амурской области и оплатить штраф в размере 167 465 руб. - 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.
Не согласившись с актом от 03.11.2016, учреждение медицинская организация обратилась в Арбитражный суд Амурской области с соответствующим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ, по которому возбуждено производство N А04-328/2017.
Решением от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.11.2017 акт фонда от 03.11.2016 признан недействительным в части выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на арендную плату на сумму 181 000 руб. и начисления на данную сумму штрафа в размере 18 100 руб. В остальной части в удовлетворении заявления медицинского учреждения отказано.
В рамках настоящего спора ТФОМС Амурской области со ссылкой на выявленные нарушения обратился с требованием о взыскании средств фонда, использованных по нецелевому назначению в размере 1 493 650 руб., а также суммы штрафа 149 365 руб.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и изучив материалы дела, апелляционный суд не находит основания для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс, БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 326 являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
Как установлено пунктом 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ, для целей данного Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Частью 2 статьи 28 Закона N 326 определено, что страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Статьей 37 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что медицинские организации - участники обязательного медицинского страхования обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, исключительно на цели, определенные законодательством об обязательном медицинском страховании.
Пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, согласно пункту 156 которых тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с главой XI "Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.
В силу пункта 158 Правил обязательного медицинского страхования в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Приведенный перечень затрат является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 3.9 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2015 год от 21.01.2015 структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы только на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 3.17 Тарифного соглашения на 2015 год от 21.01.2015, пунктом 3.12 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 использование медицинскими организациями средств ОМС на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС, а также на оплату расходов, не включенных в структуру тарифов, является нецелевым.
Следовательно, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы медицинской организации на арендную плату за пользование имуществом, которое непосредственно используется такой организацией в процессе оказания медицинской помощи.
При этом целевым, является приобретение медицинского оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с пунктом 37 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, пунктом 3.9 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2015 год от 21.01.2015 и пунктом 3.8 раздела 3 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на 2016 год от 20.01.2016 расходы на приобретение аппарата рентгеновского, оплату за аренду квартир не включены в структуру тарифа по ОМС.
Расходы на заработную плату врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога за 2015 год, обучение врача психиатра-нарколога по циклу "Психиатрия" в 2015 году в соответствии с разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.12.2014 N 756, должны финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов.
Давая оценку обоснованности требований, суд первой инстанции правомерно сослался на обстоятельства, установленные по ранее рассмотренному по делу N А04-328/2017 имеющим преюдициально значение для настоящего спора.
В частности по делу N А04-328/2017 при исследовании платежных поручений о расходовании денежных средств на оплату труда врача психиатра-нарколога и медицинской сестры врача психиатра-нарколога, обучение врача психиатра-нарколога, аренду квартир у физических лиц, установлено, что указанные платежи производились в течение нескольких последующих дней после зачисления денежных средств ОМС от страховых компаний на счет учреждения для операций со средствами ОМС N 40703810603000072423.
В материалах дела имеется счет ООО "МедХимСнаб-ДВ" от 02.12.2015 N 61 на оплату 3 400 000 руб. за аппарат рентгеновский, платежное поручение учреждения от 04.12.2015 N 2171 о перечислении 300 000 руб. со счета ОМС N 40703810603000072423 на основной счет учреждения, платежное поручение от 04.12.2015 N 2172 о перечислении 3 400 000 руб. с основного счета учреждения на счет ООО "МедХимСнаб-ДВ" N 61 с указанием "за аппарат рентгеновский".
Относительно перечисления учреждением здравоохранения со счета ОМС 300 000 руб. на приобретение рентгеновского аппарата, суды обоснованно признали правомерными выводы ТФОМС по Амурской области о нецелевом расходовании данных средств, начислении штрафа в размере 30 000 руб. за нецелевое использование средств ОМС на сумму 300 000 руб., направленных на приобретение рентгеновского аппарата.
Таким образом, возражения ответчика о недоказанности использования средств ОМС на приобретение оборудование, а также обоснованность включение расходов на заработную плату и аренду за счет средств фонда противоречат приведенным выше нормативным актам и исследованным обстоятельствам.
На основании изложенного, суд правомерно взыскал с ответчика сумму использованных по нецелевому назначению средств 1 493 650 руб.
Руководствуясь частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, истцом начислен штраф в размере 10 % процентов от суммы нецелевого использования средств на сумму 1 493 650 руб. в размере 149 365 руб., который правомерно взыскан судом.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение признается законным и не подлежащим отмене. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.12.2017 по делу N А04-964/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.